УИД № 18OS0000-01-2021-000328-31
Дело № 3а-392/2021
Решение
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Степановой А.Н.,
с участием:
представителя административного истца П.А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
представителей административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, Н.Н.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» Р.И.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «<данные изъяты>» к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждениюУдмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
Акционерное общество «<данные изъяты>» (далее по тексту –административный истец, АО «<данные изъяты>», Общество) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества», которым просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
– земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для иных целей) площадью 33 618,3 +/- 64 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 9 581 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
– земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования производственных объектов цеха №) площадью 105 801 +/- 129,3 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (производственные здания), в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
– земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования производственных объектов цеха №) площадью 38 204 +/- 68,41 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец является арендатором указанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 171 649, 94 руб. и значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на указанную дату в размере 9 581 000 руб., определенную Отчетом об оценке ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 496 416, 05 руб. и значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на указанную дату в размере 25 075 000 руб., определенную Отчетом об оценке ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 616 287,64 руб. и значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на указанную дату в размере 10 888 000 руб., определенную Отчетом об оценке ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку влекут увеличение размера арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Города Можга» не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении заинтересованного лица о месте и времени судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанного лица, признав его явку не обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца П.А.А. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., Н.Н.Ю. по существу заявленных требований не возражали, полагали возможным установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» Р.И.Л. не возражала против удовлетворения требований. Полагала возможным установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> (арендодателем) и АО «<данные изъяты>» (арендатором) заключен договор аренды № сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (номер регистрации в ЕГРН <данные изъяты>). На основании указанного договора аренды АО «<данные изъяты>» использует земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для иных целей) площадью 33 618,3 +/- 64 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Базовый, в связи с чем, является плательщиком арендной платы.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> (арендодателем) и АО <данные изъяты>» (арендатором) заключен договор аренды № сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (номер регистрации в ЕГРН <данные изъяты>). На основании указанного договора аренды АО «<данные изъяты>» использует земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования производственных объектов цеха №) площадью 105 801 +/- 129,3 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (производственные здания), в связи с чем, является плательщиком арендной платы.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> (арендодателем) и АО «<данные изъяты>» (арендатором) заключен договор аренды № сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (номер регистрации в ЕГРН <данные изъяты>). На основании указанного договора аренды АО «Можгинский лесокомбинат» использует земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования производственных объектов цеха №) площадью 38 204 +/- 68,41 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в связи с чем, является плательщиком арендной платы.
Расчет арендной платы по договорам производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков в соответствии «Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 года №172.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее потексту – Федеральный закон № 135-ФЗ)).
Положения статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора и плательщика арендной платы, Общество обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из материалов дела следует, что исследуемые земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> являются ранее учтенными, поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 ноября 2020 года № 583 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2020 года» (далее по тексту - Постановление № 583) утверждена кадастровая стоимость земельных участков, в том числе, в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановление № 583 принято в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-123281907, кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена Постановлением № в размере 13 171 649,94 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт <данные изъяты> Таблица 29 - <адрес>), дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-123281900 кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена Постановлением № в размере 34 496 416,05 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт <данные изъяты> Таблица 29 - <адрес>), дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.144).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-123281901 кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена Постановлением № в размере 13 616 287,64 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пункт <данные изъяты> Таблица 29 - <адрес>), дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.142).
Данная кадастровая стоимость является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела.
С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:29:002468:2, 18:29:002475:206 и 18:29:003156:48 является ДД.ММ.ГГГГ.
Абзацем 1 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 года № 416-р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» установлено, что на территории Удмуртской Республики государственная кадастровая оценка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон №237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что полномочиями бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, является в том числе, определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 года № 416-р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ.
Кроме того, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона №237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Частью 9 статьи 24 Федерального закона №237-ФЗ предусмотрено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьёй 24.19 Федерального закона №135-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества», являющееся органом, определившим кадастровую стоимость рассматриваемых земельных участков, является надлежащим ответчиком по делу наряду с Правительством Удмуртской Республики, утвердившим в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (Постановление № 583).
Статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статья 22 Закона).
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В связи с чем, суд признаёт, что рассматриваемые земельные участки являются ранее учтёнными, вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2020 года, а потому их кадастровая стоимость, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату, а именно на 1 января 2020 года.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» № 524-21 от 28 мая 2021 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости исследуемых объектов оценки по состоянию на дату оценки 1 января 2020 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Базовый, 9 581 000 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (производственные здания), 25 075 000 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> 888 000 рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 2 статьи 47 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 названного Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с оспариванием представленных административным истцом доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в вышеуказанном отчете об оценке, определением суда от 17 сентября 2021 года, по ходатайству представителя заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>», назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Регион».
Согласно заключению эксперта №/Э от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертом ООО «Агентство оценки «Регион» Б.В.В.: рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Базовый, 10 190 000 рублей;
– в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (производственные здания), 25 704 000 рублей;
– в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> 321 000 рублей.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
Суд находит, что по своему содержанию заключение эксперта №/Э от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ) и статье 82 КАС РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которому поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалами дела подтверждены полномочия, квалификация эксперта Б.В.В., которые подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков. Эксперт имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности. Ответственность эксперта застрахована. В заключении эксперта указаны сведения о стаже работы эксперта в области оценочной деятельности.
Установленное свидетельствует о том, что эксперт Б.В.В., проводивший судебную экспертизу, обладает достаточными знаниями и опытом в области оценочной деятельности.
Эксперт Б.В.В. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В рамках проведенных расчетов экспертом был использован сравнительный подход. Выбор подхода подробно мотивирован.
В заключении эксперта приведены все необходимые сведения об объектах оценки, их качественные и количественные характеристики, их площадь, местоположение, представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость, содержится обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.
В заключении эксперта описан подбор аналогов для проведения экспертизы. В качестве объектов-аналогов были взяты максимально сопоставимые объекты по категории, назначению, местоположению, площади и другим ценообразующим факторам. Вся информация об объектах-аналогах приведена в описании объектов-аналогов, получена из достоверных источников (копии распечаток приведены в заключении).
Расчёт не содержит математических, методологических и арифметических ошибок, является правильным.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами этой саморегулируемой организации.
Цель проведения экспертизы - проверка отчета об оценке на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, предметом оценки эксперта при установлении кадастровой стоимости является проверка отчета специалиста на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно заключению эксперта №/Э от ДД.ММ.ГГГГ, при производстве оценки указанных земельных участков оценщиком ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» Х.Р.З. допущено нарушение требований статьи 11 Федерального закона №135-ФЗ (оценщик допускает неоднозначное толкование тем, что использует аналоги не соответствующие площади и использованию объекта оценки), допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчёта об оценке (пункт 5 ФСО №3 – оценщик допускает неоднозначное толкование тем, что использует аналоги не соответствующие площади и использованию объекта оценки), допущено нарушение методов расчёта рыночной стоимости объекта оценки, иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 8и ФСО №3, пункт 22б ФСО №7 – подобранные аналоги не соответствуют площади и использованию объекта оценки), не правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости (пункт 8и ФСО №3, пункт 22б ФСО №7 – подобранные аналоги не соответствуют площади и использованию объекта оценки). Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объектов оценки следует признать необоснованными.
Таким образом, выявленные нарушения влияют на определение итоговой величины рыночной стоимости исследуемых объектов недвижимости.
Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан судом надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим установленную итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку данный отчёт вызывает сомнения в правильности выводов оценщика. В связи с чем, данный отчет не может быть положен в основу решения, поскольку опровергается заключением эксперта.
Оценивая приведенные выводы судебной оценочной экспертизы в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение эксперта, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований статьи 8 Федерального закона № 73-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что экспертом при проведении экспертизы не были нарушены принципы однозначности, обоснованности и проверяемости.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной в представленном им отчёте об оценке, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, суд полагает, что рыночной стоимостью объектов недвижимости является рыночная стоимость, установленная заключением судебной оценочной экспертизы.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2020 года, влечёт увеличение размера арендных платежей, поэтому размер кадастровой стоимости земельных участков непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае, с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в суд в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец обратился посредством почтовой связи 19 августа 2021 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2021 года.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Материалами административного дела подтверждено, что в суд административный истец обратился в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости исследуемых земельных участков органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Можгинский лесокомбинат» к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждениюУдмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для иных целей) площадью 33 618,3 +/- 64 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Базовый, в размере его рыночной стоимости 10 190 000 (десять миллионов сто девяносто тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования производственных объектов цеха №) площадью 105 801 +/- 129,3 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (производственные здания), в размере его рыночной стоимости 25 704 000 (двадцать пять миллионов семьсот четыре тысячи) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования производственных объектов цеха №) площадью 38 204 +/- 68,41 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 11 321 000 (одиннадцать миллионов триста двадцать одна тысяча) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 19 августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято судом 30 декабря 2021 года.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков