Дело № 2-2085/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2018 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Федоровой Т.Ю.,
С участием прокурора Кобозевой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бенекерайтиса Н. С. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бенекерайтис Н.С. обратился в суд с иском к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 100000 руб..
Свои требования истец мотивирует тем, что 08.06.2017 года был задержан сотрудниками полиции и помещен в ИВС г. Серпухова. 10.06.2018 года был доставлен в Серпуховский городской суд для избрания меры пресечения, для чего был помещен на 1 этаж суда в спец-бокс, где отсутствуют условия для нормального содержания. В указанном помещении отсутствовала вентиляция, окна. Вместо освещения прорублено окно с лампочкой. В качестве места для сидения была предназначена деревянная скамейка размером 150 на 30 см. Из-за отсутствия стола пищу приходилось принимать сидя. В боксе отсутствовал умывальник и туалет. Из СИЗО задержанных забирали в 9-10 часов утра, отвозили обратно в 17-18 часов вечера, вне зависимости от того, во сколько закончилось судебное заседание. При большом количестве людей в боксе задержанным приходилось стоять. Во время нахождения в указанном помещении истец испытывал физические, морально-нравственные страдания. Истцу, как больному <данные изъяты>, с больными ногами, позвоночником, плохим зрением, приходилось тяжело в данных условиях содержания. Своими действиями/бездействиями, ненадлежащими условиями содержания в боксах Серпуховского городского суда, истцу был причинен физический, морально-нравственный вред, который по его мнению подлежит возмещению в указанном размере.
Истец Бенекерайтис Н.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежаще, в своем исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы ФЗ от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации; в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции должны соответствовать Своду правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции; Правила проектирования", утвержденному приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС. Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции. При этом в соответствии с пунктом 1.2 Свода правил 152.13330.2012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности. В соответствии с п. 8 ст. 14 ФЗ от 08 января 1998 года N 7-ФЗ, Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных, в том числе на содержание и ремонт федеральных судов общей юрисдикции. Истцом не предоставлено доказательств того, камеры для временного содержания подсудимых в судах не соответствуют соответствующим нормам и тем самым ему причинены нравственные и физические страдания. Факт нахождения истца в конвойных помещениях суда не может являться самостоятельным основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, поскольку неудобства, которые истец мог испытывать, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления. Кроме этого в период слушания Серпуховским городским судом Московской области уголовного дела в отношении истца, с жалобами на плохие санитарно-бытовые условия и иные ненадлежащие условия содержания в камерах конвойного помещения в здании суда в какие-либо органы истец не обращался.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 93-96).
Представитель третьего лица МУ МВД России "Серпуховское", конвойная служба, в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в котором возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что согласно журнала учета жалоб и заявлений лиц, содержащихся в ИВС МУ МВД России "Серпуховское" во время содержания истца жалоб и заявлений от последнего не поступало, что подтверждается личной подписью истца. Согласно журнала первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступившим для содержания в ИВС, при поступлении в ИВС Бенекерайтису Н.С. был поставлен диагноз <данные изъяты> Во время конвоирования истца в помещение суда на специальных автомобилях типа "АЗ", при содержании в камерном блоке Серпуховского городского суда, жалоб и заявлений на действия сотрудников отделения ОКПО МУ МВД России "Серпуховское", а так же на условия содержания не поступало. На основании «Свода Правил» камеры в конвойном помещении Серпуховского городского суда оборудованы вентиляцией, имеют искусственное освещение, достаточное для прочтения документов, принятия пищи. Наполняемость камер в суде зависит от обеспечения режима содержания подозреваемых и обвиняемых, от количества поданных заявок на доставку и от категории спецконтингента, содержащегося под стражей. Средняя наполняемость камер 2-3 человека, что позволяет осуществить прием пищи и отдыхать на скамье. Истцом не представлено доказательств причинения морального вреда в столь крупном размере.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 23-25).
Представитель третьего лица Управления судебного департамента в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, возражений по исковым требованиям не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено и подтверждено письменными материалами дела, что 09.06.2017 года следователем СУ МУ МВД России "Серпуховское" задержан в качестве подозреваемого Бенекерайтис Н.С. Подозреваемый был направлен для содержания в ИВС МУ МВД России "Серпуховское" (л.д. 26-28).
Согласно справке МУ МВД России "Серпуховское", Бенекерайтис Н.С. согласно решений на конвоирование, был отконвоирован: 10.06.2017 года из ИВС в суд и обратно в СИЗО, один; 04.08.2017 года из СИЗО в суд и обратно в СИЗО, в составе шести человек; 30.08.2017 года из СИЗО в суд и обратно в СИЗО, в составе семи человек; 08.09.2017 года из СИЗО в суд и обратно в СИЗО, в составе трех человек (л.д. 83).
Как усматривается из жалобы Бенекерайтиса Н.С. вх. от 11.09.2017 № 3/177713273240, 09.08.2017 года в адрес прокурора г. Серпухова поступила жалоба истца об отсутствии тарелок для приема пищи и воды в туалете конвойного помещения. Указанная жалоба была рассмотрена и по ней было вынесено заключение, согласно которому конвойный наряд отделения охраны конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС МУ МВД России "Серпуховское" действовал на основании ст. 16 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", поскольку к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а так же не включенные в перечень продуктов питания, при отсутствии одноразовых тарелок, в указанную дату спецконтингенту была выдана значительная часть сухого пайка и обеспечена подача чая в течение всего времени пребывания в суде, а также силами конвойной службы произведен ремонт крана с холодной водой, при этом каких-либо жалоб и нареканий на содержание в указанную дату со стороны спецконтингента не поступало (л.д. 10-21).
Согласно журнала первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступившим для содержания в ИВС МУ МВД России "Серпуховское", Бенекерайтис Н.С. поступил 09.06.2017 года с диагнозом <данные изъяты>. 15.06.2017 года болезненного состояния не выявлено, выявленных телесных повреждений не обнаружено. 27.08.2017 года болезненного состояния не выявлено, выявленных телесных повреждений не обнаружено. 28.08.2017 года болезненного состояния не выявлено, выявленных телесных повреждений не обнаружено (л.д. 29-33).
Как усматривается из Журнала учета жалоб и заявлений лиц, содержащихся в ИВС МУ МВД России "Серпуховское", от Бенекерайтиса Н.С. жалоб и заявлений не обнаружено (л.д. 34-37).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, здоровье и иные неимущественные и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, защищаются в соответствии с законами и Гражданским кодексом Российской Федерации. Если, гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (бездействием), нарушающим его личные неимущественные права либо принадлежащие ему нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
На основании п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ; главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года N ЗОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции должны соответствовать Своду правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции; Правила проектирования", утвержденному приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС. Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции. При этом в соответствии с пунктом 1.2 Свода правил 152.13330.2012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 08 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 января 1998 года N 7-ФЗ, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет финансирование федеральных судов.
Исходя из пп. 15 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 января 1998 года N 7-ФЗ, в полномочия Судебного департамента входит организация строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 08 января 1998 года N 7-ФЗ. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" издан приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08,2011 N 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" согласно которому, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов вменено не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).
В ходе проверки обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарно-технического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобеговым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения (п. 1.12.).
В соответствии с положениями ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу о том, что Бенекерайтисом Н.С. не представлено суду надлежащих и бесспорных доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением истцу нравственных страданий, связанных с содержанием в помещении здания Серпуховского городского суда, а так же наличие противоправности в действиях ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, и третьих лиц Управления судебного департамента, МУ МВД России "Серпуховское", конвойная службы, вследствие чего истцу были бы причинены нравственные страдания, связанные с содержанием в учреждении и нарушением неимущественных прав.
Иные доводы истца, свидетельствующие о причинении ему морального вреда, проверены судом, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Сведений о том, что истцом ранее заявлялось о нарушении его прав при содержании в конвойном помещении Серпуховского городского суда, не имеется.
При этом у суда не имеется оснований не доверять представленным стороной ответчика письменным доказательствам о соблюдении условий содержания истца в конвойном помещении здания суда, иных доказательств истцом не представлено, на наличие таких доказательств не указывается.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что требования истца о компенсации морального вреда не относятся к случаям, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ, доказательств причинения Бенекерайтису Н.С. каких-либо физических или нравственных страданий в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Бенекерайтиса Н.С. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бенекерайтиса Н. С. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 100000 руб. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Бенекерайтиса Н. С. государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 23 ноября 2018 года