Решение по делу № 33-9212/2024 от 29.07.2024

Судья Андриевская Н.В.

24RS0033-01-2024-000774-18

Дело № 33-9212/2024

2.219

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2024 года

г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Крятова А.Н.,

судей Полянской Е.Н., Каплеева В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Каплеева В.А.

гражданское дело по иску Ц.С.В. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, признании права на получение мер государственной поддержки

по апелляционной жалобе представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» В.А.С.

на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 15 мая 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ц.С.В. (паспорт ) удовлетворить.

Признать решение КГКУ УСЗН по г. Лесосибирска ИНН 2466276463 от <дата> об отказе в предоставлении Ц.С.В. государственной социальной помощи на основании социального контракта незаконным.

Признать за Ц.С.В. право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта по состоянию на <дата>».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ц.С.В. обратился в суд с иском к КГКУ УСЗН по г. Лесосибирску, мотивируя требования тем, что <дата> обратился КГКУ УСЗН за получением государственной социальной помощи в виде социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Решением от <дата> в заключении социального контракта истцу отказано по тем основаниям, что среднедушевой доход заявителя за период с сентября 2023 года по ноябрь 2023 года превышает величину прожиточного минимума. При этом ответчиком незаконно был учтен доход заявителя в виде пособия по безработице за апрель-май 2023 года, полученный истцом в октябре 2023 года на основании судебного решения.

Уточнив исковые требования, истец Ц.С.В. просил суд признать незаконным решение ответчика от <дата> об отказе в предоставлении мер государственной поддержки, признать за ним право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта по состоянию на <дата>.

Определением суда от <дата> производство по делу в части исковых требований Ц.С.В. о признании незаконными решений ответчика от <дата>, от <дата>, от <дата> прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В остальной части исковых требований судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение

На названное решение представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» В.А.С. принесла апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи для целей применения Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлен Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной защиты».

Статьей 4 данного Закона установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и доход одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

По мнению ответчика, суд первой инстанции не учел, что ст. 5 названного Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных в денежной форме и натуральной. При этом Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установленный постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512, также предусматривает, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

Таким образом, для расчета среднедушевого дохода Ц.С.В. с целью получения им государственной социальной помощи учитывались все вид доходов, полученные им в денежной и натуральной форме в расчетный период.

Ответчик полагает, что судом первой инстанции неверно применены положения Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной защиты».

На апелляционную жалобу истец Ц.С.В. принес возражения.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, заслушав объяснения представителя ответчика КГКУ «УСЗН» Ц.О.П., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа в период с 2023 по 2025 годы включает 6 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач, включая подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».

В соответствии с п.8 Приложения №11 к подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 507-п от 30.09.2013, малоимущий одиноко проживающий гражданин, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:

1) по поиску работы;

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

3) по ведению личного подсобного хозяйства;

4) по осуществлению иных мероприятий.

Согласно пункту 10 Постановления № 507-п от 30.09.2013 при реализации мероприятия, указанного в пп. 2 п. 8 Порядка (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), заявителю в рамках государственной поддержки предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 350 000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 Приложения № 11 к подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода малоимущей семьи и дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина для определения права на получение государственной помощи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее по тексту также Федеральный закон №44-ФЗ).

Согласно ст.1 Федерального закона №44-ФЗ расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании малоимущими и об оказании государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации

Расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (ст. 4 Федерального закона №44-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №44-ФЗ доходы одиноко проживающего гражданина учитываются в месяце их фактического получения, который приходится на расчетный период.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.12.2022 №1124-п установлены коэффициенты дифференциации величины прожиточного минимума и величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения для отдельных городских округов, в том числе величина прожиточного минимума для пенсионеров в г. Лесосибирске на 2023 год установлена в размере 15133 руб.

Судом первой инстанции установлено и доказательствами по делу подтверждается, что с <дата> истец Ц.С.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

<дата> Ц.С.В. обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по г. Лесосибирску с заявлением о предоставлении мер государственной поддержки в виде заключения социального контракта по программе социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».

Решением КГКУ «УСЗН» (ТО по г. Лесосибирску) от <дата> в предоставлении мер государственной поддержки истцу отказано по тем основаниям, что заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной помощи, указанной в пункте 2 Порядка, а именно: среднедушевой доход заявителя превышает величину прожиточного минимума.

Согласно уведомлению от <дата> размер среднедушевого дохода Ц.С.В. за указанный период составил 16333,47 рублей, в то время как величина прожиточного минимума для пенсионеров в г. Лесосибирске установлена в размере 15133 руб.

Из представленного ответчиком расчета следует, что для расчета среднедушевого дохода Ц.С.В. взяты предшествующие дате обращения заявителя три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь 2023 года. При этом доход супруги заявителя ФИО1, фактически проживающей в КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», в расчет среднедушевого дохода Ц.С.В. не учитывался.

В соответствии с расчетом в среднедушевой доход Ц.С.В. за период сентябрь-ноябрь 2023 года ответчиком включены суммы:

пенсия <дата> в размере 9299,33 руб.;

пенсия <дата> в размере 11752,38 руб.;

пенсия <дата> в размере 11752,38 руб.;

денежной выплаты, представленной в виде мер социальной помощи <дата>, в размере 981,83 руб.;

единовременной денежной выплаты <дата> в размере 354,76 руб.;

единовременной денежной выплаты <дата> в размере 354,76 руб.;

единовременной денежной выплаты <дата> в размере 354,76 руб.;

пособие по безработице <дата> в размере 4589,42 руб.

Также суд установил, что согласно справке КГКУ «ЦЗН г. Лесосибирска» Ц.С.В. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с <дата>, признан безработным с <дата>.

Выплата пособия по безработице производилась по <дата>, а с <дата> выплата прекращена.

Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от <дата> исковые требования Ц.С.В. к КГКУ «Центр занятости населения города Лесосибирска» удовлетворены, отменен приказ от <дата> «О приостановлении выплаты пособия по безработице», на КГКУ «Центр занятости населения города Лесосибирска» возложена обязанность выплатить Ц.С.В. пособие по безработице за период с <дата> по <дата>.

В рамках исполнения указанного решения суда КГКУ «Центр занятости населения города Лесосибирска» в октябре 2023 года Ц.С.В. выплачено пособие по безработице в размере 4589,42 руб., что подтверждается платежным поручением от <дата>.

Разрешая спор по существу и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку среднедушевой доход истца за период сентябрь-ноябрь 2023 года составляет 14802,73 рублей, что менее величины прожиточного минимума, установленного Постановлением Правительства Красноярского края от 20.12.2022 №1124-п, истец имел право на получение мер государственной социальной поддержки на основании социального контракта по состоянию на <дата>.

При этом суд первой инстанции указал, что взысканное в пользу истца Ц.С.В. пособие по безработице в размере 4 589,42 рублей, уплаченное на основании вступившего в законную силу решения Лесосибирского городского суда Красноярского края от <дата>, не являются доходом заявителя за период сентябрь-ноябрь 2023 года, в связи с чем включение ответчиком денежных средств в указанном размере в сумму дохода Ц.С.В. за период сентябрь-ноябрь 2023 года являлось незаконным.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находя их соответствующими приведенным нормам материального права.

Как многократно разъяснял Конституционный суд Российской Федерации (постановление от 15.11.2011 № 24-П и др.), Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Определение среднедушевого дохода в указанном случае должно производиться исходя из буквального содержания правых норм. В частности, статья 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» предусматривает, что расчетный период равен 3 последним календарным месяцам, предшествующим одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Статья 8 того же Федерального закона предусматривает, что доходы учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце их фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты доходов сумма полученных доходов делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ кроме месяцев фактической выплаты учитывает также установленные нормативными правовыми актами сроки расчета и выплаты доходов, и предусматривает, что при начислении в расчетном месяце дохода за несколько периодов, в расчетный период включаются та часть дохода, которая приходится на расчетный период.

По состоянию на <дата> сроки выплаты пособия по безработице устанавливались п. 6 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Соответственно, при сроках выплаты пособия по безработице за период с <дата> по <дата> в силу приведенных норм Федерального закона сумма полученных доходов делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, вышеуказанные периоды начисления пособия по безработице не приходились на расчетный период сентябрь-ноябрь 2023 года, а потому не должны были исходя из буквального смысла нормы закона учитываться в доходах одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. Более того, задержка выплаты пособия по безработице за апрель-май 2023 года вызвана принятием необоснованного решения о приостановке выплаты пособия по безработице и изданием приказа, который впоследствии отменен судом.

При таких обстоятельствах, при том, что истец не получал в расчетном периоде иных доходов кроме пенсии и социальных выплат, включение в расчетную сумму его дохода несвоевременно выплаченного пособия по безработице не соответствует смыслу и назначению вышеприведенных норм Федеральных законов, которые преследуют цель оценки имущественного положения заявителя именно в расчетном периоде и для достижения этой цели предусматривают разделение укрупненных доходов на те части, которые приходятся на расчетные месяцы.

Ссылки ответчика на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, на ст. 223 НК РФ, в данном случае неприменимы, поскольку они направлены на регулирование сроков уплаты НДФЛ, которые неразрывно связаны с фактическим получением налогооблагаемого дохода, но не на оценку имущественного положения налогоплательщика.

По изложенным причинам суд правильно пришел к выводу о необходимости исключения из расчета дохода истца за сентябрь-ноябрь 2023 года суммы пособия по безработице за апрель-май 2023 года, выплаченной с задержкой в октябре 2023 года, правильно исчислил размер дохода истца при исключении этой суммы (составляет менее величины прожиточного минимума для пенсионеров в г. Лесосибирске), а потому обоснованно удовлетворил иск.

В остальной части решение суда ответчиком не обжалуется, в том числе ответчик не указывал в суде первой инстанции и не указывает в апелляционной жалобе о наличии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено; процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 15 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» В.А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

А.Н. Крятов

Судьи:

Е.Н. Полянская

В.А. Каплеев

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 07.08.2024

33-9212/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Цапкин Сергей Вениаминович
Ответчики
КГКУ УСЗН по г. Лесосибирску
КГКУ «Управление социальной защиты населения»
Другие
КГБУ СО ЕНИСЕЙСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ
Цапкина Элеонора Николаевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Каплеев Владимир Александрович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее