РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2014 года г. Москва
Преображенский районный суд г. Москвы в составе федерального судьи Кочетыговой Ю.В., при секретаре Цыгановой Ж.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-5937/14 по иску ФИО1 к ДЖП и ЖФ <адрес> о признании незаконным отказ заключить договор социального найма на квартиру по адресу г. <адрес>, обязать ДЖП и ЖФ <адрес> заключить договор социального найма на указанное жилое помещение с ФИО1 и членами его семьи, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда <адрес> с учетом уточенных требований о признании незаконным отказа заключить договор социального найма на квартиру по адресу г. <адрес>, обязании ДЖП и ЖФ <адрес> заключить договор социального найма на указанное жилое помещение с ФИО1 и членами его семьи, взыскании судебных расходов, мотивируя свои исковые требования тем, что квартира по указанному адресу была предоставлена ему и членам его семьи на основании Решения исполкома Ворошиловского райсовета Москвы № от 20.04.1990г. Истец 10.02.2014г. обратился с заявлением к ДЖП и ЖФ <адрес> о заключении с ним Договора социального найма и 23.04.2014г. получил письменный отказ, мотивированный тем, что дочь квартиронанимателя ФИО3 зарегистрировала брак с 10.09.2011г. с ФИО7, который зарегистрирован совместно с отцом в трехкомнатной квартире общей площадью 75,1 кв.м. и является сособственником ? доли в праве собственности, а так же собственником жилого дома общей площадью 173,9 кв.м., таким образом, на каждого члена семьи Истца стало приходиться более 18 кв.м. общей площади жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в заключении договора социального найма, что, по мнению истца, незаконно, так как он приобрел право на заключение договора социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования с учетом их уточнений поддержал просил удовлетворить. Представители по доверенности истца – ФИО8, ФИО9 явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ <адрес> по доверенности ФИО10 в судебное заседание явилась, против иска возражала, просила отказать.
Третье лицо ФИО2 исковые требования истца поддержала, просила удовлетворить.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд нотариально заверенное заявление, которым просила исковые требования истца удовлетворить.
Суд, выслушав истца ФИО1, представителей истца ФИО8, ФИО9, третье лицо ФИО2, представителя ДЖП и ЖФ <адрес>, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорным является жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 37.8 кв.м.
Согласно материалам дела, данное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на семью из трех человек – ФИО1, жена ФИО2, дочь ФИО12 (ФИО13) Д.А. на основании служебного Ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Ворошиловским РИК на основании <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от 20.04.1990г., в связи с его работой в Домоуправлении № 10, т.е. в организациях, финансируемых за счет средств бюджета <адрес>. Семья их трех человек зарегистрирована на данной жилой площади с 1990 года, несет расходы на содержание квартиры, услуг ЖКХ в полном объеме, другого места жительства не имеет.
Как усматривается из выписки единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес>.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 о заключении с ним договора социального найма на спорное жилое помещение, ДЖП и ЖФ <адрес> отказывает в заключении договора социального найма в соответствии с п.3 «Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011г. № 158-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГг. № 711-ПП», поскольку дочь ФИО1 – ФИО3 с 2011 года состоит в браке с ФИО7, который вдвоем с отцом зарегистрирован в отдельной трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 75,1 кв.м. по адресу: <адрес>, Ленинский проспект, <адрес>, где является собственником ? доли в праве, а так же является с 2012 года собственником жилого дома общей площадью 173,9 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Богородское, <адрес>А. Таким образом, поскольку суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности не превышает нормы предоставления площади жилого помещения (18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека), постольку ДЖП и ЖФ <адрес> указал на отсутствие оснований для заключения с ФИО1 договора социального найма.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений (далее - Положение).
В настоящее время Постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ПП и распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления).
Согласно подпункта 1.1 пункта 1 Положения следует, что «С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета <адрес>, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения».
В силу ст. 20 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-АПГ13-8 разрешая вопрос о законности пункта 1.1 вышеуказанного Положения, суд установил, что отнесение Конституцией Российской Федерации сферы жилищного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации), а также наделение непосредственно Жилищным кодексом Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в области жилищных отношений (пункты 2, 4, 5, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации) и включение в связи с этим в систему жилищного законодательства в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации) отнюдь не предполагает произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных им федеральным законодателем полномочий.
Согласно частям 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Данный конституционный принцип находит закрепление и в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации законодательство субъекта Российской Федерации издаётся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления регулируемых жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, если иное не вытекает только из Жилищного кодекса Российской Федерации или существа соответствующих отношений.
Часть 3 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой этой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя границы и объёмы полномочий субъектов Российской Федерации, устанавливает обязательные к исполнению всеми субъектами жилищных отношений, в том числе и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, требования к жилым помещениям в качестве объекта жилищных прав, а также к использованию и назначению жилищного фонда в зависимости от формы собственности (статьи 17 и 19), к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в том числе к норме предоставления и учётной норме предоставляемой площади жилого помещения (статьи 49-58); требования к договору социального найма жилого помещения (статьи 60-91) и, наконец, к назначению служебных жилых помещений и общежитий (статьи 92-109).
Так, в силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального фонда (в нашем случае <адрес>) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Данное предписание во взаимосвязи со статьями 1, 2, 5 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации даёт убедительную основу для вывода о том, что наделение статьёй 13 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в жилищной сфере по определению категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определению порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации не означает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом устанавливать условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, допускающие снижение достигнутого уровня жилищных прав граждан.
Анализ положений статей 50-59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.
В то же время содержание пункта 1.1 Положения, утверждённого постановлением Правительством Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ПП), указывает на то, что Правительство Москвы, принимая решение об использовании жилых помещений по договору социального найма, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, в общей сложности 10 и более лет, и определяя в связи с этим порядок оформления соответствующего договора социального найма, одновременно обусловило оформление (заключение) договора социального найма минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Поскольку такое условие оформления (заключения) договора социального найма не исключает отказа в оформлении (заключении) договора социального найма по мотиву превышения норматива предоставления жилой площади и тем самым препятствует реализации права граждан на жилое помещение по договору социального найма, ранее предоставленное им на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) и проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения в общей сложности 10 и более лет, суд полагает доводы истца о нарушении его жилищных прав обоснованными.
При этом следует отметить, что при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечёт изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого заявителем отказа, поскольку объектом жилищных прав в этом случае (как это было выше отмечено) является жилое помещение, пусть и находящееся в собственности <адрес>, но ранее предоставленное на законных основаниях и с учётом существующего на момент предоставления жилого помещения норматива предоставления и право на которое у истца возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так же следует учесть постановление Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Между тем в соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к этому Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанное жилое помещение по адресу: Москва, <адрес> при передаче в муниципальную собственность утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5- АПГ13-8 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утверждённого постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности <адрес>, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ПП).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд, оценивая предоставленные доказательства по делу в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи (жена и дочь) по служебному ордеру в 1990 году, общая площадь квартиры составляет 37,8 кв. м., проживает в ней 3 человека, на одного человека приходится по 12,6 кв. м., что менее нормы предоставления на одного человека, что соответствует требованиям Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 29, также принимая во внимание основание для отказа в заключении договора социального найма, указанное ДД.ММ.ГГГГ ДЖП и ЖФ <адрес> в ответе на обращение ФИО1, а также с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворению заявленных требований ФИО1, в связи с чем отказ ДЖП и ЖФ <адрес> в заключении договора социального найма с ФИО1 и членами его семьи на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес> подлежит признанию незаконным, с возложением обязанности на ДЖП и ЖФ <адрес> заключить договор социального найма с ФИО1 и членами его семьи: ФИО2, ФИО12 (ФИО13) ФИО3, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> в заключении договора социального найма с ФИО1 и членами его семьи на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес>.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда <адрес> заключить договор социального найма с ФИО1 и членами его семьи: ФИО2, ФИО12 (ФИО13) ФИО3, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ФИО11