Решение по делу № 33-1040/2023 (33-11227/2022;) от 29.12.2022

Судья Савостин А.Н.                     №33-1040/2023 (№ 2-79/2022)

УИД 22RS0056-01-2022-000057-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2023 года                                 г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего    Цибиной Т.О.,

судей                 Алешко О.Б., Масликовой И.Б.,

при секретаре         Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Надеина Алексея Владимировича на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 06 июня 2022 года по делу

по иску Надеина Алексея Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Линетт» о признании ненадлежащего исполнения договора, возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Надеин А.В. обратился в суд с иском к ООО «Линетт» о признании ненадлежащего исполнения договора, возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик ООО «Линетт» с 01.03.2019 осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с ТКО в Каменской зоне Алтайского края в которую входит и территория с.Тюменцево где проживает истец.

В месте проживания истца контейнерные площадки отсутствуют. Вывоз мусора осуществляется бестарным способом (мешочным). Ответчиком нарушен пп. «в» п.10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, возлагающий на регионального оператора обязанность по предоставлению пакетов или других емкостей для сбора отходов. Требования о предоставлении пакетов для сбора мусора оставлены ответчиком без удовлетворения.

Кроме того, исполнитель коммунальной услуги не обеспечил своевременный вывоз твердых коммунальных отходов, определив периодичность вывоза ТКО один раз в неделю. Отклонение сроков вывоза, установленных законом, является основанием для снижения размера платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО.

В нарушение действующего законодательства общество не присылает квитанции со всей необходимой информацией по оказываемой услуге потребителю. Какая – либо информация на официальном сайте ООО «Линетт» о размере тарифа, способах оплаты услуги, графике вывоза твердых коммунальных отходов, не содержится.

Полагает, что он подлежит освобождению от уплаты суммы за оказанные услуги в связи с существенными нарушениями при их оказании ответчиком. В результате оказания некачественных услуг, истцу причинены нравственные страдания.

По изложенным основаниям истец просил:

- признать договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, заключенный между истцом Надеиным А.В. и ответчиком ООО «Линетт» исполняемым не надлежащим образом (качеством);

- начисления ООО «Линетт» суммы задолженности по лицевому счету истца Надеина А.В. за пользование услугой по обращению с ТКО в период с 01.03.2019 по 31.12.2021 в сумме 5 205 руб. 72 коп. признать незаконными;

- обязать регионального оператора ООО «Линетт» снизить сумму задолженности истца Надеина А.В. в сторону её уменьшения, вплоть до полного освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО в период с 01.03.2019 по 31.12.2021, в связи с не надлежащим исполнением условий договора оказания данной услуги;

- обязать ООО «Линетт» безвозмездно предоставлять истцу Надеину А.В. при бесконтейнерном (мешковом) методе сбора мешки (ёмкости) для сбора и складирования ТКО общим объёмом, не менее установленного нормативного объёма на сбор и накопление твердых коммунальных отходов по количеству проживающих на расчётный период (один календарный месяц), в том числе авансом - не менее нормативного объёма следующего расчётного периода (одного календарного месяца);

- обязать ООО «Линетт» начать начисление платы за пользование услугой по обращению с ТКО с момента начала предоставления истцу Надеину А.В. пакетов или других ёмкостей для сбора ТКО;

- обязать ООО «Линетт» обеспечить своевременность вывоза ТКО из мест (площадок) накопления ТКО с адреса места жительства истца Надеина А.В. с периодичностью, указанной в СанПиН 2.1.3684-21: не реже одного раза в троё суток при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, и ежедневно при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 5°С и выше;

- обязать ООО «Линетт» присылать в почтовый ящик, расположенный по адресу места жительства истца Надеина А.В.: <адрес>, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, квитанцию (платежный документ) для внесения платы за предоставление ему услуги по обращению с ТКО;

- взыскать с ООО «Линетт» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф, предусмотренный п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, и предусмотренную ст.15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» денежную компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 06.06.2022 исковые требования удовлетворены частично.

Признано исполнение ООО «Линетт» договора на оказание услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, заключенного с Надеиным А.В., в период с 01.03.2019 по 31.12.2021 ненадлежащим образом.

Признано незаконным начисление Надеину А.В. в период с 01.03.2019 по 31.12.2021 платы за оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в сумме 100 руб. 20 коп.

Снижена сумма задолженности Надеина А.В. перед ООО «Линетт» за оплату услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, рассчитанную за период с 01.03.2019 по 31.12.2021, на 100 руб. 20 коп.

Возложена на ООО «Линетт» обязанность организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов Надеина А.В., проживающего по адресу: <адрес>, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, установленных п.11 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3.

Взыскана с ООО «Линетт» в пользу Надеина А.В. компенсация морального вреда в размере 300 руб., штраф в размере 100 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Взыскана с ООО «Линетт» в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе истец просит изменить решение в части расчета снижения суммы задолженности, отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мешков для сбора мусора, размера компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование доводов жалобы ссылается на ранее изложенные в иске доводы. Дополнительно указывает, что судом неверно произведен перерасчёт размера задолженности в связи с некачественным оказанием услуги по вывозу ТКО вследствие нарушения сроков вывоза мусора. Ошибочны выводы суда не производить перерасчет в дни допустимой продолжительности перерывов предоставления коммунальной услуги, установленные п.17 Приложения №1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. Расчет размера платы определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 Правил №354 не указан.

Проверкой Каменской межрайонной прокуратуры установлено нарушение ответчиком пп. «в» п.10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, возлагающих на регионального оператора обязанность по выдаче пакетов для сбора ТКО. В адрес ООО «Линетт» внесено представление об устранении выявленных нарушений. Пункт 3 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержит такой способ складирования ТКО -в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором, однако фактически они не предоставляются. Вопреки выводам суда, обязанность по оплате пакетов для мусора не возложена законом на потребителя.

Размер компенсации морального вреда занижен. Судом не принято во внимание, что график вывоза ТКО составлен с нарушением закона. Вследствие длительного хранения мусора происходило его загнивание и разложение, появлялся неприятный запах. В досудебном порядке произвести перерасчет платы исполнитель коммунальной услуги отказался, проявив к истцу оскорбительное отношение. Не получая квитанции о начислении платы за вывоз ТКО, истец о наличии долга узнал из судебного решения, что причинило нравственные страдания, поскольку истец не допускает просрочек в оплате.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО «Линетт» просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы и возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, «Линетт» с 01.03.2019 осуществляет обязанности регионального оператора по обращению с ТКО в Каменской зоне Алтайского края, в которую входит и территория с.Тюменцево Тюменцевского района Алтайского края.

Надеин А.В. проживает вместе семьей состоящей из 4 человек <адрес> является потребителем коммунальной услуги по вывозу ТКО, которая осуществляется в рамках публичного договора, заключенного между ним и ООО «Линетт».

27.12.2018 в печатном издании «Алтайская правда» №244 (29880) размещена публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовой договор. В публичной оферте указана информация о региональном операторе ООО «Линетт», а также официальный сайт и телефоны, по которым могут обращаться жители Каменской зоны Алтайского края.

Согласно графику сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) от индивидуальных жилых домов в границах с.Тюменцево, Тюменцевского района Алтайского края, согласованному с главой Тюменского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края, предусмотрен вывоз мусора еженедельно по средам, в том числе по <адрес>.

Вывоз ТКО в период с 01.03.2019 по 31.12.2021 осуществлялся бестарным способом, поскольку жилой дом истца является индивидуальным домовладением, он не оборудован контейнерной площадкой с контейнерами, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения спора.

Исходя из изложенного факт заключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО между ООО «Линетт» и Надеиным А.В., судом установлен.

Также судом установлен факт того, что установленные Правилами № 354 требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при оказании услуг Надеину А.В. ответчиком ООО «Линетт» не были соблюдены, поскольку графиком оказания услуг подтверждено, что количество вывозов ТКО меньше, чем предусмотрено п. 17 приложения 1 к Правилам № 354 и 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88 и п.11 СанПиН 2.1.3684-21.

Суд пришел к выводу, что размер ежемесячной платы для истца за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, составляет на 2019 – 155,42 руб., с 01.01.2020 по 30.06.2020 -157,44 руб., с 01.07.2020 по 31.12.2021 – 163,49 руб.

Согласно графику ООО «Линетт» осуществлялся вывоз ТБО в 2019-2021 г.г. каждую среду, вместе с тем при среднесуточной температуре +5 градусов и ниже график вывоза должен быть не реже 1 раза в трое суток; при температуре свыше +5 градусов вывоз мусора осуществляется ежедневно.

С учетом общедоступных сведений о погоде, размещенных в сети Интернет, за указанный в иске период времени судом приведен полный наглядный арифметический перерасчет платы за услугу, в результате которого установлено, что сумма имеющейся задолженности за оплату услуг по сбору и вывозу ТКО за период с 01.03.2019 по 31.12.2021подлежит снижению на 100,20 руб.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда и порядком расчета уменьшения цены услуги. Доводы жалобы в данной части основанием для отмены решения являться не могут.

Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, что предусмотрено п.148(27) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В соответствии с п. 148(30) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к данным Правилам.

В силу п.9(1) Приложения №2 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

В соответствии с п. 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением №1 к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изложены в положении №1 к Правилам № 354.

Согласно пункту 17 приложения 1 к Правилам № 354 обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков не более 72 часов (суммарно в течении 1 месяца, не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже, не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течении расчетного периода в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам.

Приведенный судом расчет уменьшения цены услуги, произведенный по формуле: размер платы за месяц * отношение продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества / общую продолжительность предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде * 3,3% является верным.

По смыслу п.17 приложения №1 и абзаца второго пункта 101 правил №354 при применении указанного понижающего коэффициента следует учитывать соотношение продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде. Доводы жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права в связи с чем подлежат отклонению.

Вопреки доводам жалобы, перерасчет размера платы за коммунальную услугу необходимо производить с учетом допустимых отклонений продолжительности некачественно оказанной услуги, что следует из положений п.17 Приложения №1 правил №354.

    Расчет размера платы определенный за расчетный период в соответствии с Приложением №2 Правил №354 приведен в мотивировочной части решения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о возложении на ответчика обязанности безвозмездно предоставлять при бесконтейнерном (мешковом) методе сбора мешки (емкости) для сбора и складирования ТКО, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление мешков для сбора ТКО на бесплатной основе действующим законодательством не предусмотрено. Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для Каменской зоны Алтайского края, а также в смете ООО «Линетт» предоставление региональным оператором потребителям оказываемой им услуги по сбору и вывозу ТКО пакетов (мешков) или других емкостей для сбора ТКО в тариф и смету не включено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными выводами суда.

В отзыве на исковое заявление, возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО «Линетт» выразил согласие на предоставление истцу пакетов для складирования ТКО на платной основе по тарифу, определенному региональным оператором. Возможность предоставления пакетов на платной основе мотивирована отсутствием в утвержденном тарифе расходов на приобретение пакетов для сбора ТКО.

Согласно положениям статьи 5, пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), которыми в пункте 4 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Пунктами 9, 10 Правил № 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Действительно, приобретение пакетов региональным оператором, их предоставление потребителям и их дальнейшее использование является необходимым условием надлежащего осуществления накопления твердых коммунальных отходов, нарушение которого может повлечь лишение юридического статуса регионального оператора в соответствии с пп. «а» п.40 Правил №1156.

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, в составе производственных расходов учитываются в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

Согласно положениям пункта 40 Основ ценообразования №484 и подпункта 1 пункта 17 Методических указаний, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Исходя из приведенных правовых норм, расходы на приобретение пакетов подлежат включению в состав производственных расходов, в этой связи возложение на регионального оператора обязанности по несению расходов на приобретение материалов (пакетов) за счет собственных средств и выдаче пакетов на бесплатной основе потребителям без включения данных расходов в тариф, приведет к нарушению прав регионального оператора.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что пакеты (мешки) или другие ёмкости могут предоставляться региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО только в случае их включения в тариф, однако вышеуказанными решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (приложение №1 – производственная программа) для Каменской зоны Алтайского края, а также в смете ООО «Линетт» предоставление региональным оператором ООО «Линетт» потребителям оказываемой им услуги по сбору и выводу ТКО пакетов (мешков) или других ёмкостей для сбора ТКО в тариф и в смету не включено.

В связи с вышеизложенным, ссылки на типовую форму договора, ответ Каменской межрайонной прокуратуры от 16.12.2021 о нарушении обществом пп. «в» п.10 Правил №1156 основанием для отмены решения являться не могут.

Оказание услуги ненадлежащего качества в части нарушения сроков вывоза ТКО явилось основанием для взыскания компенсации морального вреда, штрафа.

Судебная коллегия соглашается с взысканным судом размером компенсации морального вреда, не осматривая оснований для увеличения суммы компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы. Судом правильно применены нормы ст. 1101 ГК РФ, с учетом которых суд исходил из того, что услуга ответчикам фактически оказывалась, в то время, как обязанность по внесению платы истцами в оспариваемый период не исполнялась, задолженность по оплате за коммунальную услугу не взыскана, доказательств того, что оказание услуги ненадлежащего качества привело к каким-либо негативным последствиям, в том числе ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки либо состояния здоровья, истцом не представлено. График вывоза ТКО изначально был согласован с органами местного самоуправления и доведен до сведения потребителей, что снижает степень вины ответчика.

Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом всех обстоятельств дела.

Иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено.

Нарушений норм процессуального и материального законодательства, влекущих отмену или изменение решения, по делу не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба истца и ответчиков подлежит оставлению без удовлетворения, а решение – без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Надеина Алексея Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1040/2023 (33-11227/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Надеин А.В.
Ответчики
ООО "ЛИННЕТ"
Другие
ООО Карьердорстрой
Администрация Тюменцевского района Алтайского края
Инспекция строительства и жилищного надзора Алтайского края
УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
29.12.2022Передача дела судье
01.02.2023Судебное заседание
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Передано в экспедицию
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее