Решение по делу № 8Г-6826/2024 [88-7345/2024] от 08.07.2024

88-7345/2024

2-32/2024

УИД: 79RS0002-01-2023-002594-48

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2024 г.                                                                     город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.

судей Старовойт Р.К., Бузьской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилюка Александра Анатольевича, Кирилюк Елены Анатольевны, Кирилюка Артема Александровича к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Еврейской автономной области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности совершить определенные действия,

по кассационной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области»

на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 5 апреля 2024 года

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кирилюк А.А., Кирилюк А.А., Кирилюк Е.А. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области»), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия города), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и ЖКХ) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, возложении обязанности совершить определённые действия.

В обоснование заявленных требований указали, что являются правообладателями жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, общей площадью 36,10 кв.м на основании договора социального найма. В 2020 году указанное жилое помещение попало в зону подтопления. Согласно строительно-техническому заключению ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» наводнение, произошедшее в 2020 году, оказало особенно значимое влияние на прочность несущих строительных конструкций дома - фундамента и несущих стен. Истцы неоднократно обращались в мэрию города Брибиджан и ОГБУ «МФЦ» за выплатой денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в результате паводка 2020 года, но им было отказано в связи с отсутствием вышеуказанного жилого помещения в перечне жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации.

Просили признать за ними право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году;

возложить на департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО обязанность включить жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году;

возложить на ОГБУ «МФЦ» обязанность включить сведения о Кирилюке А.А., Кирилюке А.А., Кирилюк Е.А. в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения - 36,10 кв.м.

Определением суда от 11 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечена Кирилюк Ю.А., на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), губернатор ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее - ДСЗН правительства ЕАО).

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 января 2024 года исковые требования удовлетворены.

За Кирилюком Александром Анатольевичем, Кирилюком Артемом Александровичем, Кирилюк Еленой Анатольевной, признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.

Кирилюку Александру Анатольевичу, Кирилюку Артему Александровичу, Кирилюк Елене Анатольевне восстановлен срок для обращения в ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» за получением выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

На ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» возложена обязанность включить сведения о Кирилюке Александре Анатольевиче, Кирилюке Артеме Александровиче, Кирилюк Елене Анатольевне в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, и выдать свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, общей площадью – 36,10 кв.м.

От Кирилюка Александра Анатольевича, Кирилюка Артема Александровича, Кирилюк Елены Анатольевны принят отказ от иска к департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия, производство по делу по требованиям истцов о возложении обязанности совершить определённые действия прекращено в связи с отказом истцов от заявленных требований.

Истцам разъяснено, что в соответствии со статьей 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 5 апреля 2024 года решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 января 2024 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы апелляционной жалобы, указывает, что распоряжением Губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-РГ «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 года в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» определены границы ЧС 2020 года по земельным участкам и жилым помещениям, в котором жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, как попавшее в зону ЧС, не указано. Кроме того, заключением от 14.12.2017 № 164 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Также отмечено, что истцы не обращались в ОГБУ «МФЦ» в установленный распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп срок для получения выплаты. Полагает, что у суда отсутствовали основания для восстановления истцам пропущенного срока для обращения с заявлением о получении мер социальной поддержки, так как после вынесения решения Биробиджанским районным судом Еврейской автономной области от 14.06.2023, которым спорное помещение включено в границы зон ЧС 2020 года, истцы также не обратились в ОГБУ «МФЦ» с соответствующим заявлением. Кроме того, заявитель указывает, что распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 08.12.2022 № 422-рг признано утратившим силу распоряжение губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области».

Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетеля ФИО8, установив, что жилое помещение истцов утрачено и непригодно для проживания в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, на день объявления ЧС истцы не имели в собственности или в пользовании иного жилого помещения, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований и признании за истцами права на получение меры государственной поддержки, установленной Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп, восстановив им срок для обращения за получением выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, возложил на ОГБУ «МФЦ» обязанность выдать свидетельство, подтверждающее право истцов на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчета площади 36,10 кв.м.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться в указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.

Судом установлено, что Кирилюк А.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, общей площадью 36,10 кв.м, на основании договора социального найма жилого помещения от 30.03.2010 № 153. Вместе с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы члены его семьи Кирилюк Е.А. (жена), Кирилюк А.А. (сын), которые на момент чрезвычайной ситуации и рассмотрения дела судом первой инстанции проживали в пострадавшем жилом помещении.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 11 августа 2015 года Кирилюк Ю.А. (сын) признан утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением.

Заключением межведомственной комиссии от 23.10.2017 № 164 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, срок для его расселения установлен до 31.01.2028.

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес>, не было включено в распоряжение Губернатора еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-РГ «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 года в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления», являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 14 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-842/2023 по иску Кирилюка А.А., Кирилюка А.А., Кирилюка Ю.А., Кирилюк Е.А. и других собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома, установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> на момент объявления режима чрезвычайной ситуации 2020 года находился в зоне подтопления. На мэрию города МО «Город Биробиджан» возложена обязанность включить жилые помещение и , расположенные по адресу: <адрес> в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории муниципального образования «Город Биробиджан», передать в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области сведения о включенных жилых помещениях№ 2 и №3, расположенные по адресу: <адрес> в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории муниципального образования «Город Биробиджан».

Распоряжением губернатора ЕАО от 04.10.2023 № 253-рг внесены изменения в распоряжение губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления» в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, включены земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Несмотря на признание жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу, из выводов строительно-технического заключения № CT3-63- 1/2022 от 10.02.2023 ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» следует, что критические повреждения дома, создающие опасность для нахождения в нём людей, возникли в результате чрезвычайной ситуации 2020 года.

    Судом также установлено, что на день объявления чрезвычайной ситуации (14.09.2020) истцы не имели в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок и условия № 525-рп).

В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 4 Порядка и условий № 525-рп).

Согласно пункту 6 Порядка и условий № 525-рп утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Доводы жалобы о пропуске истцами срока для обращения с заявлением о получении мер социальной поддержки являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку изменения в распоряжение губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления» внесены распоряжением губернатора ЕАО от 04.10.2023 № 253-рг, в соответствии с которым в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, включены земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений не является пресекательным и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки.

По сути, доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» не содержит ссылок на новые, не установленные судами первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанциями не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащихся в решении судов выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 5 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 8 ноября 2024г.

8Г-6826/2024 [88-7345/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кирилюк Елена Анатольевна
Кирилюк Александр Анатольевич
Кирилюк Артем Александрович
Ответчики
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО
Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Кирилюк Юрий Александрович
Губернатор ЕАО
Министерство финансов РФ
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Старовойт Рена Камиловна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
11.07.2024Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
24.10.2024Судебное заседание
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее