Дело № 2 -140/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего - судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мищук Е.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
установил:
Мищук Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика назначить пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с даты возникновения права (достижения ею 52-летнего возраста) - с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировала тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала и проживала совместно со своей семьей в <адрес> - на территории зоны с правом на отселение. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано пенсионное удостоверение, из которого следовало, что ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик изъял у нее данное пенсионное удостоверение, вручив решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Считает, что ненадлежащее оформление в указанном удостоверении периода ее проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть без указания числа, месяца и года, не должно влиять на ее пенсионные права, ибо в материалах ее пенсионного дела имеется достаточно документов, подтверждающих факт проживания и работы в зоне проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ: архивная справка о работе в указанный период, выданная архивом <адрес>; направление исполнительного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ для трудоустройства М. с членами семьи, в том числе Мищук Е.Н.; трудовая книжка о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>; удостоверение, выданное ей ДД.ММ.ГГГГ Отделом социальной защиты населения администрации г. К. ЧР, с записью о проживании (работе) в зоне проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Также просила взыскать с ответчика все понесенные ею судебные расходы.
В судебном заседании истец Мищук Е.Н. и ее представитель Козина Р.М. вышеуказанные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привели их суду. Просили взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере № рублей и по оплате услуг представителя в размере № рублей.
Представитель ответчика - Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) М., действующая на основании доверенности, исковые требования Мищук Е.Н. не признала по основаниям, изложенным в отказном решении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон № 400-ФЗ от 23.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1) гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, предоставление мер социальной поддержки, включая пенсионное обеспечение.
При этом Закон РФ №1244-1 устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (статьи 13 - 22).
Статьей 7 Закона РФ №1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом № 1244-1 меры социальной защиты, установлен частью 1 ст. 13.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона отнесены граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
Как указано в ст. 28.1 Закона РФ №1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом № 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Закона № 400-ФЗ, или Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1, предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона РФ № 1244-1.
В соответствии со статьей 37 Закона РФ №1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно статье 33 Закона РФ №1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №166-ФЗ) право на пенсию имеют граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости назначается по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет (пп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ).
В силу положений абз. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона №166-ФЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 года №958н.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пп. «б» п.18 названного Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы: документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено и следует из материалов дела следует, чтоДД.ММ.ГГГГ Мищук Е.Н. обратилась с заявлением в УПФР в г. К. и К. районе ЧР (правопреемник - Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) о назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ №1244-1 (л.д. №).
Согласно оспариваемому истцом решению Управления от ДД.ММ.ГГГГ Мищук Е.Н. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием правоустанавливающих документов: отсутствия справки о периоде постоянного проживания на загрязненной территории, выданной уполномоченным органом Кабинета Министров Украины; по причине не указания в удостоверении серии № №, выданного отделом социальной защиты администрации г. К., на имя Мищук Е.Н., дающим право на компенсацию и льготы, точных дат в периоде времени проживания (работы) в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как согласно трудовой книжке Мищук Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ она значится работающей на К. вагоноремонтном заводе.
Наличие у истца Мищук Е.Н. не менее 5 лет трудового стажа на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ответчиком не оспаривается. Поэтому с учетом вышеприведённых положений закона истцу для назначения пенсии по старости по вышеуказанному основанию с ДД.ММ.ГГГГ (по достижении 52-летнего возраста) необходимо подтвердить документально факт проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение не менее 3 лет.
Согласно записям в трудовой книжки истца Мищук Е.Н. (до вступления в брак - З.) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала на <данные изъяты>; уволена с работы ДД.ММ.ГГГГ по ст. 38 КЗоТ УССР в связи с выездом согласно постановления Совета Министров УССР и Укрпрофсоюза от 14.12.1989 года №315 (л.д. №).
Факт работы истца на указанной фабрике, расположенной на территории бывшей союзной республики - Украинской ССР, получение ею заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждается также архивными справками, выданными <данные изъяты> (л.д. №).
Направлением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <данные изъяты> (л.д. №), подтверждается, что для трудоустройства и обеспечения жильем М. и члены его семьи Мищук Е.Н. (<данные изъяты>), М. (<данные изъяты>), М. (<данные изъяты>), переселяются из <адрес> в связи с радиоактивным загрязнением данного населенного пункта вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно удостоверениям, выданными отделом социальной защиты населения администрации г. К. ЧР соответственно на имя М. ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. №), М. ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. №), Мищук Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), последние проживали в зоне проживания с правом на отселение в населенном пункте <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год.
<адрес> в вышеназванном Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074, не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Вместе с тем, в силу статьи 49 Закона РФ №1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно Закону Украинской ССР от 27 февраля 1991 года №791а-XII «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы» территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны: зона отчуждения; зона безусловного (обязательного) отселения; зона гарантированного добровольного отселения; зона усиленного радиоэкологического контроля.
Перечни населенных пунктов, загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. № 106.
<адрес> относится к зоне гарантированного добровольного отселения - это территории <данные изъяты> (ст.2 названного Закона Украинской ССР).
Приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону гарантированного добровольного отселения по законодательству Украины с зоной проживания с правом на отселение по законодательству Российской Федерации (ст. 10 Закона РФ № 1244-1).
Проанализировав представленные в материалы дела документы, которые имеются в пенсионном деле истца Мищук Е.Н., суд приходит к выводу, что все они являются относимыми и допустимыми доказательствами и подтверждают факт проживания и работы истца в указанной зоне радиационного загрязнения (зона проживания с правом на отселение) более трех лет - с ДД.ММ.ГГГГ (дата катастрофы на Чернобыльской АЭС) по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеприведенных доказательств, ссылки ответчика о том, что в выданном истцу отделом социальной защиты населения администрации г.К. удостоверении период ее проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение указан без конкретизации даты и месяца и ошибочно указан год выезда (ДД.ММ.ГГГГ.) не может являться основанием для отказа Мищук Е.Н. в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ №1244-1.
Таким образом, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу, что оснований для отказа Мищук Е.Н. в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ №1244-1 с учетом представленных документов у ответчика не имелось, поэтому решение Управления является незаконным и подлежит отмене.
Принимая во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, а также то, что истец право выхода на пенсию приобрела по достижении 52-летнего возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, а обратилась за назначением пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст. 33 Закона РФ №1244-1 ДД.ММ.ГГГГ, суд удовлетворяет требование истца об обязании Управления назначить ей пенсию по старости по указанному основанию с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление истца о взыскании судебных расходов суд разрешает следующим образом.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение несения судебных расходов по данному делу истец представила квитанцию от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в кассу ООО «Юридическая фирма «З.» № рублей за составление искового заявления (л.д. №).
При подаче иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере № рублей, что подтверждается чек-ордером (л.д. №).
Поскольку иск Мищук Е.Н. удовлетворен полностью, то по правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу в размере понесенных им по делу судебных расходов. Размер заявленных истцом к возмещению расходов представительских расходов в размере № рублей с учетом сложности дела суд считает разумным.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу истца в счет возмещения судебных расходов в размере № рублей и по оплате госпошлины № рублей, а всего № рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Мищук Е.Н. пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонное) назначить Мищук Е.Н. пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с даты возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. К. ЧР (межрайонного) в пользу Мищук Е.Н. судебные расходы в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.