Дело №2-57/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск 01 ноября 2016 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Уманца А.С.,
при секретаре Татариновой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Кузнецова А.И. к администрации Бийского района Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании незаконным отказа в социальной выплате для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере, определенном исходя из общей площади поврежденного жилого дома, об обязании доначислить и произвести социальную выплату в большем размере, о признании незаконным акта обследования жилого дома поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в части установления площади, требующей капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова И.И., действующая в своих интересах и в интересах своих <данные изъяты> детей К.А.А., К.А.А. обратились в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании незаконным решения Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в части определения размера социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере, определенном исходя из общей площади поврежденного жилого дома.
Заявленные требования истец мотивировала тем, что, ей, ее супругу и двум их дочерям, с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту решения - спорный дом), в котором они постоянно проживают. Право собственности на спорный дом подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности и договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно нотариальному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова И.И., ее дети и муж Кузнецов А.И., приобрели в собственность спорный дом с использованием средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии № №, выданного Государственным учреждением «Управление Пенсионного Фонда России в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.И. подарил по 1/4 доле каждому из своих детей и супруге в праве общей долевой собственности на спорный дом. Во время паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года в Алтайском крае, указанный дом попал в зону затопления и был затоплен. Решением Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома был включен только Кузнецов А.И.. В тоже время, размер социальной выплаты на проведение капитального ремонта дома был рассчитан исходя из площади меньшей площади фактически требующей капитального ремонта. Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, спорный дом нуждается в проведении капитального ремонта на площади 79,2 квадратных метров. Вместе с тем, на день объявления режима чрезвычайной ситуации общая площадь (первого этажа) спорного дома составляла 110,4 квадратных метров. Кузнецову А.И. была произведена социальная выплата лишь за 21 квадратный метр, в размере 102900 рублей.
Кроме этого, Кузнецовой И.И. и ее детям, было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, как несоответствующим условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поскольку не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Кузнецов А.И. считает, что его право на получение социальной выплаты в полном объеме за поврежденное жилое помещение в результате паводка, нарушено.
Кузнецова И.И. не согласна с решением межведомственной комиссии, считает, что оно нарушает права ее и ее детей. В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением долей по соглашению. Следовательно, в силу закона Кузнецова И.И. и ее дети на момент чрезвычайной ситуации являлись собственниками поврежденного спорного жилого дома.
Истец просила суд:
- признать незаконным решение Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в отношении К.И.И., К.А.А., К.А.А., проживающих по адресу: <адрес>;
- признать за К.И.И., К.А.А., К.А.А. право на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым А.И., Кузнецовой И.И., действовавшей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей К.А.А., К.А.А., предъявлен уточненный иск, в котором они просили суд:
- признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении К.И.И., К.А.А., К.А.А. меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>;
- признать за К.И.И., К.А.А., К.А.А. право на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>.
- признать незаконным отказ Кузнецову А.И. в социальной выплате для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в части превышающей 21 квадратный метр от общей площади первого этажа жилого дома 110,4 квадратных метров жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в мае-июне 2014 года в Алтайском крае.
05.10.2016 Кузнецовым А.И. предъявлен уточненный иск, в котором он просил суд:
- признать незаконным отказ в социальной выплате ему для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в части превышающей 21 квадратный метр, от общей площади 110,4 квадратных метров дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в мае-июне 2014 года в Алтайском крае;
- обязать ответчиков доначислить и выплатить ему социальную выплату в размере 309322 рубля;
- признать незаконным акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, в части установления площади жилого дома, требующей капитального ремонта в размере 79,2 квадратных метров и обязать ответчиков произвести расчет социальной выплаты, исходя из общей площади жилого дома 11,4 квадратных метров.
Определением суда от 01.11.2016 производство по делу прекращено в части исковых требований, заявленных К.И.В., действовавшей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей К.А.А., К.А.А., в связи с отказом истцов от иска.
В судебном заседании Кузнецов А.И. на удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения от 05.10.2016, настаивал, сославшись на доводы, изложенные в уточненном иске.
Представители ответчиков в судебное заседание, назначенное на 01.11.2016, не явились.
Суд приходит к выводу о том, что неявка представителей ответчиков, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, и непредставление документов, подтверждающих уважительность причин неявки, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Также в судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, притом, что о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
01.11.2016от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в суд поступил письменный отзыв на иск, в котором оно выразило свое несогласие с заявленными требованиями, сославшись на их незаконность и необоснованность.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца,изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края в мае 2014 года, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь. В Бийском, Красногорском, Солтонском муниципальных районах и г.Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.
По состоянию на 29.05.2014 на территории Бийского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
В результате паводка в мае-июне 2014 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, был объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края.
По этой причине постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 №254 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 №447, утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее по тексту решения - Правила).
Пунктом 1 Правил устанавливается порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Подпунктом «А» пункта 5 указанных Правил установлено, что трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В силу положений пункта 4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
Постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 №234 (в редакции постановления от 12.11.2015 №457), утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту решения - Порядок).
В силу пункта 11 Порядка социальная выплата предоставляется за счет иных межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края на цели, указанные в пункте 1 настоящего порядка.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что финансирование социальной выплаты на капитальный ремонт жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, производится только за счет федерального бюджета, финансирование из бюджета Алтайского края на это не предусмотрено.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
1) соответствующие критериям, установленным подпунктом «А» пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 №447;
2) включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, произошедшего на территории Алтайского края, являются:
- факт того, что поврежденное жилое помещение располагается в населенном пункте, подвергшемся паводку в мае-июне 2014 года;
- факт принадлежности на праве собственности гражданину поврежденного жилого помещения - на день объявления режима чрезвычайной ситуации (29.05.2014);
- факт повреждения жилого помещения, вследствие его затопления в результате паводка (наводнения) в мае-июне 2014 года и необходимости его капитального ремонта;
- факт проживания гражданина в поврежденном жилом помещении - на день объявления режима чрезвычайной ситуации (29.05.2014);
- факт отсутствия у гражданина другого жилого помещения, пригодного для проживания.
По представленным доказательствам судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Спорный дом с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Кузнецову А.И., а также его супруге - К.И.И. и их <данные изъяты> детям К.А.А. и К.А.А. (по 1/4 доле каждому).
Кузнецов А.И. с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в спорном доме и фактически постоянно проживает в нем.
Кузнецова И.И., несовершеннолетние Кузнецова А.А. и Кузнецова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в спорном доме и фактически постоянно проживают в нем.
Из объяснений истца, письменных доказательств, судом установлено, что спорный дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, и был затоплен.
По имеющейся в материалах дела копии акта обследования спорного дома, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края, было произведено обследование данного дома. При обследовании установлено, что в результате затопления при наводнении: степень повреждения средняя; трещины стен; размыты тумбы под полом; площадь повреждений составляет 79,2 квадратных метров. По результатам обследования комиссией было вынесено заключение о том, что дом нуждается в капитальном ремонте.
ДД.ММ.ГГГГ истец и его супруга Кузнецова И.И., действовавшая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей К.А.А., К.А.А., обратились в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении их в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Решением Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, от ДД.ММ.ГГГГ членам семьи истца - Кузнецовой И.И., Кузнецовой А.А., Кузнецовой А.А., отказано во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, на основании пункта 9 вышеуказанного Порядка - в связи с тем, что заявителями не было подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Решением Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, от ДД.ММ.ГГГГ истец Кузнецов А.И. был включен в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, из расчета поврежденной жилой площади в размере 79 квадратных метров.
Указанное решение было доведено до сведения истца.
ДД.ММ.ГГГГ на счет Кузнецова А.И., открытый в Алтайском отделении № ОАО «Сбербанк России», Управлением социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району было перечислено 102900 рублей в качестве социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Факт получения указанных денежных средств истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 №531, общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей.
Оценивая в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства и учитывая, что защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные права и свободы гражданина, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Данный вывод суд основывает на следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ судом на основании ходатайства стороны истца было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с представленным в материалах дела заключением от ДД.ММ.ГГГГ №:
1) техническое состояние основных строительных конструкций и отдельных конструктивных элементов спорного дома, оцениваются от исправного до работоспособного. В исправном состоянии находятся: стены, перегородки, перекрытия, крыша, кровля, оконные и дверные заполнения, внутренние электротехнические системы. В работоспособном состоянии находятся: фундамент, полы, внутренняя и наружная отделка, сантехнические системы. Общий физический износ дома составляет 40,69%;
2) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, произошло затопление спорного дома. Обнаружены механические повреждения конструкций строения жилого дома: незначительные - фундамента, стен, перекрытия пола, дверных заполнений, внутренней отделки;
3) спорный дом, с учетом его технического состояния, пригоден для проживания;
4) спорный дом является пригодным для проживания после его затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года;
5) приведение спорного дома в состояние пригодное для проживания, после проведения его капитального ремонта, возможно;
6) проведение капитального ремонта здания спорного дома экономически целесообразно. Общая стоимость работ по ремонту здания спорного дома, по повреждениям, образовавшимся в результате его затопления при наводнении, составляет 412222 рубля (при физическом износе 40,69%).
Суд не находит оснований сомневаться в правильности и обоснованности представленного заключения или компетентности и беспристрастности эксперта проводившего экспертизу, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по доказыванию исполняется представлением суду доказательств.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
По мнению суда, обязанность доказывания размера стоимости восстановительного ремонта спорного дома, по повреждениям, образовавшимся в результате его затопления при наводнении, более чем в 412222 рубля, лежала на истце.
Вместе с тем, суд отмечает, что таких доказательств истцом представлено не было.
Суд считает установленным, доказанным и не опровергнутым то обстоятельство, что стоимость восстановительного ремонта спорного дома по повреждениям, образовавшимся в результате его затопления при наводнении, составляет 412222 рубля.
Из объяснений истца, письменных доказательств судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на счет Кузнецова А.И., открытый в Алтайском отделении № ОАО «Сбербанк России», Управлением социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району было перечислено 102900 рублей в качестве социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Факт получения указанных денежных средств истцом не оспаривается.
Таким образом, истец получил со стороны государства меру социальной поддержки в виде социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, поврежденного в результате паводка.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации).
По мнению суда, в настоящее время правовые основания для признания за Кузнецовым А.И. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в заявленном им размере (309322 рубля), отсутствуют.
Данный вывод суд основывает на следующих обстоятельствах.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
Статья 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п.1 ст.131 ГК РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 01.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Это - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права собственности на недвижимое имущество, который может быть оспорен только в суде.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается то обстоятельство, что по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края (29.05.2014), право собственности на спорный дом было зарегистрировано за истцом Кузнецовым А.И., а с ДД.ММ.ГГГГ режим права собственности на указанное жилое помещение изменился на общую долевую собственность. Основанием для изменения режима права собственности явился договор дарения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Кузнецовым А.И. с одной стороны и Кузнецовой И.И., действовавшей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей К.А.А., К.А.А., с другой стороны. В соответствии с данным договором Кузнецов А.И. подарил Кузнецовой И.И., Кузнецовой А.А. и Кузнецовой А.А., 3/4 доли в праве собственности на спорный дом, по 1/4 доле каждой.
Право общей долевой собственности Кузнецова А.И., Кузнецовой И.И., Кузнецовой А.А. и Кузнецовой А.А., зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи суд считает установленным, доказанным и не опровергнутым, что на момент подачи заявления в администрацию Бийского района Алтайского края о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ), истец не являлся и не является в настоящее время, единоличным собственником спорного дома, так как в отношении этого дома действовал и действует режим общей долевой собственности и размер доли Кузнецова А.И. в праве собственности, составляет 1/4.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что совокупность условий, при наличии которых гражданам предоставляются меры поддержки, требуется на момент предоставления указанных мер.
Из положений подпункта «А» пункта 5 указанных Правил следует, что Правительство Российской Федерации предусмотрело исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводка и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры поддержки.
Суд полагает, что признание за гражданином, частично утратившим право собственности на жилое помещение уже после объявления режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края (ДД.ММ.ГГГГ), поврежденное в результате паводка, права на получение социальной выплаты в размере, исчисленном исходя из общей поврежденной площади, требующей капитального ремонта, противоречило бы правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся принадлежавших им на праве собственности жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены исключительно на восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан, не являющихся единоличными собственниками поврежденных жилых помещений.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что истец ранее уже получил со стороны государства меру социальной поддержки в виде социальной выплаты для проведения капитального ремонта спорного дома, поврежденного в результате паводка. При этом размер социальной выплаты был исчислен исходя из размера доли Кузнецова А.И. в праве общей долевой собственности на спорный дом и, не противоречит заключению судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», в части установленной общей стоимости работ по ремонту спорного дома, по повреждениям, образовавшимся в результате его затопления при наводнении.
Вопреки доводам истца, оценив в совокупности, имеющиеся в распоряжении суда доказательства, включая вышеуказанное заключение судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным акта обследования спорного дома, составленного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края, в части установленной общей поврежденной площади, требующей капитального ремонта.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, приняв во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела и требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность заявленных им требований, и отказывает в удовлетворении иска.
С учетом положений части 1 статьи 98 ГПК РФ суд считает, что поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, расходы, понесенные истцом при производстве по настоящему делу, возмещению ответчиками не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 55, 56, 60, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Кузнецова А.И. к администрации Бийского района Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании незаконным отказа в социальной выплате для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере, определенном исходя из общей площади поврежденного жилого дома, об обязании доначислить и произвести социальную выплату в большем размере, о признании незаконным акта обследования жилого дома поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в части установления площади, требующей капитального ремонта.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 05 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья А.С.Уманец