УИД 45RS0004-01-2021-000326-95 Дело №2-191/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Далматово Курганской области 08 июня 2021 года
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Рахимовой А.В.,
при секретаре Никитиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полухиной Натальи Александровны к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда,
установил:
Полухина Н.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она с 23.10.2018 по 31.03.2021 проходила службу в ТОРМе МИФНС России по Курганской области, расположенном в г. Далматово, занимала должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора Отдела камеральных проверок №3 (замещение на время отпуска по беременности и родам основного работника, контракт от 23.10.2018) в Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области, должность государственного налогового инспектора Отдела камеральных проверок №2 (контракт от 22.01.2021). До 10.05.2017 проходила службу в МИФНС России №2 по Курганской области, которая была реорганизована путем присоединения к МИФНС России №1 по Курганской области. Приказом от 25.03.2021 №02-02-07/37 заключенный с ней служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе и уволена на основании п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей. При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере №*., компенсация за 65 календарных дней неиспользованного отпуска в размере №*. Но в расчет денежного содержания не были включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования. В связи с чем, ей недополучены денежные средства в размере 110845,85. Считает, что указанные выплаты необоснованно не учтены при расчете всех указанных выплат, так как они выплачивались систематически, входят в фонд оплаты труда государственного служащего, и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. Действия работодателя повлекли для нее нравственные страдания. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области недоплаченные ей: задолженность по четырехмесячному денежному содержанию в сумме 58276 руб. 86 коп., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в период с 17 августа по 13 января 2021 года в сумме 19899 руб. 79 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленную при увольнении в размере 32667 руб. 20 коп., компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм денежного содержания за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до 09.04.2021 в размере 1483 руб. 32 коп., с 10.04.2021 по день фактической уплаты, обязав ответчика самостоятельно осуществить рассчет, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Истец Полухина Н.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии, указав, что исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, что порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, предусматривающими, что месячное денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09. 2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, который устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Рекомендации, указанные в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, носят справочный характер и не имеют нормативно правовой силы. Минфин РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, письмо Минфина Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 не зарегистрировано в установленном законом порядке. Дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего только с учетом постановления №562 от 06.09.2007, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и при исчислении денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, не учитывается. Кроме того, каких-либо доказательств нравственных страданий и ухудшения здоровья истцом в материалы дела не представлено.
Представитель третьего лица - Управления ФНС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом № 01-04/020 от 21.04.2008 истец была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела информационных технологий межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Курганской области, с 12.01.2009 года занимала должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок, с 09.01.2013 – инспектора отдела контрольной работы, с 08.10.2014 – старшего государственного налогового инспектора отдела контрольной работы. С 23.10.2018 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №3 МИФНС России №1 по Курганской области, 25.01.2021 – государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок (том 1 л.д.17-21).
Согласно заключенному с Полухиной Н.А. 23.10.2018 служебному контракту №285 и дополнительным соглашениям от 07.03.2019 и 11.12.2019 года о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области денежное содержание Полухиной Н.А. состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС России №1 по Курганской области (с 11.12.2019 в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя), исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (том 1 л.д. 123-130).
Согласно заключенному с Полухиной Н.А. 22.01.2021 служебному контракту №363 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области денежное содержание Полухиной Н.А. состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС России №1 по Курганской области, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (том 1 л.д. 25-30).
Приказом от 25.03.2021 №02-02-07/37 с Полухиной Н.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 31.03.2021 уволена в связи с сокращением должности гражданской службы по п.8.2 ч. 1 ст.37 79-ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 65 дней (том 1 л.д.132).
Частью 7 статьи 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в силу ст.73 которого федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам согласно ч.5 ст. 50 данного ФЗ относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Часть 10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3.1 ч.3 ст. 37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 (то есть в том числе в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила), предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении Полухиной Н.А. была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме №* руб. 72 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере №* руб. 65 коп. (том 1 л.д.62-63, 65-66, 68-69, 71-72157-158).
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
В соответствии с п.2 ст. 51 ФЗ от 27 июля 2004 № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.
Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусматривает, что Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что период, который следует принять во внимание для расчета спорных выплат Полухиной Н.А., приходится на август 2019 г.– февраль 2021 г.
За данный период работы в соответствии с письмами УФНС России по Курганской области №* дсп@ от 15.04.2019, №*дсп@ от 18.12.2019, №* дсп@ от 23.03.2020, №* дсп@ от 12.08.2020 « О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование» начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области вынесены приказы № 02-02—06/50 от 02.08.2019, № 02-02-06 от 02.09.2019, № 02-02-06/144 от 04.10.2019, № 02-02-06/88 от 19.12.2019,№ 02-02-06/34 от 26.03.2020, № 02-02-06/61 от 04.06.2020,№ 02-02-06/78 от 14.08.2020, № 02-02—06/ 93 09.10.2020, № 02-02-06/101 от 10.11.2020,№ 02-02-06/102 от 26.11.2020 о выплатах государственным гражданским служащим инспекции материального стимулирования в соответствии с дополнительными ассигнованиями сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования. Приказами начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области № 02.02.-06/85 от 10.12.2019, № 02-02-06/48 от 16.04.2020, № 02-02-06/73/1 от 09.07.2020, № 02-02-06/92/1 от 25.09.2020, № 02.02.06/109 от 10.12.2020 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих» постановлено выплатить средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на материальное стимулирование.
Факт выплаты истцу материального стимулирования на основании вышеуказанных приказов, суммы и сроки выплат, а также то, что данные выплаты не учтены при исчислении денежного содержания Полухиной Н.А. при оплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и оплате отпускных ответчиком не оспаривается. Данные обстоятельства подтверждаются вышеперечисленными приказами, справками о доходах по форме 2-НДФЛ, расчетными листами, записками-расчетами об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска и увольнении, карточками сотрудника (том 1 л.д. 140-156, 60-61, 185-205, 157-184).
Из ответа на запрос суда МИФНС № 1 по Курганской области от 19 мая 2021 года следует, что ответчик не представил запрашиваемые судом письма ФНС России и письма УФНС России по Курганской области, межрайонной ИФНС, протоколы заседания комиссии об оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области, приказы ФНС России и УФНС России по Курганской области (том 2 л.д. 1).
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.1, п.5.5).
Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.
Доводы ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, а также о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, суд считает несостоятельными, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем выплаченные Полухиной Н.А. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
В расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не включена полученная Полухиной Н.А. в течение 12 предшествующих указанным выплатам месяцам сумма материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, что привело к занижению размера денежного месячного содержания, и, соответственно, неверному расчету суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, оплате отпускных.
Согласно представленных документов истцу в период с 16.08.2020 по 16.09.2020 предоставлен отпуск на 31 день с начислением отпускных в сумме №*., в период с 07.12.2020 по 11.12.2020 предоставлен отпуск на 5 дней с начислением отпускных в сумме №*. и с 11.01.2021 по 13.01.2021 на 3 дня с начислением отпускных в сумме №*. начислена компенсация за 65 дней неиспользованного отпуска в сумме №*. (том 1 л.д. 8-9).
Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляет 58276 руб. 86 коп., компенсации за неиспользованный отпуск – 32667 руб. 20 коп., недоплата отпускных – 19899 руб. 79 коп. Указанный расчет судом проверен, является правильным, более того, согласно ответу на запрос суда, проверен он и не оспаривается также ответчиком.
Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
В соответствии со ст.46 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска.
С учетом положений закона о сроках выплаты и количестве дней просрочки выплаты задолженности, начиная с установленного законом срока выплаты по день вынесения решения суда, то есть 08.06.2021, компенсация (проценты) за задержку недоплаченных сумм четырехмесячного денежного содержания составит 1291 руб. 81 коп., компенсации за 65 дней неиспользованного отпуска – 724 руб. 12 коп., недоплаченных отпускных за отпуск с 17.08.2020 по 16.09.2020 - 1394 руб. 52 коп., недоплаченных отпускных за отпуск с 07.12.2020 по 11.12.2020 – 158 руб. 52 коп., недоплаченных отпускных за отпуск с 11.01.2021 по 13.01.2021 – 72 руб. 11 коп., всего 3641 руб. 08 коп.
У суда нет оснований для возложения на ответчика обязанности произвести расчет и выплату компенсации за несвоевременную выплату денежных средств по день фактического расчета, так как данная обязанность возложена на ответчика статьей 236 ТК РФ, доказательств нарушения прав истца и отказа в начислении и выплате данной компенсации материалы дела не содержат.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъясняет, что Трудовой Кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части1) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Полухиной Н.А. денежные средства, что лишило ее возможности своевременно распорядиться ими для удовлетворения личных потребностей, и именно с этим истец связывает свои нравственные переживания, о которых она указывает в исковом заявлении. Однако, исходя из обстоятельств дела, сроков нарушения выплат, их размера, с учётом характера и объёма причинённых истцу нравственных страданий, ее индивидуальных особенностей и личных переживаний, требований разумности и справедливости, суд полагает возможным уменьшить сумму компенсации морального вреда до 3000 руб.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Полухиной Натальи Александровны к Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области в пользу Полухиной Натальи Александровны задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках с 17.08.2020 по 16.09.2020, с 07.12.2020 по 11.12.2020, с 11.01.2021 по 13.01.2021 в сумме 19899 (девятнадцать тысяч восемьсот девяноста девять) руб. 79 коп., задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 58276 (пятьдесят восемь тысяч двести семьдесят шесть) руб. 86 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, в сумме 32667 (тридцать две тысячи шестьсот шестьдесят семь) руб. 20 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области в пользу Полухиной Натальи Александровны денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до 08 июня 2021 года в сумме 3641 руб. (три тысячи шестьсот сорок один) руб. 08 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Далматовский районный суд.
Судья А.В. Рахимова