Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
УИД 19RS0001-02-2022-006119-78
Дело № 2-4467/2022
27.09.2022. Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Крамаренко С.В.
при секретаре Сандыковой К.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» о возложении обязанности,
С участием ст. пом. прокурора г. Черногорска Фетисовой О.Н., представителя ответчика Карамчаковой А.К.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Черногорска обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее – Минздрав РХ), ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» (далее – ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», Учреждение) о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что Прокуратурой г. Черногорска проведена проверка бесперебойного электроснабжения лечебных учреждений, в результате которой в деятельности ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» выявлены нарушения закона. Так действующим законодательством на медицинские учреждения возложена обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения. Однако, вопреки нормам Закона на объектах ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», расположенных на территории г. Черногорска по адресу: <адрес>, установлена третья категория надежности электроснабжения. Следовательно, бесперебойным электроснабжением учреждение не обеспечено. Вместе с тем, отсутствие резервного электропитания создает угрозу жизни и здоровья персонала, пациентов организации, нарушает их права на безопасные и благоприятные условия работы и получение качественных медицинских услуг. Устранение выявленных нарушений потребовано в представлении главному врачу Учреждения от 02.02.2022, из ответа на которое следует, что для обеспечения бесперебойного электроснабжения требуются значительные финансовые средства, которыми ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» не располагает. Учредителем Учреждения является Правительство Республики Хакасия, отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Минздрав РХ, так распределителем бюджетных средств для Учреждения является Минздрав РХ. С учетом уточнения исковых требований, прокурор просит возложить на Минздрав РХ обязанность в срок до 31.03.2023 выделить денежные средства для проведения мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», расположенных по адресу: <адрес>, а на ГБУЗ Республики Хакасия «Абаканская ГКССМП» – в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Минздравом РХ выполнить мероприятия по обеспечению бесперебойным электроснабжением используемые объекты, расположенные на территории г. Черногорска по указанному выше адресу.
В судебном заседании представитель истца ст. пом. прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н. поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии с утвержденным Постановлением Президиума Правительства РХ от 06.09.2022 Планом мероприятий по оснащению социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Хакасия резервными источниками снабжения электроэнергией, оснащение объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» запланировано на 2023 год. Просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Минздрава РХ Карамчакова А.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако выразила несогласие с установленными прокурором сроками исполнения, поскольку бюджет Минздрава РХ на 3 года уже сформирован, и самостоятельных денег на выполнение указанных прокурором мероприятий у Министерства нет, однако Постановлением Правительства РХ утвержден План мероприятий по оснащению социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Хакасия резервными источниками снабжения электроэнергией, в него включено и ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП». Заявки приняты на 2023 год, однако обычно денежные средства выделяются ближе ко второму полугодию, следовательно, до 31.03.2023 выделить Учреждению деньги не представиться возможным. Просила увеличить предложенные истцом сроки исполнения решения.
Представитель ответчика ГБУЗ РХ « Абаканская ГКССМП» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В предварительном судебном заседании представитель Учреждения по доверенности Фомина В.В. пояснила, что ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» готово выполнить замечания Прокуратуры г. Черногорска, однако для этого необходимы денежные средства, проектная документация стоит 137 000 руб., а генератор – 443 000 руб. Учреждением сделана заявка в Минздрав РХ, однако до настоящего времени денежные средства не выделены.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ РХ « Абаканская ГКССМП».
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 79 названного Закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно подп. а п. 1 ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ здания больниц отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.
На основании п. 5.1 раздела 5 СП 31-110-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194) в зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований, рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок.
Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с пунктом 1.2.7 вышеуказанных Правил, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно п. 1.2.18 названных Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п. 1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
В соответствии с п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Таким образом, электроприемники медицинских учреждений законом отнесены к электроприемникам первой и второй категории надежности, в связи с чем у медицинских учреждений имеется обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения.
Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой г. Черногорска проведена проверка бесперебойного электроснабжения лечебных учреждений, в результате которой в деятельности ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» выявлены нарушения закона. Так действующим законодательством на медицинские учреждения возложена обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения. Так действующим законодательством на медицинские учреждения возложена обязанность по обеспечению зданий резервными источниками электроснабжения, поскольку электроприемники медицинских учреждений отнесены к электроприемникам первой и второй категории надежности. Однако вопреки нормам Закона на объектах ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», расположенных на территории г. Черногорска по адресу: <адрес>, установлена третья категория надежности электроснабжения. Следовательно, бесперебойным электроснабжением учреждение не обеспечено, что создает угрозу жизни и здоровья персонала, пациентов организации, нарушает их права на безопасные и благоприятные условия работы и получение качественных медицинских услуг.
В связи с выявленными нарушениями прокурор г. Черногорска 24.12.2021 направил в адрес главного врача ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» предписание, в котором предложил безотлагательно принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению подобного впредь, а именно: установить объектам учреждения, расположенным на территории г. Черногорска, соответствующую категорию надежности, обеспечить в зданиях бесперебойное электроснабжение.
02.03.2022 главный врач ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» направил прокурору г. Черногорска информацию о рассмотрении вышеуказанного представления, сообщив, что установленные на объектах Учреждения электроприемники относятся ко второй категории надежности. В целях поставки электрической энергии на объект ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» по адресу: <адрес> заключен государственный контракт с филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» - производственным отделением «Энергосбыт» от 14.12.2021 № М20297. Обеспечение электроэнергией данного объекта в соответствии с заключенным государственным контрактом осуществляется от двух независимых взаимно резервируемых источников питания. Для приема вызовов скорой медицинской помощи диспетчерская оперативного отдела подстанции скорой медицинской помощи г. Черногорска оборудована телефонной связью с выделенными абонентскими номерами. Электропитание абонентских оконечных устройств телефонной связи осуществляется по линиям телефонной связи и не зависит от общего электроснабжения здания подстанции скорой медицинской помощи города. В соответствии с вышеизложенным ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» считает, что требование по обеспечению здания подстанции скорой медицинской помощи г. Черногорска третьим независимым источником электропитания является избыточным.
По запросу и.о. прокурора г. Черногорска от 22.03.2022 ПАО «Россети Сибирь» сообщило (исх. от 07.04.2022), что между Обществом и Учреждением согласована аварийная броня в отношении дежурного и охранного освещения, охранно-пожарной сигнализации ГРАНИТ и связи ROXTON, подключенных от одного из источников питания здания по адресу: <адрес>. Таким образом, поскольку указанные энергоприемники относятся к энергопринимающим устройствам авариной брони, в отношении них должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.
В связи с таким сообщением ПАО «Россети Сибирь» 04.05.2022 прокурор г. Черногорска обратился к главному врачу ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», указав, что доводы Учреждения об избыточности требований об обеспечении третьим независимым источником электропитания противоречат положениям закона. В ответ на это главный врач Учреждения просил продлить срок для повторного рассмотрения представления прокуратуры (исх. № 892 от 06.05.2022). Прокурором г. Черногорска Учреждению продлен срок до 02.06.2022.
Повторно рассмотрев представление прокуратуры, 31.05.2022 главный врач Учреждения информировал прокурора г. Черногорска о том, что в Минздрав РХ 27.05.2022 направлено ходатайство о выделении целевого финансирования работ по установке автономного резервного источника электроснабжения (РИСЭ) для электроснабжения энергопринимающих устройств аварийной брони (дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, средства связи) подстанции скорой помощи г. Черногорска, включающие в себя разработку проектно-сметной документации по монтажу РИСЭ, приобретение РИСЭ (стоимость 443 000 руб.), монтаж РИСЭ, пуско-наладочные и другие работы.
Из сообщения ИП Фатеева М.Н. от 12.09.2022 усматривается, что ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» предложено осуществить услуги по выполнению проектно-сметной документации объекта «капитальный ремонт системы электроснабжения здания станции скорой помощи, расположенного по адресу: <адрес>», стоимость таких услуг составит 137 000 руб.
13.09.2022 главный врач ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» обратился в Минздрав РХ с ходатайством о выделении целевого финансирования в сумме 137 000 руб. в соответствии с представленным коммерческим предложением на проведение проектных работ.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени денежные средства на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», расположенных по адресу: <адрес>, не выделены, соответствующие мероприятия не выполнены.
На основании ст. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 260, Министерство здравоохранения Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи.
Как указано в пункте 4 данного Положения Министерство, в том числе, вносит в Правительство Республики Хакасия проекты законов Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия и другие документы, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства; обеспечивает осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Учреждение создано Постановлением Главы администрации г. Абакана от 02.08.1995 № 433 и принято в государственную собственность Республики Хакасия. Учреждение реорганизовано в форме присоединения к нему ГБУЗ РХ «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи» и является полным правопреемником его прав и обязанностей.
В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 раздела 1 Устава ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» учредителем Учреждения является Правительство Республики Хакасия. Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Хакасия. Собственником имущества Учреждения является Республика Хакасия.
Пунктом 1.8 раздела 1 Устава Учреждения закреплено право для достижения целей своей деятельности приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 раздела 2 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме. Целью деятельности Учреждения является обеспечение квалифицированной медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 раздела 3 Устава имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Хакасия, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Имущество Учреждения относится к объектам здравоохранения, функционально предназначенным и используемым Учреждением в целях здравоохранения. Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.
Таким образом, решение вопросов по финансированию мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» входит в полномочия Минздрава РХ как главного распорядителя бюджетных средств, а само выполнение этих мероприятий – в полномочия Учреждения.
Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 06.09.2022 № 161-п утвержден План мероприятий по оснащению социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Хакасия резервными источниками снабжения электроэнергией. В соответствии с данным планом оснащение объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» запланировано на 2023 год.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Черногорска о возложении на Минздрав РХ обязанности в срок до 31.03.2023 выделить денежные средства для проведения мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением объектов ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», расположенных по адресу: <адрес>, а на ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» – обязанности в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Минздравом РХ выполнить мероприятия по обеспечению бесперебойным электроснабжением используемые объекты, расположенные на территории г. Черногорска по вышеуказанному адресу, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для увеличения заявленных прокурором сроков, поскольку ответчиками не приведено, а судом не установлено объективных причин для увеличения этих сроков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Черногорска удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Республики Хакасия обязанность в срок до 31.03.2023 выделить денежные средства для проведения мероприятий по обеспечению бесперебойным электроснабжением объектов ГБУЗ Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», расположенных по адресу: <адрес>.
Возложить на ГБУЗ Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Хакасия выполнить мероприятия по обеспечению бесперебойным электроснабжением используемые объекты, расположенные на территории г. Черногорска по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 04.10.2022.
Председательствующий С.В. Крамаренко