дело №2-1351-2023
УИД 24RS0046-01-2022-006484-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 08 сентября 2023 года
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Казаковой Н.В.
при секретаре Смолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Искуль Веры Романовны к Отдалению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о перерасчёте пенсии, выплате невыплаченной части пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Искуль В.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда России в Свердловском районе г. Красноярска о перерасчете пенсии, выплате невыплаченной части пенсии.
Требования мотивированы тем, что Искуль В.Р. является получателем пенсии с 21.11.1994. В период с 09.09.1983 по 30.06.1996 она постоянно проживала и работала на разрезе «Нерюнгринский» ГУП «Якутуголь», расположенном в г. Нерюнгри Республики Саха-Якутия, где к заработной плате районный коэффициент установлен в размере 70%. В связи с чем, Искуль В.Р. считает, что при назначении пенсионных выплат были допущены существенные нарушения, а именно: не произведена валоризация с 01.01.2010, повышение базовой части трудовой пенсии с 01.01.2013, а не с 01.01.2004, не верно учтены сведения, изложенные в справке о заработной плате с 1981 по 1985 годы.
Искуль В.Р. просит обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии с учётом валоризации с 01.01.2010 по день вынесения судебного решения, обязать ответчиков произвести перерасчёт в повышенном размере равном 777,43 руб. с последующей индексацией с 01.01.2004 по 01.01.2013, обязать ответчика сделать перерасчёт и произвести выплату пенсии истца с применением коэффициента в размере 1,7.
Впоследствии исковые требования истец уточнила, просит при определении размера базовой части пенсии применить коэффициент в размере 1,7 и произвести перерасчёт невыплаченной пенсии с 01.01.2004 по день вынесения судебного решения, произвести расчёт пенсии с учетом валоризации, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю произвести выплату невыплаченной пенсии с 01.01.2004 по день вынесения решения судом.
Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 24.01.2023 произведена замена надлежащего ответчика с ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Свердловском районе г. Красноярска на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (л.д.160).
Истец Искуль В.Р. и её представитель Аболинш В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР Российской Федерации по Красноярскому краю Чернявская Л.М. (полномочия проверены) в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, поскольку Искуль В.Р. пенсионные выплаты производятся в соответствии с законодательством, ранее была произведена валоризация, коэффициент применяется правильно в размере 1,7.
Представитель ответчика ОСФР Российской Федерации по Республике Саха-Якутия Борисова Г.А., о дате, времени и месте проведения судебного заседания была уведомлена своевременно и надлежащим образом в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
По ходатайству истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошенная К.Л.Д. показала, что Искуль В.Р. на территории Красноярского края проживает с 2005 года, на тот момент она получала пенсию по месту жительства, пенсия доставлялась сотрудником почтового отделения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом сведений об их надлежащем извещении.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со ст. 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер указанной пенсии, составляет 1,5.
Выплата пенсий с 01.01.2002 осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 производится на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 29 Постановления от 11.12.2012 №30, следует, что при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ.
Под валоризацией, исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ, понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 названного Федерального закона.
Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.
В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет.
Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, со дня установления такой пенсии, а в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 1 января 2010 года с учетом суммы валоризации.
Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993, а с 01.01.2002 установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993.
В соответствии со статьей 112 Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется путем конвертации с учетом повышения предельного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в зависимости от размера районных коэффициентов, установленных к заработной плате рабочих и служащих в централизованном порядке. При этом, если установлены разные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих или служащих непроизводственных отраслей.
Согласно пп. "д" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" если лица до 01.01.2002 работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в РФ должно учитываться по общему правилу, в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований (п. 2 ст. 28, п. 2 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии со справкой главы п. Чульман Республике Саха-Якутия Искуль В.Р. работала в «Бамстроймеханизации» в период с 15.04.1976 по 18.10.1991, также указано, что, с 1975 года в Республике Саха-Якутия установлен районный коэффициент в размере 70% к заработной плате, установленный Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 352 от 29.04.1975 года (л.д.17).
Согласно справке, выданной 19.09.2002 г. ГУП «Нерюнгринский» в период с 09.09.1983 г. по 30.06.1996 г. Искуль В.Р. была трудоустроена на разрезе. В связи с тем, что ГУП «Нерюнгринский» находится в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия) к заработной плате выплачивался 70% коэффициент (л.д. 21).
Из справки о выплатах Искуль В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем пенсии и социальных выплат от ПФР на период с 01.01.2005 по 31.12.2012 (л.д. 16).
В соответствии с историей выплат страховой пенсии по старости Искуль В.Р. по состоянию на январь 2023 года сумма к выплате составляет 26 996,15 руб., выплата производится через отделение почтовой связи.
Полагая, что пенсия ей начисляется неправильно и выплачивается не в полном объеме, Искуль В.Р. неоднократно направляла обращения в пенсионные органы и прокуратуру.
Так, ОПФР по Красноярскому краю на обращение Искуль В.Р. дан ответ от 12.12.2019, которым разъяснено, что она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25.02.1999, пенсия назначена с 16.01.1995 в соответствии с данными ПФР по данным трудовой книжки (л.д. 145-146).
В соответствии с ответом ОПФР по Красноярскому краю от 27.10.2020 на обращение Искуль В.Р., истцу установлена досрочная трудовая пенсия 21.11.1994 в соответствии со ст.12-14 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», с 01.01.2002 в соответствии с пп. 6 п.1 ст. 328 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и рассчитана по п. 3 ст. 30 данного Федерального закона. Пенсия рассчитана на основании справки о заработной плате за 1981-1985 г.г., а также была включена работа с 29.01.1969, общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002, исчисленный в календарном порядке составил. 29 лет 05 месяцев 06 дней, из которого северный стаж составляет 17 лет 06 месяцев 26 дней. Поскольку Искуль В.Р. после 01.01.2002 не состояла в трудовых отношениях, страховые взносы на лицевой счёт не производились. При расчёте пенсионного капитала было применено повышенное отношение заработков 1,4, с учетом действующего в Республике Саха Якутия и установленного в соответствии с Федерльным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 01.01.2020 после проведенной индексации размер пенсии составил 8 529 рублей 38 копеек (л.д. 139-141).
На аналогичное обращение Искуль В.Р. ОПФР по Красноярскому краю 14.04.2020 был дан ответ, согласно которому правильность назначения и исчисления пенсии заявителя Искуль В.Р. было основанием многочисленных проверок проводимых отделением пенсионного фонда по Красноярскому краю, Прокуратурой Красноярского края в результате проведения которых нарушения норм пенсионного законодательства и порядка исчисления пенсии не установлено (л.д. 142-144).
Заместителем прокурора Свердловского района г. Красноярска на обращение Искуль В.Р. дан ответ от 15.01.2021 об отсутствии нарушений при начислении пенсии УПФР по Свердловскому району г. Красноярска не установлено, оснований для применения мер прокурорского реагирования. Дано разъяснение заявителю Искуль В.Р., о том, что с 01.08.2007 выплатное дело постановлено на учет в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска с установленным размером пенсии 3 462,25 рублей, размер части трудовой пенсии был установлен районный коэффициент в размере 1,4 в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». По состоянию на 01.01.2021 пенсия, выплачиваемая Искуль В.Р., составляет 21 563,12 руб., размер которой складывается из 9 006,72 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии по старости основная выплата, установленная в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» + 12 496,40 руб. страховая пенсия по старости, установленная в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Разъяснено, что с учетом индексации в период с 01.01.2008 по дату ответа на заявления фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 9 006,72 руб.
Кроме того, Искуль В.Р. дано разъяснение о том, что в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ была автоматически была произведена валоризация пенсии, коэффициент которой составил 37%, то есть 1 424, 27 руб. (л.д. 22-24).
Начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Красноярского края 20.05.2021 на дополнительное обращение заявителя Искуль В.Р. предоставлен ответ, что базовая часть трудовой пенсии по старости установлена в повышенном размере равном 777,43 руб. При выезде граждан за переделы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2008 сохраняется право на установление повышенной базовой части трудовой пенсии по старости женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет. Оснований для привлечения к проверке правильности расчета пенсии Счетной платы Красноярского края не имеется (л.д. 29-30).
На обращения Искуль В.Р. начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Красноярского края 27.05.2021 дано разъяснение, что расчёт пенсии заявителя производился из представленной справки о заработной плате за период с 1981 год по 1985 год, вместе с тем, с учетом Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, поскольку заявитель Искуль В.Р. проживала и работала на территории Республике Саха Якутия, при расчёте пенсии установлен коэффициент в размере 1,4. В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом наличия у Искуль В.Р. не менее 20 лет стажа работы на территории Республики Саха-Якутия, приравненного к районам Крайнего Севера, ей установлен соответствующий коэффициент. По вопросу о валоризации пенсионного капитала разъяснено следующее, коэффициент валоризации пенсионного капитала с учетом данных норм составила 37 %, ежемесячная доплата по которой составила с 01.01.2020 г. 1425,27 руб. Таким образом, нарушений законодательства при расчете Искуль В.Р. пенсии не установлено. Оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется (лд. 26-28).
В соответствии с ответом начальника управления по надзору за исполнением Федерального законодательства Щелканова А.А. от 22.07.2021 по дополнительному заявлению Искуль Р.В. следует, что с учетом справки о заработной плате за период с 1981-1985 г. и действующего законодательства Республике Саха Якутия и в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при расчете пенсионного каптала обоснованно применено коэффициент равный 1,4. При этом, в ходе ранее проведенной проверки прокуратурой Красноярского края установлено, что в общий трудовой стаж включены все периоды работы согласно сведениям трудовой книжки, в том числе в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые учтены при расчете размера пенсии. Выезд из районов Крайнего Севера и передача пенсионного дела по новому месту жительства не повлек неверный расчёт трудового стажа. (л.д. 31-32).
Заместителем прокурора Красноярского края Степановым В.А. после личного приема Искуль В.Р. 22.09.2021 дан ответ на обращение, в соответствии с которым при назначении пенсии пенсионным органом учтен период работы в условиях Крайнего Севера с 1981-1985 г.г. В соответствии с Федеральным законом № 154 от 29.11.2003 «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» Искуль В.Р. пенсия установлена в повышенном размере, равном 777, 43 руб. С момента постановки на учет пенсионного дела Искуль В.Р. в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска и до настоящего времени выплаты производились и производятся в соответствии с требованиями законодательства. Оснований для приятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д. 35-36).
Прокурором Красноярского края Тютюником Р.Н. на обращение Искуль В.Р. 15.12.2021 дан ответ, из которого следует, что в результате проведения многочисленных проверок, установлено, что с 01.08.2007 и по настоящее время пенсионное дело заявителя находится в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска, до указанной даты находилось в пенсионном органе Республике Саха-Якутия и не было утрачено. Искуль В.Р. повторно разъяснено каким образом ей назначена пенсия и осуществлялись ее валоризация и выплаты с учетам стажа работы в районах Крайнего Севера. По результатам проверки оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено (л.д. 97-98).
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01.10.2019 г. следует, что Искуль В.Р., номер индивидуального лицевого счета) 048-948-158 13, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013г. является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 19 028 рублей 86 копеек (л.д. 156-159), по состоянию на 16.07.2021 – 21 568 рублей 12 копеек (л.д. 101-104).
Как следует из справки, выданной УПФР в Свердловском районе г. Красноярска Искуль В.Р. состоит на учете с 01.08.2007, где в получала пенсионные выплаты до 31.12.2012.
ОПФР по Красноярскому краю дан ответ на обращение заявителя Искуль В.Р. из которого следует, что последней с 16.01.1995 установлена пенсия по старости, все данные о страхователях при назначении и перерасчете пенсии были учтены, Поскольку после 01.01.2002 заявитель Искуль В.Р. не работала, страховые взносы не поступали на её индивидуальный лицевой счёт.
ОСФР Российской Федерации по Республике Саха-Якутия 29.03.2022 Искуль В.Р. дан ответ, что её пенсионное дело по запросу ГУ – Отделения ПФР по Красноярскому краю передано по месту жительства (л.д. 7).
Вместе с тем ответом на судебный запрос ОСФР по Республике Саха (Якутия) от 23.03.2023, копией выписки из электронного журнала регистрации запросов выплатных дел, материалов выплатного дела следует, что пенсионное выплатное дело Искуль В.Р. по запросу, поступившему 29.06.2007 в адрес пенсионного органа в Республике Саха (Якутия), снято с учета и направлено в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска 03.07.2007, пенсия выплачена по 31.07.2007.
Суд не усматривает оснований для исключения из числа доказательств ответа на судебный запрос ОСФР по Республике Саха (Якутия) от 23.03.2023, поскольку обстоятельства, в нем изложенные, подтверждаются иными доказательствами по делу, в том числе пенсионным делом истца, имеющим отметку о поступлении дела в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска 29.06.2007.
Истцом заявлены требования к ОСФР по Красноярскому краю и ОСФР по Республике Саха (Якутия) о перерасчете размера базовой пенсии, с учетом районного коэффициента 1,7 и валоризации с 01.01.2010, выплате не довыплаченной пенсии с 01.01.2004.
При этом в представленном пенсионным органом пенсионном деле имеется подтверждение о назначении Искуль В.Р. досрочной пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера на протяжении 16 лет 6 месяцев 5 дней и общего трудового стажа 28 лет 5 месяцев 5 дней.
Материалами пенсионного дела и ответами на обращения истца подтверждается осуществление пенсионным органом с 01.10.2010 перерасчета размера пенсии в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона №173-ФЗ, то есть с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, с коэффициентом валоризации 37% (27% + 10%), исходя из общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 – 27 лет 4 месяца 6 дней (продолжительность общего стажа работы после 01.01.1991 – 29 дней 0 месяцев 1 год общий трудовой стаж - 28 лет 5 месяцев 5 дней), доплата по валоризации на 01.01.2010 составила 1 425,27 руб.
Разрешая заявленные исковые требования Искуль В.Р. о применении районного коэффициента равного 1,7 в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд исходит из того, при расчете пенсионного капитала пенсионным органом обоснованно применен коэффициент равный 1,4, поскольку районный коэффициент равный 1,7 был установлен на территории Республики Саха (Якутия) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.04.1975 № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса» к заработной плате только на период строительства комплекса с 1975 по 1982 год. Повышенный районный коэффициент в размере 1,7 был установлен Постановлением Верховного Совета Якутской – Саха ССР от 28.06.1991, и в целях пенсионного обеспечения он применяться не может.
Суд исходит из того, что содержанием пенсионного дела истца, в том числе постановлением о возбуждении исполнительного производства №15129 от 03.07.2003 подтверждается исполнение Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри вступившего в законную силу судебного решения о перерасчете истцу пенсии, с учетом районного коэффициента 1,7, в связи с чем оснований для возложения такой обязанности на ОСФР по Республике Саха (Якутия) за период, предшествовавший передаче пенсионного дела в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска не имеется.
Однако не может быть принят во внимание довод стороны истца о необходимости исполнения вступившего в законную силу судебного акта на территории Красноярского края, поскольку повышенный районный коэффициент в размере 1,7 был установлен в соответствии с постановлением Верховного Совета Якутской (Саха) ССР от 24.09.1991 "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР", так как принят законодательным органом субъекта Российской Федерации. Источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления Верховного Совета Якутской (Саха) ССР являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу статьи 16 этого же Закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на пенсионные органы Красноярского края и Республики Саха (Якутия) обязанности по перерасчету и выплате Искуль В.Р. пенсии в большем размере, чем установлено в настоящее время.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела стороной истца ответов на обращение Искуль В.Р. органами пенсионного фонда, а также Прокуратуры Красноярского края были даны полные объяснения по вопросу о назначении пенсионных выплат и их расчете, кроме того, ОПФР по Красноярскому краю Искуль В.Р. представлены сведения о начисленных и выплаченных суммах. Выраженное несогласие истца с содержанием ответов и формой предоставления сведений о начисленных и выплаченных ей суммах пенсии о неисполнении ответчиком обязанности по предоставлению таких сведений не свидетельствует, в связи с чем, суд не находит оснований для возложения на ОСФР по Красноярскому краю по иску Искуль В.Р. обязанности сведений о начисленных и выплаченных суммах пенсии за 2000 – 2022 годы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Искуль Веры Романовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) о перерасчете пенсии, выплате невыплаченной части пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Казакова
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2023 года.
Председательствующий судья Н.В. Казакова