Гражданское дело № 2а-549/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., при секретаре Гунтыповой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» к Хоринскому РОСП УФССП по РБ, судебному приставу-исполнителю Хоринского РОСП УФССП по РБ Деминой Т.Г. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Хоринскому РОСП УФССП по РБ, судебному приставу-исполнителю Хоринского РОСП УФССП по РБ Деминой Т.Г. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора. Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Хоринского РОСП УФССП по РБ Деминой Т.Г. постановлением № возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» по исполнительному листу № Хоринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-414/2017 об обязании Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы земельного участка, занятого под кладбище в у. <адрес> Республики Бурятия, поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок. Постановлением предложено произвести добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в пятидневный срок. В случае неисполнения исполнительного документа в пятидневный срок устанавливается исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Хоринского РОСП УФССП по РБ Деминой Т.Г было вынесено постановление № о взыскании исполнительного сбора с Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» в размере 50 000 рублей.
Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» не согласна с указанным выше постановлением судебного пристава, считает его незаконным и необоснованным и вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Администрацией проведена работа по исполнению решения суда, а именно: ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «Баянгол» на выполнение кадастровых работ по объекту недвижимости: на территории МО СП «Ойбонтовское», 1 земельный участок для размещения кладбища (межевой план). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер земельному участку №. ДД.ММ.ГГГГ сданы документы в Росреестр для регистрации права собственности на земельный участок. Согласно административного ргламента Росреестра, документы о регистрации права собственности будут выданы Администрации МО СП «Ойбонтовское ДД.ММ.ГГГГ.
Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом на 2018 год, утвержденным решением Совета депутатов МО СП «Ойбонтовское». Администрация МО СП «Ойбонтовское» не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств.
На основании изложенного полагают, что в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, предусмотренные 401 ГК РФ.
Просят суд признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и освободить Администрацию муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца Табданов А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. В настоящее время решение суда полностью исполнено.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Хоринского РОСП УФССП по РБ Демина Т.Г. в судебном заседании возражала против иска, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст. 219 КАС РФ). Аналогичная норма содержится в ст. 122 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 14 закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями. Требования к содержанию постановления изложены в ч. 2 указанной статьи.
На основании ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Хоринского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределённого круга лиц удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» по не установлению границ земельного участка, занятого кладбищем, не постановке его на государственный кадастровый учет и не регистрации права собственности на земельный участок. На Администрацию муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы земельного участка, занятого под кладбище в <адрес> Республики Бурятия, поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок, и после ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу.
На основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный документ, который был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское». Как следует из п.п. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что должником в установленный срок не был исполнен исполнительный документ, и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы, судебный пристав-исполнитель имел достаточные основания для взыскания с администрации исполнительского сбора.
Поскольку оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ существенных недостатков не содержит, размер исполнительского сбора установлен в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», оснований для признания его незаконным и отмене указанного постановления, у суда не имеется.
Вместе с тем, требование Администрации муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом на 2018 год, утвержденным решением Совета депутатов МО СП «Ойбонтовское». Администрация МО СП «Ойбонтовское» не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив муниципальный контракт на выполнение работ по установлению границ земельного участка, занятого кладбищем, постановке его на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, в настоящее время решение суда исполнено, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией работ по установлению границы земельного участка, занятого под кладбище в <адрес> Республики Бурятия, поставке данного земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на указанный земельный участок, в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения Администрация муниципального образования сельское поселение «Ойбонтовское» от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░░░░