К делу №2-593/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Полтавская 06 апреля 2017 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Козлова В.Г.,
при секретаре судебного заседания Георгиевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Румянцевой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.01.2017 года № 43,
УСТАНОВИЛ:
Румянцева Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.01.2017 года № 43.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Быкова В.А. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что решением комиссии управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Румянцевой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
Свой отказ органы Пенсионного фонда мотивируют тем, что для назначения указанной пенсии истица не имеет необходимого специального стажа работы- не менее 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа или 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа.Не засчитан в специальный стаж период её работы в должности <данные изъяты> в МБУЗ «Красноармейская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ года (10 лет 04 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ.(01 год 10 мес. 22 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ.(10 мес. 12 дней), так как, по мнению Управления пенсионного фонда РФ, разделом «Наименование должностей» Списка 22.09.1999г № 1066 и Списка от 29.10.2002г. № 781 данная должность не предусмотрена.
С данными выводами работников управления Пенсионного фонда Румянцева Е.А. не согласна, так как её работа в спорный период неразрывно была связана с деятельностью по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения.
Полагает, что её работа в должности диетсестры должна быть включена в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, так как она выполняла обязанности медицинской сестры диетической, что подтверждается её должностным обязанностям и наименованием должности в штатном расписании. Должность медицинской сестры диетической согласно штатному расписания относится к среднему медицинскому персоналу. Должностными обязанностями предусмотреновыполнение профилактических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий, согласно которым она осуществляла контроль хранения запаса продуктов питания, качества пищевых продуктов при их поступлении на склад и пищеблок, осуществляла контроль за работой пищеблока, готовила ежедневно меню-раскладку в соответствии с картотекой блюд, осуществляла контроль за правильностью закладки продуктов в котел и бракеражем готовой пищи. Контролировала выполнение технологических методов приготовления блюд для различных диет, принцип лечебного питания с учетом норм физиологических потребностей, биологических свойств пищевых продуктов в диетотерапии заболеваний, производила подсчет химического состава и калорийности блюд и т.д. То есть, работа была связана непосредственно с лечебной деятельностью как лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях и Положением о диетической сестре лечебно-профилактического учреждения (приложение № 2 и № 4 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 23.04.1985г № 540, отменены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.02.2004 г. № 95) установлено, что организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях входит в число основных мероприятий по медицинскому обслуживанию больных как часть общего лечебного процесса; лечебное питание является обязательной составной частью комплексной терапии и должно применяться на современном научном уровне во всех отделениях стационаров лечебно-профилактических учреждений.
Считает, что выводы Управления Пенсионного фонда о несоответствии её должности – «медицинская сестра диетическая» наименованию должности указанной в списке Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 – «медицинская сестра»,основана на неправильном применении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Румянцева Е.А. переведена на должность медицинской сестры диетической ДД.ММ.ГГГГ года. В этот период действовал Приказ МЗ РФ от 15.10.1999г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» и Номенклатура должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. В данной Номенклатуре должности медицинской сестры диетической нет. Среди должностей среднего медицинского персонала есть должность «Медицинская сестра». Должность «Медицинская сестра диетическая» введена Приказом МЗ РФ от 24.04.2003 года № 160, Приложение № 3 к приказу МЗ РФ от 15.10.1999г. № 377 «Номенклатура должностей медицинского персонала», и является профильной по отношению к должности медицинской сестры.
Постановлением № 1066 от 22.09.1999г. и Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, действующим в спорные периоды работы, предусмотрена должность «медицинская сестра», а должность «медицинская сестра диетическая» в Списках не поименована, т.к. в период принятия этих Постановлений в Номенклатурах должностей, действующих в 1999 году и 2002 году, была должность «Медицинская сестра». И не появились изменения после 2003 года (в редакции Приказа МЗ России от 15.10.99г. № 377 от 24.04.2003г. № 160), когда в Номенклатуру была введена должность «Медицинская сестра диетическая».
Издание нового нормативного документа никак не повлияло на работу, должностные обязанности не изменились. Считает, что изменение в законодательстве не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Исходя из этого, на момент подачи заявления, Румянцева Е.А. имела смешанный стаж более 30 лет, стаж работы в сельской местности – более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Должность «медицинская сестра диетическая» действительно не значится в разделе «Наименование должностей», перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Однако, Конституционный Суд в Постановлении от 03.06.2004г. № 11-П обязывает в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Просит суд исковые требования удовлетворить, признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.01.2017г № 43 незаконным, обязать ГУ УПФР включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период её работы в должности медицинской сестры диетическойс ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 04 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ (01 год10 мес. 22 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 12 дней), и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи документов в Пенсионный фонд для рассмотрения вопроса реализации пенсионных прав – с 27.12.2017года.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красноармейском районе по доверенности Бабич И.А. с иском не согласна, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении иска, пояснив следующее: в специальный стаж не включен оспариваемый Истцом период с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, так как, разделом «Наименование должностей» Списка от 22.09.1999г № 1066 и Списка от 29.10.2002г. № 781 данная должность не предусмотрена.
Комиссия приняла законное решение, так как у истицы нет необходимого специального стажа работы. При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 07 лет 02 мес. 14 дней – лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, при требуемом специальном стаже 25 лет.
При оценке периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение последовательно с учетом норм пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной деятельности, стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 13 лет 06 мес. 15 дней- лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, при требуемом специальном стаже 25 лет.
Пояснила, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может оцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом, либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
В ряде определений Конституционного суда РФ (от 21.12.2006г. № 584-О, от 20.11.2008г. № 869-О-О, от 29.01.2009г. № 67-О-О) отмечено, что «определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ».
На основании вышеизложенного, с 01.11.1999 года перечень должностей среднего медицинского персонала Списка от 22.09.12999 года № 1066 уже содержит конкретные наименования должностей. При этом некоторые категории медицинских работников с 01.11.1999 года лишились права на досрочную пенсию.
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.01.2017 года № 43 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Румянцевой Елене Анатольевне вынесено обоснованно, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства. Просит в удовлетворении заявленных требований Румянцевой Е.А. отказать.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в делописьменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Румянцева Е.А. в 2016 году обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красноармейском районе о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 16.01.2017 года № 43, истцу было отказано в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа, необходимого для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью.
При этом ответчиком не включён в стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы истца в качестве медицинской сестры диетической с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ, с 19.ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Красноармейская ЦРБ».
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия установлены законом.
Согласно подпункта подпунктом 20 пункта 1 ст.30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.
В настоящее время при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости». Также в оспариваемый период действовал Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1983 года № 298, к среднему медперсоналу (группа 322) относятся диетологи и специалисты по рациональному питанию (подгруппа 3229) в базовую группу которых входит диетическая сестра.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377«Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» должность медицинской сестры и медицинской сестры диетической относится к среднему медицинскому персоналу. При этом должность «Медицинская сестра диетическая» введена в Номенклатуру должностей Приказом МЗ РФ от 24.04.2003 года № 160, Приложение № 3 к приказу - «Номенклатура должностей медицинского персонала».Ранее, среди должностей среднего медицинского персонала была должность «медицинская сестра».
Румянцева Е.А. переведена на должность медицинской сестры диетической 01.03.2001 года. В этот период действовал Приказ МЗ РФ от 15.10.1999г. № 377, в котором должность медицинской сестры диетической не была обозначена. Списки должностей Постановления № 1066 от 22.09.1999г. и Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, действующие в спорные периоды работы, и не предусматривающие должность медицинской сестры диетической, приняты ранее введения в Номенклатуру этой должности и после возникновения правоотношений с истцом.
В списках должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения № 1066 и № 781 предусмотрена должность «медицинская сестра», т.к. в период принятия этих Постановлений в Номенклатурах должностей, действующих в 1999 году и 2002 году, была должность «Медицинская сестра».Должность медицинской сестры диетической не исключена из перечня должностей.Не появились такие изменения и после 2003 года (в редакции Приказа МЗ России от 15.10.99г. № 377 от 24.04.2003г. № 160), когда в Номенклатуру была введена должность «медицинская сестра диетическая».
Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.06.2010 года № 474 использование лечебного питания стало обязательным в комплексной терапии различных заболеваний.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» - охрана здоровья граждан в РФ это система мер социального,медицинского, в том числе профилактического характера, осуществляемых в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Медицинская помощь включает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья и включает в себя предоставление медицинских услуг. Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Как установлено в судебном заседании Румянцева Е.А., согласно трудовой книжке №, в оспариваемые периоды работала в должности медицинской сестры диетической в Муниципальном учреждении здравоохранения «Красноармейская центральная районная больница». Диплом о медицинском образовании №.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.04.1985 года № 540 установлены требования к должности диетической медицинской сестре, согласно которым она должна иметь среднее медицинское образование и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Приказом Министерства здравоохранения от 05.08.2003г. № 330 утверждено новое положение об организации деятельности медицинской сестры диетической, согласно которому на указанную должность назначается специалист со средним медицинским образованием, имеющий специальную подготовку по лечебному питанию, и сертификат по специальности «диетология».
Из материалов дела усматривается, что Румянцева Е.А. проходила повышение квалификации в 2000 году, в 2008 году и 2013 году, имеет сертификаты по специальности «Диетология» от 19.12.2000г., от 24.04.2008г. и от 18.10.2013 года. Медицинские работники не имеют права осуществлять медицинскую деятельность без прохождения курсов повышения квалификации.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что медицинская сестра диетическая осуществляет исполнение назначений лечащего врача, таким образом, обеспечивает лечение пациентов, т.е. участвует в процессе их лечения, занимается лечебной деятельностью.
Суд считает, что изменение в законодательстве не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Конституционный Суд в Постановлении от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» обязывает в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых и сходных ситуациях).
Конституционный Суд РФ указал на обязанность руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.
Законодатель выделяет в особую категорию лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях, организациях, труд в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки.
Право на досрочное пенсионное обеспечение законодатель связал с работой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенной психо-физиологической нагрузкой, обусловленной исполнением функциональных обязанностей.
В соответствии с пунктом 13 Постановления № 30 от 11 декабря 2012г. Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда, то есть, те условия, по которым медицинским работникам и назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
При таких обстоятельствах нельзя признать правомерными действия Управления Пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе в отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости Румянцевой Е.А. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Доводы представителя ответчика о том, чтоРумянцева Е.А. не может претендовать на зачет в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры диетической, так как Списком от 29.10.2002 года № 781 разделом «Наименование учреждений» вышеуказанная должность не предусмотрена, не могут быть приняты во внимание, так как иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства. Суд находит приведённые выводы ГУ Управления Пенсионного фондаРФ основанными на неправильном применении Списка.
На основании изложенного, исходя из материалов дела, характера, специфики и условий осуществляемой истицей работы, с учетом целей, задач и направления деятельности МБУЗ «Красноармейская ЦРБ», суд находит требования Румянцевой Е.А. обоснованными, законными, подтвержденными совокупностью доказательств, поэтому считает возможным их удовлетворить.
При включении спорного периода в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, стаж истицы на момент подачи заявления в УПФ РФ в Красноармейском районе составил 26 лет 08 мес. 17 дней, что соответствует требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года и дает право истице на получение пенсии. При этом суд не подвергает сомнению правильность исчисления специального стажа работы в соответствии с представленной в материалы дела таблицей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, чтообжалуемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края от 16января 2017 года № 43 необходимо отменить, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400 – ФЗ от 28.12.2013 года, Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Румянцевой Е.А. - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края от 16.01.2017 года № 43.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края включить Румянцевой Е.А. специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ года (10 лет 04 мес.)
- с ДД.ММ.ГГГГ.(01 год 10 мес. 22 дня)
- с ДД.ММ.ГГГГ(10 мес. 12 дней)
в должности медицинской сестры диетической Красноармейской ЦРБ.
Назначить Румянцевой Е.А. страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии в пенсионный фонд – с 27.12.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Красноармейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Козлов В.Г.