Судья Ящук С.В. Дело № 33-7195/2023
2-1532/2023
25RS0001-01-2022-009386-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневской С.С.
судей Симоновой Н.П., Рябенко Е.М.
при секретаре судебного заседания Поповой Н.А.,
с участием прокурора Парфентьевой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах Гончаровой Алисы Андреевны к КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению средствами к ...
по апелляционным жалобам КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3», Министерства здравоохранения Приморского края на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2023 года, которым исковые требования удовлетворены. На КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» возложена обязанность оформить рецепт Гончаровой Алисе Андреевне (паспорт серия ... №) на получение сенсоров .... На Министерство здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454) возложена обязанность обеспечить Гончарову Алису Андреевну (паспорт серия ... №) медицинскими изделиями в виде сенсоров ... в количестве 1 шт.на 6 дней, всего 60 штук в год, резервуарами для ... в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, ... в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., объяснения представителей КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» - Рябова Е.Н., Министерства здравоохранения Приморского края – Канаева И.О., возражения Гончаровой А.А. и прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился с иском в интересах Гончаровой А.А. к КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Приморского края, указав, что Гончарова А.А. имеет прикрепление к КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» с 12 мая 2022 года, состоит на диспансерном учете и получает медико-санитарную помощь у ... с диагнозом: .... Гончаровой А.А. дано направление на госпитализацию в КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2» на 07 сентября 2022 года с целью решения вопроса о коррекции терапии и установки .... Гончарова А.А. с 07 сентября 2022 года по 16 сентября 2022 года находилась на обследовании и лечении в ... КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2», где в условиях стационара по жизненным показаниям ей установлен .... 17 ноября 2022 года Гончарова А.А. осмотрена ..., выписан рецепт на ... (2 упаковки). Вместе с тем, сотрудниками КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» рецепты на расходные материалы к ..., а также ... не выписывались, так как Гончарова А.А. не является инвалидом. С учетом уточнений, просил обязать КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» оформить рецепт Гончаровой А.А. на получение ...; обязать Министерство здравоохранения Приморского края обеспечить Гончарову А.А. медицинскими изделиями в виде ... в количестве 1 шт.на 6 дней, всего 60 штук в год, резервуарами для ... в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, ... в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Представители ответчиков иск не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились ответчики, ими поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» просит решение суда отменить в части возложения обязанности на КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» оформить рецепт Гончаровой А.А. на получение сенсоров ....
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Приморского края просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Приморского края обеспечить Гончарову А.А. медицинскими изделиями в виде ..., ... ....
Представители КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3», Министерства здравоохранения Приморского края при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали. Гончарова А.А. и прокурор просили решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2023 года оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно статье 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В статье 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерного наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е-14).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа).
В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Приморского края на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Приморского края от 29.12.2021 № 885-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Приморского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, действующая в период оказания Гончаровой А.А. высокотехнологичной медицинской помощи по ....
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категория граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
В силу части 15 статьи 37 от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Диабет является заболеванием, при амбулаторном лечении которого любые (а не только необходимые для лечения непосредственно диабета) лекарственные средства, а также, в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики (в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).
Судом установлено, что Гончарова А.А. наблюдается в КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3», состоит на диспансерном учете у ... с диагнозом ....
06 сентября 2022 года Гончаровой А.А. дано направление на госпитализацию в ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» с целью решения вопроса о коррекции терапии и установки ....
С 07 сентября по 16 сентября 2022 года Гончарова А.А. находилась на обследовании и лечении в ... отделении ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2», где в условиях стационара по жизненным показаниям ей установлен ....
Решением врачебной комиссии КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» от 22 февраля 2023 установлена нуждаемость Гончаровой А.А. в назначении следующих расходных материалов к ...: ...1 упаковка в месяц (в упаковке 10 штук), 12 упаковок в год; ... -1 упаковка в месяц (в 1 упаковке 12 штук), 12 упаковок в год.
На данные расходные материалы выписаны рецептурные бланки КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив нуждаемость Гончаровой А.А. в заместительной ... системами ... (установке ...) по медицинским показаниям, что подтверждается выпиской из протокола решения врачебной комиссии КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» от 22 февраля 2023 №550, пришел к выводу о наличии правовых оснований для обеспечения Гончаровой А.А. необходимыми ей медицинскими изделиями (расходными материалами к ...), в то время как, КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» рецептами на получение ... в необходимом количестве ее не обеспечивало, со стороны Министерства здравоохранения Приморского края ненадлежащим образом было организовано обеспечение истца указанными медицинскими изделиями.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает, что использование по назначению такого медицинского изделия, как ..., невозможно без расходных материалов к ней (..., ..., а также ...), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены для использования по назначению.
Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Отказ в обеспечении Гончаровой А.А., страдающей социально значимым заболеванием ... за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами к установленной ей по жизненным показаниям ... фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков в обоснование своей позиции, о том, что решение врачебной комиссии КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» от 22 февраля 2023 года №550 было ограничено рамками распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р, в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в котором медицинские изделия в виде сенсоров, в том числе сенсоры ... не указаны, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку, в силу положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, отсутствие медицинских изделий в соответствующем Перечне не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).
Таким образом, отсутствие лекарственного препарата (медицинского изделия) в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг не умаляет права лиц, страдающих ..., на обеспечение на льготных условиях лекарственным препаратом (медицинским изделием) в условиях амбулаторного лечения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).
Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя КГБУЗ «Владивостокская поликлиника № 3» лица, участвующие в деле были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается материалами дела (расписка л.д. 58, отчет об извещении по электронной почте л.д.60, почтовое уведомление о вручении л.д.61).
В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи