УИД 91RS0022-01-2023-000349-88
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-9734/2023, 2-1009/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Быстрякова Д.С.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подобедова М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Подобедовой М.И. |
судей | Гоцкалюка В.Д. Паниной П.Е., |
при секретаре | Музыченко И.И. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Феодосии действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» о возложении обязанности по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, третьи лица: Муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым»,
установила:
06 февраля 2023 года заместитель прокурора города Феодосии, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился Феодосийский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил обязать Администрацию в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по поручению прокуратуры Республики Крым. Установлено, что 30 ноября 2015 года Межведомственной комиссией администрации г. Феодосии Республики Крым по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находят в собственности российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании технического заключения Феодосийского комплексного отдела ГП «Главный территориальный научно-исследовательский проектный институт «КрымНИИпроект» от 04 августа 2014 года Ф.14.124-ТЗ, принято решение о признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению, дальнейшая эксплуатация жилого дома лит. «А,а» не возможна, стены находятся в аварийном состоянии и возможно их хрупкое, т.е. мгновенное разрушение. Техническое состояние жилого дома лит. «Б» относится к непригодному для нормальной эксплуатации, в здание большое количество несущих и ограждающих конструкций, у которых значительно снизилась несущая способность. Кроме того лит. «Б» посажен на крутом склоне, возможно влияние оползневых явлений в зоне фундаментов.
Таким образом, многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем представляет угрозу для неопределенного круга лиц.
Согласно информации администрации города Феодосии Республики Крым от 24 января 2023 года в 2017-2019 годах в рамках реализации Региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы на территории Республики Крым» и «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах» в городе Феодосии расселены аварийные многоквартирные дома, в том числе по адресу: <адрес>, с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме заключены договора мены.
Предъявления указанного заявления в интересах неопределенного круга лиц, в связи с различными жизненными и бытовыми ситуациями находящихся в доме или рядом с ним, обусловлена тем, что риск возникновения аварийной ситуации по причине неисполнения обязанностей по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, напрямую затрагивает их интересы, при этом численность граждан, находящихся в доме, в связи с их постоянной ротацией определить невозможно, в связи с чем, заместитель прокурора обратился в суд с настоящим иском.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 марта 2023 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Муниципальное казённое учреждение «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым».
Решением Феодосийского городского суда Республик Крым от 11 мая 2023 года исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация города Феодосии Республики Крым просит решение суда отменить, вынести новое, которым в иске отказать. Апеллянт указывает, что функции связанные с реализацией возложенных на администрацию города Феодосии Республики Крым заданий в сфере строительства, осуществляет МКУ «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» на основании Положения, утвержденного решением 8 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым от 12 декабря 2014 года №124. При этом финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым об обязании принять меры, а именно: в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не учитывает этапность работ. Таким образом, апеллянт полагает, что выводы суда не основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Феодосии просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ислямова М.В. первоначальные исковые требования поддержала в полном объеме.
Будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте рассмотрения дела почтовыми отправлениями, а так же, в соответствии с требованиями п.7 ст. 113 ГПК РФ, посредством размещения информации на электронном сайте Верховного Суда Республики Крым, в сети «Интернет», иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Выявленные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права, в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в связи с рассмотрением дела с участием Муниципальное казённое учреждение «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» в статусе третьего лица, а не соответчика, являются основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 мая 2023 года подлежит отмене.
Заслушав доклад судьи Подобедовой М.И., выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения, в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции, и принятии нового решения об удовлетворении требований прокурора к администрации г. Феодосии Республики Крым, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Частью 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со статьей 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По правилам части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае если земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка по поручению прокуратуры Республики Крым, в ходе которой установлено следующее.
30 ноября 2015 года Межведомственной комиссией администрации г. Феодосии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находят в собственности российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании технического заключения Феодосийского комплексного отдела ГП «Главный территориальный научно-исследовательский проектный институт «КрымНИИпроект» от 04 августа 2014 года Ф.14.124-ТЗ, принято решение о признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения администрацией города Феодосии принято постановление от 01 декабря 2015 года № 905 о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу
Согласно заключению об оценке соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции № 5 от 30 ноября 2015 года, крыша и кровля сгорели, деревянные перекрытия над квартирами №1, 2, 3 обрушились, прочностные характеристики бетона снизились, внутренние перегородки выгорели, электропроводка обгорела, изоляция разрушена, трубопроводы водоснабжения и канализации обгорели, печи на твёрдом топливе полуразрушены.
Согласно информации администрации города Феодосии от 24 января 2023 года в 2017-2019 годах в рамках реализации Региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы на территории Республики Крым» и «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах» в городе Феодосии расселены аварийные многоквартирные дома, в том числе по адресу: <адрес>, с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме заключены договора мены. МКУ «Управление капитального строительства администрации г. Феодосии» запрошены коммерческие предложения касательно стоимости разработки проектов по сносу аварийных домов с целью дальнейшего затребования из бюджета муниципального образования денежных средств на проведение указанных работ.
Согласно сообщению администрации г. Феодосии Республики Крым от 01 февраля 2023 года из аварийного дома по адресу: <адрес> переселены 3 семьи, которые в нем проживали на основании договоров социального найма от 30 декабря 2019 года.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, действующим законодательством конкретные сроки, в которые необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно информации администрации города Феодосии от 24 января 2023 года в 2017-2019 годах в рамках реализации Региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы на территории Республики Крым» и «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах» в городе Феодосии расселены аварийные многоквартирные дома, в том числе по адресу: <адрес>, с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме заключены договора мены.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
Доказательств тому, что администрацией города Феодосии Республики Крым был заключен договор на снос вышеуказанного дома с кем-либо либо проведены иные мероприятия для реализации сноса многоквартирного дома, ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенных доказательств, учитывая, что собственником аварийного дома является администрация г. Феодосии Республики Крым, которая в установленном порядке приняла решение о сносе аварийного дома, суд приходит к выводу, что обязанность по сносу аварийного дома несет именно администрация г. Феодосии Республики Крым.
Судебная коллегия учитывает, что устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий администрации по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до адресата и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. Муниципальное казённое учреждение «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования.
Бездействие ответчика - администрации города Феодосии Республики Крым, как собственника недвижимого имущества, по сносу многоквартирного дома, в силу признания его аварийным, то есть при наличии опасности его обрушения, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному числу граждан, опасность причинения им вреда, вследствие чего является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований. Длительное бездействие должностных лиц администрации по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Таким образом, в связи с различными жизненными и бытовыми ситуациями находящихся в доме или рядом с ним, риском возникновения аварийной ситуации по причине длительного (более восьми лет) неисполнения обязанностей по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым являются обоснованными и подлежат удовлетворению путем возложения на администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности снести авариный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме того, снос многоквартирного дома способствует обеспечению реализации национального проекта «Жилье и городская среда», паспорт которого утверждён протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 № 16 и пунктами 2, 5 которого предусмотрено мероприятия по увеличению объема жилищного строительства; обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
В соответствии с положениями ч. 1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия полагает возможным установить срок на исполнение администрацией г. Феодосии Республики Крым решения суда на проведение работ по сносу дома аварийного жилищного фонда – 3 месяца, что, по мнению судебной коллегии, являются разумными с учетом длительного неисполнения ответчиком принятых на себя обязательств.
При этом, довод ответчика об отсутствие возможности исполнить решение суда в срок два месяца со дня его вступления, заявленный истцом в исковых требованиях, подлежат отклонению, поскольку в силу положений гражданского процессуального законодательства вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда рассматривается судом, рассмотревшим дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств (ст. 203 ГПК РФ).
Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования, необходимого для реализации программы мероприятий по сносу аварийных домов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска и не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 года № 32-ВПР08-10.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение (п.п.2, п.1 ст.328 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 мая 2023 года - отменить, принять по делу новое решение, которым иск прокурора города Феодосии действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным – удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию города Феодосии Республики Крым снести многоквартирный авариный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в течении трех месяцев со дня постановления апелляционного определения.
В удовлетворении требований к Муниципальному казённому учреждению «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий судья: Подобедова М.И.
Судьи: Гоцкалюк В.Д.
Панина П.Е.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05.12.2023.