УИД: 54RS0002-01-2024-002774-52
Дело № 2-2329/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2024 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Козловой Е.А.
при секретаре Абдулкеримове В. Р.,
с участием:
представителя истца по удостоверению Васильевой Е. А.,
представителя ответчика по доверенности Кудлай Е. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новосибирского транспортного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к АО «ФПК» в лице Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений, заявленных в устной форме и принятых к производству суда в судебном заседании ****, просит:
признать незаконным бездействие АО «ФПК» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств – вагонов пассажирских №**, ** с плановым годом списания – **, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных;
обязать АО «ФПК» не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – вагонов пассажирских №**, с плановым годом списания – **, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно: средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В обоснование уточнённых исковых требований указано, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности АО «ФПК», в ходе которого установлено ненадлежащее оборудование вагонов пассажирских №**, с плановым годом списания – **. В соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства Железнодорожного транспорта, вагоны №**, с плановым годом списания – ** включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК», в связи с чем на вышеуказанную единицу подвижного состава распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ** (далее – Требования). Исходя из пп. 1 п. 7 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных. Требования вступили в законную силу ****, окончание годичного срока реализации паспортов вагонов - ****, однако в нарушение вышеуказанных требований закона вагоны не оснащены техническими средствами видеонаблюдения. Новосибирским транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона начальнику Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого меры по их устранению не приняты. Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
Представитель истца Васильева Е. А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объёме с аналогичной аргументацией.
Представитель ответчика по доверенности Кудлай Е. С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37-39), согласно которым ответчиком принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, а исполнение требований невозможно по объективным причинам. Так, согласно действующей конструкторской документации оснащение видеокамерами вагонов, произведенных ранее 2018 года, возможно только при проведении их капитально-восстановительного ремонта (КВР). Срок проведения КВР указанных в исковом заявлении вагонов равен дате списания вагонов. Всего на балансе АО «ФПК» находится ** вагона, из них в деятельности Западного-Сибирского филиала задействовано 1065 пассажирских вагонов. Оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не представляется возможным ввиду отсутствия технологической возможности. Для разработки конструкторской документации, необходимой для закупки видеонаблюдения и оснащения такими системами вагонов АО «ФПК» заключило договор на выполнение работ по разработке конструкторской документации от **** ** Осуществляется планомерное оснащение вагонов видеокамерами. Проектом постановления из пп. 1 п. 7 Требований исключены понятия «технические помещения» и «переходные тамбуры», содержание которых не раскрывается в действующем законодательстве и потому делает данную норму неисполнимой. В случае удовлетворения исковых требований, просит установить срок для исполнения требований 18 и более месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона, транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, согласно п. «е» железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 ст. 1 закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1.1 ст. 8 указанного закона (часть 1.1 введена в действие Федеральным законом от 02.08.2019 №270-ФЗ), требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 утверждены Требования, в соответствии с пп. 4 п. 6 которых субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
В силу пп. 8 п. 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств.
Согласно пп. 1 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Установлено, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «ФПК» Новосибирской транспортной прокуратурой выявлено, что пассажирские вагоны №**, с плановым годом списания – **, включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием субъекта транспортной инфраструктуры - АО «ФПК».
Требования вступили в законную силу ****, окончание срока реализации паспортов вагонов – ****, однако, в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры вагоны не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В связи с выявленными нарушениями **** и **** начальнику Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесены представления об устранении нарушений закона (л.д. 8-11, 12-14), по результатам рассмотрения которого меры по их устранению не приняты, направлен ответ (л.д. 15-17).
Неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасной деятельности пассажирских вагонов, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь может повлечь причинение имущественным интересам иных лиц и повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика относительно понятий «технические помещения» и «переходный тамбур» судом не принимаются, поскольку разъяснение данных понятий не имеет правового значения для спора. Кроме того, в иске заявлено об отсутствии средств видеонаблюдения в вагонах в соответствии с паспортами обеспечения транспортной безопасности.
Ссылка ответчика, что оснащение видеокамерами вагонов, произведенных ранее 2018 года, возможно только при проведении их капитально-восстановительного ремонта не является основанием для освобождения АО «ФПК» от соблюдения действующих норм и правил, предъявляемых к обеспечению транспортной безопасности. Эксплуатация вагонов с нарушением требований транспортной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможных актах незаконного вмешательства. Приведение вагонов в соответствие с актуальными требованиями транспортной безопасности обусловлено уровнем именно текущих и современных рисков возникновения актов незаконного вмешательства.
Наличие больших финансовых затрат для исполнения требований прокурора не может служить основанием для отказа в иске с учетом значимости положений перечисленных в иске правовых актов.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит установить срок исполнения обязанности – один год со дня вступления решения в законную силу, ответчик полагает разумным срок для исполнения обязанности – от 18 месяцев и более (в том числе 24 месяца) со дня вступления решения в законную силу.
В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.
Суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая вышеизложенное, а также непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возложена с октября 2021 года).
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Новосибирского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие АО «ФПК» (ИНН 7708709686) по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств – вагонов пассажирских №**, с плановым годом списания – ** техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортами обеспечения транспортной безопасности; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Возложить на АО «ФПК» (ИНН 7708709686) обязанность в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – вагонов пассажирских №** с плановым годом списания – ** техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортами обеспечения транспортной безопасности; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с АО «ФПК» (ИНН 7708709686) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья
/подпись/
Решение в окончательной форме принято 04 сентября 2024 года