Решение от 21.02.2023 по делу № 2-498/2023 (2-6133/2022;) от 07.10.2022

2-498/2023

УИД 22RS0068-01-2022-007050-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... ФИО5 края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах Шестаковой ...., действующей в интересах несовершеннолетней Шестаковой .... к КГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» о признании незаконными отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор .... в интересах Шестаковой Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Шестаковой А.В., 2014 г.р., обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) о признании незаконным отказа, о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе Шестаковой Н.Н. на отказ КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.

ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу поступило заявление Шестаковой Н.Н. о назначении ежемесячной выплаты, по результатам рассмотрения которого распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на основании п.3.9 Положения, поскольку в собственности у истца имеется земельный участок в .... площадью 0,29 га. С данным отказом Шестакова Н.Н. не согласна.

На основании изложенного, прокурор просит признать распоряжение об отказе КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Шестаковой Н.Н. ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, обязать КГКУ УСЗН по городу Барнаулу назначить и выплатить Шестаковой Н.Н. ежемесячные денежные выплаты на ее несовершеннолетнего ребенка Шестаковой .... года рождения, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании процессуальный истец настаивал на удовлетворении требований в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в иске отказать, указывая, что в связи с наличием в собственности земельного участка, площадь которого превышает 0,25 га, установленных для жителей городов, правовые основания для получения выплаты материальный истец не имеет.

Материальный истец, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается судебной повесткой, отзывом, имеющимися в материалах гражданского дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом принятия должных и исчерпывающих мер по извещению не явившихся участников процесса, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шестаковой Н.Н. через федеральную государственную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг подано заявление о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

24 мая 2021 года распоряжением КГКУ УСЗН по городу Барнаулу материальному истцу отказано в назначении меры социальной поддержки со ссылкой на несоответствие условию, указанному в п.3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ (наличие в собственности у Шестаковой Н.Н. земельного участка, расположенного по адресу ...., площадь которого превышает 0,25 гектара).

Таким образом, в качестве основания для отказа в назначении истцу оспариваемой денежной выплаты КГКУ УСЗН ссылалось на требования пп. «ж» п.3.9 Положения.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие на ребенка является видом государственного пособия, порядок назначения и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа).

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены "Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее по тексту - Основные требования).

Согласно пункту 1 Основных требований, они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

В силу п. 16 Основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в следующих случаях: наличие в собственности у заявителя и членов его семьи: земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар;

Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на территории края регулируются Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 года №54 (далее - Положение), принятым в рамках реализации Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

В соответствии с п. 2.2 Положения ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.

Ежемесячная выплата назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) гражданина. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.

Согласно пп. «ж» п.3.9 Положения основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.

Согласно копии паспорта заявитель имеет регистрацию на момент подачи заявления в г.Барнаул.

Согласно выписки ЕГРН от 27 октября 2022 года материальному истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ул.Красный Октябрь, 74, с.Первомайское, Первомайский район, площадью 2956 кв.м. (дата регистрации права собственности 31 января 2005 года).

Таким образом, из представленных документов следует, что у материального истца на территории сельского поселения имеется земельный участок, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара.

Постановлением Правительства №68 от 28 января 2022 года внесены изменения в п. «з» ст. 16 Постановление Правительства РФ №384 от 31 марта 2020 года, согласно которого основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.

Из приведенных выше нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Алтайского края следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар. Аналогичные основания для отказа в назначении и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержатся и в нормативно-правовых актах Алтайского края, регулирующих спорные отношения и действующих на дату возникновения спорных отношений.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Изменения, касающиеся принципа расчета суммарной площади земельного участка, находящегося в собственности претендующего на выплату лица, внесены Постановлением правительства от 28 января 2022 года и действуют с 1 февраля 2022 года. В соответствие с Указом Губернатора Алтайского края от 28 марта 2022 года № 41, изменения в данный пункт внесены с 28 марта 2022 года, что, по мнению, суда делает невозможным применение норм в измененной редакции к ранее возникшим отношениям.

Суд отмечает, что по смыслу приведенного выше правового регулирования назначение оспариваемой выплаты имеет своей целью социальную поддержку семей, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет, исходя в числе прочего из критериев нуждаемости в такой помощи со стороны государства.

Критерий нуждаемости в оспариваемом Положении (пп. «ж» п.3.9), что следует из его буквального толкования, определялся законодателем исходя из места жительства заявителя (члена его семьи), то есть обладание земельным участком должно быть по месту жительства истца. Если исходить из места положения самого земельного участка, то следует учитывать его площадь.

Законодатель фактически установил, что по общему правилу наличие в собственности у заявителя или членов его семьи земельных участков суммарной площадью более 0,25 га (для городского поселения) свидетельствует о такой степени его материальной обеспеченности, которая исключает нуждаемость в оспариваемой мере социальной поддержки. Но при этом в названном пункте Положения сделана оговорка, что в случае нахождения принадлежащего заявителю (члену семьи) земельного в сельской местности или на межселенных территориях, достаточной обеспеченностью, исключающей возможность получения денежной выплаты, является размер земельного участка, превышающий один гектар.

Поскольку в данном случае земельный участок, имеющийся в собственности материального истца, находится на территории села и не превышает площадь 1 гектара, а Шестакова Н.Н. проживает в ...., где не обеспечена земельным участком, то суд приходит к выводу о необоснованном отказе ответчиком в назначении истцу оспариваемой денежной выплаты по такому основанию. Таким образом, по месту жительства в .... у Шестаковой Н.Н. отсутствуют земельные участки во владении. Площадь земельного участка в собственности в сельской местности не превышает норму обеспеченности.

Таким образом, орган социальной защиты неправомерно отказал Шестаковой Н.Н. в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пп. ж п. 3.9 вышеуказанного Положения.

При установленных обстоятельствах следует признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет Шестаковой Н.Н.

Поскольку судом признан незаконным отказ в выплате на ребенка Шестаковой Н.Н., то суд в целях восстановления нарушенного права возлагает на КГКУ УСЗН по городу Барнаулу обязанность назначить и выплатить Шестаковой Н.Н. ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Шестаковой Н.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Шестаковой .... 2014 г.р., к КГКУ УСЗН по городу Барнаулу об оспаривании распоряжения, о возложении обязанности, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 3 ░░ 7 ░░░ ░░░░░░░░░░ .....

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 3 ░░ 7 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

....

....

2-498/2023 (2-6133/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокуратура Индустриального района г. Барнаула
Прокуратура Центрального района г.Барнаула
Шестакова Наталья Николаевна
Ответчики
КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу
Другие
Министерство социальной защиты по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
07.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2022Предварительное судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Дело оформлено
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее