Решение по делу № 2-1373/2020 от 05.06.2020

Дело № 2-1373/2020

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаповой О.С., с участием помощника судьи Черновой Е.А., истца Левиной Ю.А., представителя ответчиков Электростальского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерства социального развития Московской области по доверенности Гребенева Д.В., при секретаре Карповой Е.С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Левиной Юлии Андреевны к Электростальскому Управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи,

у с т а н о в и л :

Истица Левина Ю.А. обратилась в суд с иском к Электростальскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, также просила обязать органы социальной защиты выдать удостоверение.

Требования мотивированы тем, что она Левина Ю.А. обратилась в Электростальское Управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, к заявлению приложив необходимые документы. На данное заявление получила отказ по причине того, что её сын Л.Л.И., <дата> г.рождения, не имеет места жительства в Московской области. Однако это не соответствует фактическим обстоятельствам. Она совместно со своими малолетними детьми 2007, 2014 и 2019 г.рождения и мужем проживает по адресу: <адрес>. Её сын Л.Л. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Фактически же проживает на территории Московской области, в 2014 г. окончил детский сад № 30 в г. Электростали, учится и получает медицинское обслуживание в г. Электростали.

В ходе подготовки по делу в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство социального развития Московской области.

В судебном заседании истица Левина Ю.А. исковые требования и обоснование иска поддержала, просила иск удовлетворить. Дополнила, что в связи с отказом в признании её семьи многодетной они лишены многих льгот.

Представитель ответчиков Министерства социального развития Московской области, Электростальского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по доверенности Гребенев Д.В. в судебном заседании исковые требований истца не признал по основаниям представленных в дело письменных возражений. Полагают, что основания для выдачи удостоверения многодетной семьи территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области отсутствуют.

Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям ст.2 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ ( в редакции от 28.01.2019), меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей; Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

В соответствии с порядком выдачи удостоверения многодетной семьи, утв. Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 (ред. от 31.07.2019) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель); Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области; Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью; За получением удостоверения Заявитель может обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (далее - МФЦ) по своему выбору независимо от места жительства на территории Московской области. Для получения удостоверения (продления срока действия удостоверения) Заявитель лично либо через представителя подает в Подразделение или МФЦ заявление о выдаче удостоверения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее - заявление), а также документы, указанные в п.6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи.

Образец бланка "Удостоверение многодетной семьи" утвержден Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45, согласно которому в удостоверении многодетной семьи указываются в том числе, сведения о матери и об отце (страница 1 и 2).

Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи на территории Московской области, имеющей в своём составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.

В силу ст.2 Семейного кодекса РФ членами семьи являются: супруги, родители и дети.

Согласно ст.1 СК РФ, права граждан в семье могут быть ограниченны только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи.

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (части 1 и 2 ст.19 Конституции РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Левина Ю.А. является матерью детей: Л.Л.И., <дата> рождения, Ч.Я.А., <дата> рождения и Ч.Ю.А., <дата> рождения.

Согласно свидетельства о заключении брака от 05.07.2014г. Левина Ю.А. состоит в браке с Ч.А.И.

Истица Левина Ю.А., её супруг и дети: Ч.Я.А., Ч.Ю.А. зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> проживают по данному адресу.

Сын истицы Л.Л.И., <дата> года рождения, согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № 459, выданному отделом УФМС России по г. Москве и району Марьино зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно справки № 55- исх от 22.05.2020 заведующей МДОУ «Детский сад № 30 общеразвивающего вида», Л.Л.И., <дата> рождения посещал МДОУ «Детский сад № 13» общеразвивающего вида с 01.09.2009 по 08.08.2013, а с 09.08.2013 по 27.06.2014 посещал МДОУ «Детский сад № 30 общеразвивающего вида».

Согласно справке № 84 от 19.05.2020 МОУ «СОШ № 3» Л.Л.И. с первого класса (приказ № 97-УД от 01.09.2014 «О зачислении») по 6 класс обучался и продолжает обучение по настоящее время в данной школе. Предполагаемый срок окончания школы 31.08.2023.

Как следует из справки ФГБУЗ ЦМСЧ № 21 ФМБА России от 18.05.2020 Л.Л.И. состоит под наблюдением в ФГБУЗ ЦМСЧ № 21 ФМБА России с 05.12.2007.

Истица Левина Ю.А. обратилась за получением удостоверения многодетной семьи. Решением №198061 от 28.10.2019 Электростальского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ей было отказано по причине отсутствия у одного или нескольких членов семьи мест жительства на территории Московской области.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из анализа положений ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 следует, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительство гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.1 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительство в Московской области.

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на основании ст. 2 Закона города Москвы от 23.11.2005 г. N 60, семья истца Левиной Ю.А. является многодетной, поскольку в ней воспитывается трое детей, не достигших возраста 16 лет.

Истцом представлены доказательства фактического проживания семьи с детьми на территории г. Электросталь Московской области, что в совокупности указывает на постоянный характер места жительства в городе Электростали, в связи с чем с учетом их статуса многодетной семьи, имеются основания для выдачи удостоверения многодетной семьи;

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Левиной Юлии Андреевны - удовлетворить.

Признать решение Электростальского Управления социальной защиты населения Московской области №198061 от 28.10.2019 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным и обязать Министерство социального развития Московской области выдать удостоверение многодетной семьи Левиной Юлии Андреевне.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Астапова О.С..

В окончательной форме решение судом принято 10 сентября 2020 года.

Судья Астапова О.С.

2-1373/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Левина Юлия Андреевна
Ответчики
Министерство социального развития
Электростальское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Судья
Астапова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
elektrostal.mo.sudrf.ru
05.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.08.2020Предварительное судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее