Решение по делу № 33-1297/2023 от 25.01.2023

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 21 февраля 2023 г.

Судья Долгощинов В.В.

Дело № 33-1297/2023

76RS0018-01-2022-000160-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Сеземова А.А.,

судей Виноградовой Т.И., Ваниной Е.Н.

при секретаре Подколзиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 20 февраля 2023 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ГУЗ Ярославской области «Большесельская центральная районная больница» на решение Большесельского районного суда Ярославской области от 29 ноября 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Большесельского района Ярославской области (<данные изъяты>) в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (<данные изъяты>), Государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Большесельская центральная районная больница (<данные изъяты> ) удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской
области в срок до 16.07.2023 обеспечить финансирование выполнения следующих мероприятий на объекте - ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ, расположенном по адресу: <адрес>

оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Обязать ГУЗ ЯО Большесельская центральная районная больница
в срок до 16.09.2023 обеспечить выполнение следующих мероприятий на объекте - ГУЗ
ЯО Большесельская ЦРБ, расположенном по адресу: <адрес>

определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

обеспечение защиты служебной информации ограниченного
распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории),
иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе
служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах
по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое
достигается посредством:

-    установления порядка работы со служебной информацией ограниченного
распространения;

-    ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной
информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте
безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных
носителях информации;

-    определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации
ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение
паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других
материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии
антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых
мерах по ее усилению;

-    обеспечения надлежащего хранения и использования служебной
информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в
паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других
материальных носителях информации;

- организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);

поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);

своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;

разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.

организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.»

Заслушав доклад судьи Виноградовой Т.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУЗ Ярославской области Большесельская центральная районная больница (далее также – ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ) о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и организовать охрану ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ, в котором просит:

1. обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской
области в срок до 16 июля 2023 г. обеспечить финансирование выполнения следующих мероприятий на объекте - ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ, расположенном по адресу: <адрес>

- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

- организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

- организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

- разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

- обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

- создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта;

2. обязать ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ
в срок до 16 сентября 2023 г. обеспечить выполнение следующих мероприятий на объекте – ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ, расположенном по адресу: <адрес>

- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

- обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

- организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

- обеспечение защиты служебной информации ограниченного
распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории),
иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе
служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах
по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое
достигается посредством:

-    установления порядка работы со служебной информацией ограниченного
распространения;

-    ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной
информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте
безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных
носителях информации;

-    определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации
ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение
паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других
материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии
антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых
мерах по ее усилению;

-    обеспечения надлежащего хранения и использования служебной
информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в
паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других
материальных носителях информации;

- организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

- своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);

- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

- организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

- разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

- обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

- проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);

- своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;

- разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.

- организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

- разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

- своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

- обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

- применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

- организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

- контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

- создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

В обоснование уточненных исковых требований указано следующее: прокуратурой Большесельского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму на объектах здравоохранения, расположенных на территории Большесельского района. Установлено, что в период с 29 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. проведено категорирование ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ», по результатам которого составлен акт обследования и категорирования. Согласно акту обследования и категорирования объекту - ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» подтверждена присвоенная ранее третья категория и предписано выполнить следующие мероприятия:

определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством:

- установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

- ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

- обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

- подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);

поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;

разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.

организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Установлено, что до настоящего времени на объекте - ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» не организована реализация указанных мероприятий, в нарушение установленных требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) не завершены. В ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» проходят стационарное и амбулаторное лечение в том числе обучающиеся в МОУ Большесельская СОШ и воспитанники МДОУ детский сад «Березка». ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» является собственностью Ярославской области на основании Постановления Правительства Ярославской области от 16 декабря 2011 г. №1058-к. В соответствии с данным постановлением ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» функционально подчиняется Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, указанным Департаментом осуществляется финансирование деятельности ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» за счет ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете. Несоблюдение требований по антитеррористической безопасности повлекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), либо иных лиц, находящихся на объекте на безопасность, охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании представитель истца прокурор Королева А.А. поддержала уточненные исковые требования, просила установить срок исполнения данных обязанностей для Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» по доверенности Падалка А.Ю. исковые требования признавал частично. В судебном заседании пояснял, что с момента поступления целевых денежных средств на оснащение территории ЦРБ системой видеонаблюдения и денежных средств на ее монтаж и установку, а также выделения денежных средств на привлечение сотрудников охранных организаций, ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» в максимально короткие сроки осуществит необходимые мероприятия по закупке и установке данной системы, в связи с чем ответчик признает уточненные исковые требования прокурора в части требований об оборудовании территории ЦРБ системой видеонаблюдения, привлечения сотрудников охранных организаций, но указывал на то, что данное требование сформулировано некорректно, так как истцом не указано точное количество камер, нет указания на то, какие именно элементы объекта (территории) являются опасными и критическими. Также, по мнению представителя ответчика, требование о привлечении сотрудников охранных организаций и, при необходимости, оснащении объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны также сформулировано некорректно и неточно, так как с достаточной степенью определенности не установлена необходимость оснащения объекта техническими средствами. С остальной частью исковых требований ответчик не согласен, так как истцом не указано, какое право неопределенного круга лиц нарушено, в иске отсутствуют ссылки на закон или иной нормативно-правовой акт, предусматривающий способы защиты нарушенных прав. Также, по мнению представителя ответчика, не истек срок, установленный пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, о выполнении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Представитель ответчика Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, указывал, что из устава медицинской организации следует, что ее имущество находится в государственной собственности Ярославской области и закреплено за ним на праве оперативного управления. Непосредственно денежные средства, необходимые для организации исполнения законодательства о противодействии терроризму, находятся в ведении и компетенции Департамента финансов Ярославской области. Представитель ответчика указывает, что денежные средства выделяются Департаментом на медицинскую организацию в целом, далее медицинская организация распределяет выделенные средства на указанные цели в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения по приоритетности.

Представитель третьего лица Правительства Ярославской области решение оставил на усмотрение суда, указывая, что ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета, его финансирование осуществляется за счет средств бюджета Ярославской области. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, который в свою очередь осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание организаций государственной системы здравоохранения области, находящихся в функциональном подчинении департамента, и реализацию функций, возложенных на департамент, выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ярославской области.

Представитель третьего лица Департамента финансов Ярославской области в отзыве на иск указал, что ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» является подведомственным Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области учреждением, находится в его функциональном подчинении. Департамент финансов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по управлению государственными финансами Ярославской области, Департамент не наделен функциями в сфере здравоохранения, в связи с чем не является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств в указанной сфере.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в отзыве на исковое заявление указал, что департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в соответствии с Уставом ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» осуществляет правомочия собственника имущества от имени Ярославской области. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в данном случае ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ», осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ».

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и об удовлетворении требований в части мероприятий, указанных в акте обследования и категорирования, срок исполнения по которым истек на дату рассмотрения настоящего дела, то есть на 29 ноября 2022 г. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела. В жалобе ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» ссылается на то, что по части требований, заявленных истцом, сроки исполнения мероприятий не истекли: из 22 пунктов просительной части срок исполнения мероприятий истек только по двум. Остальные мероприятия ответчик должен выполнить в срок от февраля 2023 г. до апреля 2023 г. Также ответчик ссылается на недопустимость в решении суда неточных формулировок. Повторяются доводы стороны в суде первой инстанции о том, что не указано количество камер наблюдения, их параметры, те места объекта, которые являются опасными и критическими. Обращается внимание, что в исковых требованиях не указано, какое право неопределенного круга лиц нарушено. Акт обследования и категорирования объекта не является законом или нормативным актом, на основании которого можно принять решение суда.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» по доверенности Падалку А.Ю., возражения на апелляционную жалобу прокурора Манокина А.О., исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены постановленного судом решения.

Рассматривая спор, суд пришел к выводу о том, что на объекте здравоохранения не соблюдаются требования законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности, соответствующие категории объекта. Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области на осуществление антитеррористических мероприятий не выделены денежные средства. Срок на выполнение мероприятий установлен судом в течение года с даты утверждения действующего паспорта безопасности объекта.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

Согласно части 3.1. статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (пункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", из пункта 5 которых следует, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.

Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) (пункт 7 Требований).

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) (пункт 14 Требований).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУЗ ЯО «Большесельская ЦРБ» является учреждением здравоохранения, собственностью Ярославской области на основании Постановления Правительства Ярославской области от 16 декабря 2011 г. №1058-к.

В отношении данного учреждения в 2017 г. и в 2022 г. проводилось обследование и категорирование объекта. Объекту присвоена третья категория, требования по антитеррористическим мероприятиям в котором установлены пунктами 16 и 16 (1) Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8.

Актом межведомственной комиссии, проводившей обследование с 29 июня 2022 г. по 03 июля 2022 г., выявлены нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Прокурором заявлены требования об устранении учреждением здравоохранения нарушений, указанных в данном Акте, а также о финансировании данных мероприятий Департаментом здравоохранения Ярославской области.

Так как требования прокурора основаны на законе и факте выявления несоблюдения учреждением здравоохранения обеспечения антитеррористической защищенности объекта, обязанность по соблюдению которых установлена законом, судом обоснованно постановлено об удовлетворении исковых требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что по части требований, заявленных истцом, сроки исполнения мероприятий не истекли, в Акте имеются мероприятия со сроком выполнения с февраля 2023 г. до апреля 2023 г., тогда как решение суда принято до истечения указанных сроков, судебной коллегией отклоняется.

Как следует из материалов дела, первоначально требования прокурора были основаны на Акте от 2017 г. (л.д. 11). В ходе рассмотрения дела был составлен новый Акт, в котором также установлены те же нарушения. В уточненном иске прокурор ссылался на выводы акта от 2022 г. (л.д. 96), тогда как в нем были отражены те же нарушения, что не были исправлены учреждением здравоохранения с момента составления Акта 2017 г.

Мероприятия, отраженные в Акте 2017 г., учреждением здравоохранения выполнены не были, в то время как Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, предусмотрено, что срок завершения установленных Актом мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) (пункт 14 Требований).

Таким образом, учреждением здравоохранения в установленный законом срок мероприятия по антитеррористической защищенности объекта не выполнялись, тогда как сами нарушения были выявлены еще в 2017 г.

При этом судом приняты во внимание также и сроки выполнения мероприятий, установленные в Акте от 2022 г.

Довод апелляционной жалобы о том, что из решения суда не следует, какие места объекта здравоохранения считаются критическими и опасными, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Принимая решение, суд руководствовался в том числе Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, из подпункта «г» пункта 10 которых следует, что в ходе своей работы комиссия определяет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.

Определение критических элементов объекта (территории) дано в пункте 11 Требований.

В этом же нормативном документе в пункте 16 содержатся требования к системе видеонаблюдения, из которого следует, что оборудование системой видеонаблюдения, должно позволять с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории).

Таким образом, количество камер, о чем также указано в апелляционной жалобе, может быть определено исполнителем, при этом таким образом, чтобы было обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) учреждения здравоохранения.

Каких-либо неясностей и неточностей решение суда не содержит, формулировка требований приведена в соответствии с законом.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекли бы безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Большесельского районного суда Ярославской области от 29 ноября 2022 г. без изменения, апелляционную жалобу ГУЗ Ярославской области «Большесельская центральная районная больница» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1297/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Большесельского района
Ответчики
ГУЗ ЯО Большесельская центральная районная больница
Деп. здравоохранения и фармации ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Виноградова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
25.01.2023Передача дела судье
20.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Передано в экспедицию
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее