Дело № 2а-262(2017 г.)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года р.п.Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Терёхина А.В.,
с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Занадолбина А.С.,
при секретаре Алемаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав, что при проведении проверки исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения были выявлены нарушения данного законодательства в работе Администрации Наскафтымского сельского совета, выразившееся в непринятии мер направленных на разработку проекта организации дорожного движения на территории поселения, и утверждение дислокации дорожных знаков на территории Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, в связи с чем просит обязать администрацию Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в срок до 01.03.2018 года устранить выявленные нарушения в области безопасности дорожного движения, разработать проект организации дорожного движения на территории поселения и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Шемышейского района Занадолбин А.С. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме
Представитель административного ответчика от Администрации Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. От Администрации поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя и указанием, что административные исковые требования признают и не возражают их удовлетворить.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2011 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 2 ст. 13 Закона № 257-ФЗ установлено, что Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 (далее - Классификация), классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 9 Классификации разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В соответствии с п. 1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, установленного совместным письмом МВД Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/53123, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В целях реализации положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43 разработаны Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения (далее — Правила).
Согласно п. 2. Правил, их действие распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов (далее - дороги).
Разделом 3 Правил определены требования к проектам организации дорожного движения (ПОДД).
В соответствии с п. 20 Правил, ПОДД разрабатываются:
1) на период эксплуатации дорог или их участков;
2) на период введения временных ограничений или прекращении движения транспортных средств и пешеходов по дорогам;
3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Согласно п. 21 Правил, ПОДД на период эксплуатации дорог или их участков разрабатывается в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до 10 тысяч жителей и (или) на период эксплуатации дорог или их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по отдельным направлениям ОДД.
Учитывая изложенное, осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе обустройства этих дорог дорожными знаками в границах муниципального образования, разработка и утверждение проекта и схем организации дорожного движения с самостоятельным определением месторасположения дорожных знаков, относится к ведению администрации муниципального образования.
До настоящего времени проект организации дорожного движения на территории поселений Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области не разработан и не утвержден, схема дислокации дорожных знаков на территории муниципального образования отсутствует. Какие-либо меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения, а также схемы дислокации дорожных знаков на территории поселений Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области должностными лицами администрации не предприняты, несмотря на полученное в мае текущего года представления прокурора района с требованием устранить вышеуказанные нарушения в области дорожного движения.
Поскольку бездействие органа местного самоуправления нарушает права на безопасность дорожного движения и может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать жизни и здоровью как лицам, постоянно проживающим на территории поселения, так и временно находящимся в населенных пунктах поселения, то требования прокурора Шемышейского района Пензенской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180,188 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер направленных на разработку проекта организации дорожного движения на территории поселения, и утверждение дислокации дорожных знаков на территории Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области и обязать администрацию Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в срок до 01.03.2018 устранить выявленные нарушения в области безопасности дорожного движения, разработать проект организации дорожного движения на территории поселения и утвердить дислокацию дорожных знаков на территории Наскафтымского сельсовета Шемышейского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано сторонами, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья: А.В.Терёхин