Судья Сат А.Е. Дело № 2-1229/2022 (33-33/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 28 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю.,
судей Ойдуп У.М., Соскал О.М.,
при секретаре Бичике Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Сайзырал», Товариществу собственников жилья «Чаян», акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г. Кызыла Омзаар Ч.О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, указав в обоснование, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что многоквартирном доме по адресу: **, Товарищества собственников жилья «Сайзырал», осуществляющего управление многоквартирным домом не соблюдены требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей Товарищество собственников жилья «Сайзырал», чем нарушены права неопределенного круга лиц как потребителей услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению на оплату услуг в соответствии с фактическим потреблением. Просил обязать Товарищество собственников жилья «Сайзырал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах по адресам: **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2022 года в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора г. Кызыла Сарипова Н.С. в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, отказано.
Не согласившись с решением суда, старший помощник прокурора г. Кызыла Омзаар Ч.О. подала апелляционное представление. Полагает необходимым решение суда отменить в виду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 6 сентября 2022 года произведен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» и общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», Товарищество собственников жилья «Чаян».
30 ноября 2022 года к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва.
В ходе судебного разбирательства заместителем прокурора г. Кызыла подано уточненное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ» и обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме многоквартирном **. Прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного ** на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме многоквартирном **, обязать акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного ** на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме многоквартирном **.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Хертек С.Ч. представила письменное заявление о частичном отказе от искового заявления, а именно к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к Товариществу собственников жилья «Чаян» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды.
Представитель ответчика акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее - АО «Кызылская ТЭЦ») Котельникова Н.П. в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения иска прокурора.
Представители ответчиков Товарищества собственников жилья «Сайзырал», Товарищества собственников жилья «Чаян», общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», представители третьих лиц Службы государственной, жилищной инспекции и строительного надзора по Республике Тыва, Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В силу статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 указанного Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Абзацем вторым части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле.
Если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (часть 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Суд, привлекая соответчика к участию в деле по своей инициативе, обязан рассмотреть иск не только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, но и в отношении лица, привлеченного им самим (пункт 11 Обзора Верховного Суда Российской Федерации 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ) до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ) до 1 января 2012 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ) установлено, что с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Из содержания приведенных норм закона следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в срок до 1 июля 2012 г. обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии их установка производится в срок до 1 июля 2013 г. организациями, указанными в п. 9 настоящей статьи, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
По настоящему делу акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» и общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» привлечены в качестве третьих лиц.
Данные лица при рассмотрении дела не привлекались судом первой инстанции в качестве соответчиков по настоящему делу.
Разрешение вопроса о правах и обязанностях акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» и общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», не привлеченных к участию в деле в качестве ответчиков, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке.
В связи с вышеуказанным, суд первой инстанции рассмотрел настоящее гражданское дело без привлечения в качестве соответчиков акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» и общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», разрешив вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, что, в свою очередь, является основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Вышеуказанные обстоятельства являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
В силу части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Согласно частям 1,2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствии со статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, за исключением прекращения производства по делу о защите прав и законных интересов группы лиц в порядке, установленном частью седьмой статьи 244.24 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1,2 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
Из системного толкования приведенных норм гражданского процессуального законодательства, суд, решая вопрос о принятии отказа истца от иска должен убедиться в добровольности его намерений. Кроме того, суд должен разъяснить истцу процессуальные последствия этого действия: прекращение производства по делу и невозможность повторного обращения в суд с таким же иском.
Последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 173, 220, 221, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурору разъяснены и понятны.
Обсудив заявление прокурора об отказе от иска в части, заслушав позицию иных участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции принял отказ от иска, поскольку такой отказ заявлен добровольно, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Обсудив заявление прокурора об отказе от иска в части, заслушав позицию иных участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции принял отказ от иска в части, поскольку такой отказ заявлен добровольно, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора Хертек С.Ч. от исковых требований, поскольку отказ от исковых требований в указанной части не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия отказа истцу известны.
Таким образом, судебная коллегия приняла отказ прокурора Хертек С.Ч. от иска в части к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к Товариществу собственников жилья «Чаян» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды.
При таких обстоятельствах необходимо прекратить производство по настоящему делу в части иска заместителя прокурора г. Кызыла к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к Товариществу собственников жилья «Чаян» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в связи с отказом от иска.
Судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части по следующим мотивам.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с частями 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), если собственники жилых помещений выбрали управление управляющей организацией, данная организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ресурсоснабжающие организации обязаны выявлять факты потребления энергоресурсов без счетчиков и осуществлять действия по оснащению помещений и домов приборами учета, а также по их эксплуатации.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ).
В силу части 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется: путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (пункт 3 статьи 9 Закона 261-ФЗ); путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 статьи 9 Закона № 261-ФЗ).
В силу части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Как следует из материалов дела, согласно списку многоквартирных домов с установленными коллективными приборами учета, жилой дом по адресу: ** списках не значится.
Из ответа на требование от 11 февраля 2021 года № ООО «Водоканал-Сервис» сообщает, что в настоящее время ООО «Водоканал-Сервис» ведет начисления по общедомовому прибору учета в многоквартирном **. С абонентами, расположенными в остальных многоквартирных домах **, работа ведется по «прямым» договорам в рамках статьи 157.2 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Проверкой прокурора установлено, что в многоквартирном доме по адресу: ** не соблюдены требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей ресурсоснабжающими организациями, чем нарушены права неопределенного круга лиц как потребителей услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению на оплату услугу в соответствии с фактическим потреблением.
Протоколом общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме по адресу: **, № по второму вопросу повестки решено в качестве способа управления многоквартирным домом избрано ТСЖ «Сайзырал».
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **, № от 18 января 2020 года по четвертому вопросу приняли решение установить общедомовые приборы учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения силами ресурсоснабжающих организаций согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16 августа 2023 года ТСЖ «Сайзырал» ликвидировано 15 декабря 2022 года.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ** от 24 июня 2022 года, оформленным протоколом № от 24 июня 2022 года, решено ликвидировать ТСЖ «Сайзырал» (вопрос 5 повестки), ТСЖ «Чаян» управляет указанным многоквартирным домом (вопрос 8 повестки).
Из акта приема-передачи технической документации многоквартирного жилого дома по ** от 30 июня 2022 года следует, что на основании решений протокола от 24 июня 2022 года № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **, ТСЖ «Сайзырал» ликвидируется, и МКД переходит в ТСЖ «Чаян», который находится по адресу: **. Между бывшим ** ТСЖ «Сайзырал» ВВ и ** ТСЖ «Чаян» ИИ произведен прием-передача технической документации МКД.
Согласно статье 17 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2013 года №2322 ВХ-1 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва» мониторинг технического состояния многоквартирных домов в целях реализации настоящего Закона осуществляется органом регионального государственного жилищного контроля в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В силу пункта 4 постановления Правительства Республики Тыва от 26 июня 2014 года № 319 «Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов» мониторинг проводит Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва.
Из ответа Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва от 5 декабря 2021 года следует, что согласно региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 11 июня 2014 года №, установка общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: ** будет произведена в 2038 году. Техническая возможность установки приборов учета имеется, ранее приборы учета в указанном доме не устанавливались. В соответствии с частью 4 пункта 4.1 ВСН 58-88 обслуживающая организация обязана до очередного срока проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, своевременно производить работы по устранению неисправностей общего имущества в рамках текущего ремонта и обслуживания.
Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 5 декабря 2022 года следует, что в указанном доме по адресу: ** техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев: отсутствия такой возможности: установка узла учета тепловой энергии, теплоносителя не возможна без проведения работ по капитальному ремонту коммуникаций теплового пункта.
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 23 января 2023 года, в результате обследования дома по адресу: ** установлено отсутствие технической возможности установки приборов учета без реконструкции. Установка приборов учета невозможна по следующим основаниям: диаметр трубопровода в предполагаемом месте установки узла учета тепловой энергии составляет 50 мм. Общая тепловая нагрузка на отопление и ГВС составляет 0,1942 Гкал/час, 2.4 т/ч. В соответствии с методическими рекомендациями изготовителей первичных преобразователей расхода диаметр расходомера при выше указанной нагрузке должен составлять 32 мм. Установка данного расходомера без проведения реконструкционных мероприятий (изменение диаметра и площади сечения трубопровода) не возможна. Для установки прибора учета необходимо выполнить организационно-технические мероприятия: получение технических условий на проектирование, выполнить проектирование в соответствии с полученными ТУ, согласовать проектную документацию с ТСО, выполнить реконструкцию внутридомовых инженерных сетей в соответствии с проектной документацией.
Из ответа Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республик Тыва от 30 января 2023 года на судебный запрос относительно предоставления акта обследования технической возможности установки прибора учета холодной воды в многоквартирном доме по адресу: ** следует, что 19 января 2023 года для проведения обследования системы холодного водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе по **, Службой было направлено в адрес ООО «Водоканал-Сервис» письмо о выделении специалиста на комиссионное обследование, однако, представители последнего не явились. В связи с чем, провести обследование систем холодного водоснабжения не представилось возможным.
Представитель ответчика акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» Котельникова Н.П. в возражениях на иск заявила об отсутствии технической возможности по установке общедомовых приборов учета в спорном МКД.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минстроя № 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением МКД (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Из анализа указанных норм следует, что приведенный в Приложении № 1 к Приказу № 485/пр перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим.
Факт отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирном доме, исходя из вышеуказанных критериев, судом апелляционной инстанции не установлен.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что как в спорный период, так и в настоящее время, отсутствует возможность установки приборов учета в многоквартирном доме, ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявлено в суде второй инстанции.
Определением от 16 февраля 2023 года судебной коллегией назначена строительно-техническая экспертиза по вопросам наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, а также возможности установки приборов учета без реконструкции инженерных сетей спорного дома. Производство экспертизы поручено ООО "С".
Из заключения экспертизы ООО "С" от 21 июня 2023 года № следует, что учитывая наличие трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения, подключенных к жилому дому по ** на постоянной основе, их исправное техническое состояние, а также наличие подвального помещения, размеры которого позволяют разместить в нем узлы учета тепловой энергии и водопотребления, следует сделать вывод о том, что техническая установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды на внутридомовых инженерных сетях спорного дома имеется.
Для установки расходомеров диаметром 32 мм (подача) и 25 мм (обратка) не требуется реконструкция тепловых сетей и сети водопровода жилого дома. Для установки расходомеров диаметром 32 и 25 мм в узле учета дополнительно монтируются трубопроводы соответствующих диаметров, что позволяет установить расходомеры и счетчики нужных диаметров. Установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды возможна без реконструкции или капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Предметом экспертного исследования являлось установление наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды на внутридомовых инженерных сетях спорного дома.
Оснований не доверять указанному заключению не имеется, поскольку оно изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности; само заключение по настоящему делу является полным, мотивированным, нормативно обоснованным, не содержат неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта основаны на последовательных суждениях.
Основания не доверять эксперту или сомневаться в его беспристрастности у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта или дающих основание сомневаться как в выводах судебной экспертизы, так и в квалификации самого эксперта, суду не представлено. Недостоверность результатов экспертизы не подтверждена. Экспертное заключение отвечает принципам достоверности, достаточности представленной информации и проверяемости.
Возражая относительно выводов судебной экспертизы, ответчик в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, опровергающих их.
Правом на проведение повторной экспертизы ответчик не воспользовался.
Экспертное заключение является доказательством, которое получено в результате совершения лицом, имеющим специальную квалификацию и опыт, действий, в том числе, осмотр объекта экспертизы, применение приборов и инструментов.
Исследовав и оценив экспертное заключение (эксперт Ч), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо противоречий не содержат. Экспертиза назначена и проведена по правилам, определенным статьями 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению не имеется, поскольку оно изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности; само заключение по настоящему делу является полным, мотивированным, нормативно обоснованным, не содержат неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта основаны на последовательных суждениях.
Основания не доверять эксперту или сомневаться в его беспристрастности у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта или дающих основание сомневаться как в выводах судебной экспертизы, так и в квалификации самого эксперта, суду не представлено. Недостоверность результатов экспертизы не подтверждена. Экспертные заключения отвечают принципам достоверности, достаточности представленной информации и проверяемости.
Оценивая акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 23 января 2023 года судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что в нем не отражены конкретные обстоятельства, препятствующие установке в рассматриваемом многоквартирном доме общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, при этом приведены ссылки на положения приказа, то есть на подпункты «а» пункта 2 Приложения 1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 485/пр, между тем, пп. «а» пункта 2 Приложения 1 к Приказу предусматривает и исключения из указанных критериев.
Вместе с тем, необходимость отражения данных сведений в акте в случае выявления факта отсутствия технической возможности установки прибора учета предусмотрена пунктом 8 Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 485/пр (то есть необходимо указание в акте конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида).
В пункте 8 данного акта комиссия сослалась на методические рекомендации без их конкретизации, кем даны такие рекомендации, о чем эти рекомендации, не указана дата из издания.
В пункте 2 данного акта не указаны реквизиты документа, подтверждающего полномочия инспектора Службы ГЖИ и СН по Республике Тыва на проведение данного обследования (например, доверенность, поручение, наряд) в нарушение Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (Приложение № 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 485/пр).
По вышеуказанным основаниям судебная коллегия не может принять во внимание акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 5 декабря 2022 года, который полностью не отвечает требованиям Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (Приложение № 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 485/пр).
Также судебная коллегия не может принять во внимание мнение ** С, поскольку он является работником ответчика акционерного общества «Кызылская ТЭЦ», и выражает позицию ответчика в вопросе отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета.
При этом, ответчиком не приведено достаточных доказательств, указывающих на причины того, почему невозможна установка приборов учета по проектным характеристикам многоквартирных домов (жилого дома или помещения), почему невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к приборам учета, какие обстоятельства - характеристики многоквартирного дома (жилого дома или помещения), места и порядок установки этому препятствуют.
В данном случае бремя доказывания отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета лежит на ответчике, возражающем против удовлетворения исковых требований.
Данная позиция согласуется с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2018 года № 309-ЭС18-9997 по делу № А34-5398/2017.
Таким образом, поскольку в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения домов приборами учета используемых энергоресурсов, согласно части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, действия по оснащению дома приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ресурсоснабжающую организацию - ООО «Водоканал-Сервис», и на ресурсоснабжающую организацию - акционерное общество «Кызылская ТЭЦ», совершить действия по оснащению спорного многоквартирного дома приборами учета ввиду наличия технической возможности по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, поскольку установка приборов возможна без реконструкции или капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем спорного дома.
Поскольку ТСЖ «Чаян» не является ресурсоснабжающей организацией, в данном случае собственниками в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения дома приборами учета не исполнены, в связи с этим данные действия должны совершить ресурсоснабжающие организации.
Из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность № 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «ж» пункта 10, подпункту «к» пункта 11, подпункту «а» пункта 28 Правил № 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что именно на ресурсоснабжающую организацию Законом об энергосбережении возложена обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета (то есть их установке и вводу в эксплуатацию), и если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, то последняя обязана компенсировать понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы на установку общедомовых приборов учета.
Подпункт «с» пункта 31 Правил № 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
В случае невыполнения требований закона об оснащении многоквартирных домов общедомовыми приборами учета оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. п. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).
Оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что именно на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета (то есть их установке и вводу в эксплуатацию).
Системное толкование вышеуказанных норм свидетельствует о возложении на собственников помещений многоквартирного жилого дома обязанности до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение дома общедомовым прибором учета воды. В качестве альтернативного субъекта исполнения данной обязанности статья 13 Закона об энергосбережении предусматривает ресурсоснабжающую организацию, являющуюся поставщиком коммунального ресурса.
Учитывая, что собственники помещений многоквартирного дома в срок до 1 июля 2012 года свою обязанность по установке общедомового прибора учета воды не исполнили, то возложение обязанности этих действий на ресурсоснабжающие организации по установке общедомового прибора учета в указанном доме соответствовуют положениям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом вышеприведенных норм права, установленного факта того, что собственники многоквартирного дома, не исполнили обязанность по оснащению приборов учета, в срок, установленный законом, при этом, предоставление коммунальных услуг осуществляется непосредственно ресурсоснабжающими организациями, то доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на ресурсоснабжающую организацию обязанности ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета, являются необоснованным.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил № 491).
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. Указанная правовая позиция содержится и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06 июля 2016 года.
Приведенные ответчиком доводы и аргументы выражают не согласие с данной судом оценкой доказательств, не подтверждены доказательствами и не опровергают выводов оспариваемого решения, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Таким образом, иск прокурора в оставшейся части подлежит удовлетворению в части.
Необходимо обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирном **.
Обязать акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды в многоквартирном **.
В остальной части иска отказать.
С учетом положений статей 204, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия устанавливает срок для исполнения решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая, что данный срок отвечает требованиям разумности. Разумным (оптимальным) сроком для исполнения решения суда является срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор при подаче настоящего иска освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в размере 300 руб. взыскивается с каждого из ответчиков. С акционерного общества «Кызылская ТЭЦ», общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» подлежит взысканию в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл» Республики Тыва государственная пошлина по 300 руб. с каждого.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска и прекращением производства в части в связи с отказом от иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2022 года отменить.
Принять отказ прокурора от иска в части к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к Товариществу собственников жилья «Чаян» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды.
Прекратить производство по настоящему делу в части иска заместителя прокурора г. Кызыла к Товариществу собственников жилья «Сайзырал» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к Товариществу собственников жилья «Чаян» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в связи с отказом от иска.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части принять новое решение следующего содержания:
«Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Сайзырал», Товариществу собственников жилья «Чаян», акционерному обществу «Кызылская ТЭЦ», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирном **.
Обязать акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды в многоквартирном **.
В остальной части иска отказать.
С акционерного общества «Кызылская ТЭЦ», общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» взыскать в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл» Республики Тыва государственную пошлину по 300 руб. с каждого.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи