Дело № 2а-100/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
15 февраля 2019 года г. Козловка ЧР.
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Порфирьева В.Г., при секретаре Шошориной С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. к МВД по Чувашской Республике об оспаривании действий, нарушающих право гражданина на обращение в уполномоченный орган за получением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
установил:
Административный истец Б. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к МВД по Чувашской Республики, указав в обоснование исковых требований следующее.
Он, является гражданином Республики Армения, родился <дата>. С марта 2015 года проживает и работает в Чувашской Республике. Прибыл в Чувашскую Республику для постоянного проживания, работы, ухода за родственником и получения гражданства Российской Федерации. В Чувашской Республике проживает его двоюродный брат гражданин Российской Федерации Б. Арен Виленович, <дата> года рождения, проживающий по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Приволжский бульвар, <адрес>, и имеющий инвалидность 1 группы в связи с чем он постоянно оказываю содействие в его уходе.
Возможность записаться на прием на подачу заявления и документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации отсутствует, так как запись через портал Госусуги не производится, по телефону запись также не производится.
Ранее, в 2016, 2017 и 2018 года он неоднократно обращался в Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике по вопросу получения государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, с учетом квоты, установленный на соответствующий год. Прием заявителей на получение государственной услуги осуществлялся только по предварительной записи. Однако, возможность записаться на прием на подачу заявления и документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации отсутствовала, так как запись через официальные сайты Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике и Главного управления по вопросам миграции МВД России, через портал Госусуги не производилась, по телефону и при личном обращении предварительная запись не производилась.
В начале декабря 2018 года он обратился к заместителю начальника Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике по вопросу получения государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, с учетом квоты, установление которой планировалось на 2019 год. На личном приеме ему было рекомендовано позвонить по телефонам: 24-19-19, 24-19-22, - для записи на прием для получения государственной услуги, и выдана памятка и реквизиты счета для оплаты госпошлины. Однако, по телефону 24-19-22 дату и время приема заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты, установленной на 2019 года, ему не назначили, рекомендовав записаться на прием через портал Госусуги, и сообщив, что запись на прием для получения государственной услуги откроется с <дата>.
<дата> запись на прием через портал Госусуги для получения государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации не осуществлялась, однако <дата> осуществлялась запись на прием через портал Госусуги на получение других государственных услуг, предоставляемых Управлением по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике.
Через портал Госуслуги, он выбрал запись на прием в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике для получения вида на жительство в Российской Федерации. Администрация сайта портала Госусуги направила ему уведомление о том, что его запись подтверждена: дата <дата>, время 12.00 часов, в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике, по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. <дата> в ходе личного обращения в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике сотрудник принял у него заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и документы, указал на одну опечатку в тексте заявления и попросил её исправить. Одновременно сотрудник ему сообщил, что он ошибочно записался на прием по вопросу получения вида на жительство в Российской Федерации. <дата>, после обеденного перерыва, примерно в 14.00 часов он повторно предоставил сотруднику заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, с исправлением опечатки, и документы к нему. Однако, заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации у него не было принято, так как он не имел предварительную запись на прием для получения государственной услуги. Посчитав, что отказ в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации является необоснованным, он попросил сотрудника дать телефон «горячей линии» или пригласить сотрудника (начальника), ответственного за организацию приема граждан (заявителей). Начальник отдела, ответственный за организацию приема граждан (заявителей), внимательно изучив его заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и документы к нему, пояснил, что прием осуществляется по предварительной записи, однако, в связи с тем, что он приехал из <адрес>, одновременно рекомендовала обратиться с заявлением по вопросу подачи в день обращения заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации к начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике или его заместителю с соответствующим заявлением. <дата> обратиться с указанным заявлением непосредственно к начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике или его заместителю ему не представилось возможным, так как указанные должностные лица отсутствовали по служебным вопросам, в связи, с чем примерно в 18.00 часов заявление им оставлено в специальном ящике для приема обращений в МВД по Чувашской Республике. <дата> около 10.40 часов он обратился к заместителю начальнику Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением по вопросу подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, где ему было рекомендовано получить талон-подтверждение предварительной записи на март - апрель 2019 года. Однако, предложенное время не является для него удобным, так как к указанному сроку истечет срок действия медицинских справок, и квота на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации (для Чувашской Республики), установленная на 2019 года, будет исчерпана.
Истец считает, что установленный в Управлении по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике порядок предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации не соответствует установленным требованиям, и нарушает право гражданина на обращение в уполномоченный государственный орган за получением государственной услуги.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 27.11.2017 года № 891, предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в число которых не входит наличие либо отсутствие предварительной записи на прием.
Статьи 6 и 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 27.11.2017 года № 891, предусматривают возможность подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и документов к нему, иными способами: через портал Госусуги; в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания заявителя; через сети общего пользования (интернет). Однако МВД по Чувашской Республике не предоставляет и ограничивает его право на обращения за получением государственной услуги.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 27.11.2017 года № 891, устанавливает следующее:
п. 1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
п. 16. Прием граждан должностными лицами, участвующими в предоставлении государственной услуги, осуществляется в соответствии с графиком приема граждан (за исключением праздничных дней).
п. 17. График приема граждан должностными лицами подразделений по вопросам миграции, участвующими в предоставлении государственной услуги:
Дни недели Часы приема
Понедельник 09.00-15.00
Вторник 11.00 -20.00
Среда 09.00-13.00
Четверг 11.00-20.00
Пятница 09.00-16.45
Суббота 09.00-14.00
Воскресенье Выходной день
Перерыв в приеме заявителей устанавливается с 13.00 до 13.45.
п. 18. С учетом интересов граждан, временных и климатических условий региона, особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации часы приема граждан могут изменяться руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне, но при этом прием граждан должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей.
п. 20. Государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне.
п. 21. При предоставлении государственной услуги подразделениям по вопросам миграции запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.
п. 57. Прием граждан при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью, при этом учитываются иностранные граждане, осуществившие предварительную запись по телефону либо через Единый портал.
Время ожидания заявителя в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления услуги не должно превышать 15 минут.
Согласно информации, размещенной на портал Госусуги следует, что возможность предварительной записи на получение государственной услуги реализуется только в пилотных регионах, то есть является альтернативным способом реализации права заявителя на получение государственной услуги.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:
1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
3) предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию;
4) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким образом, административный истец полагает, что действиями (бездействием) Административного ответчика нарушено его право на обращение за получением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, на него необоснованно возложена обязанность получать государственную услугу по предварительной записи через портал Госууслуги, а также осуществлять действия по согласованию с должностными лицами Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике возможность получения государственной услуги.
Указанные нарушения его прав имеют место длительное время, на протяжении нескольких лет.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как указано выше, <дата> заявителем в адрес начальника УВМ МВД по Чувашской Республике направлено обращение по поводу несогласия с отказом в приеме у меня документов на получение государственной услуги. Ответ по настоящее время не получен.
На основании изложенного просит суд, признать действия (бездействие) МВД по Чувашской Республике, выразившееся: в отказе 15 и <дата> в приеме у гражданина Республики Армения Б. заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты на 2019 года, в связи с отсутствием предварительной записи на прием; в возложении на гражданина Республики Армения Б. обязанности иметь предварительную запись на прием для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты на 2019 года; в возложении на гражданина Республики Армения Б. обязанности согласовывать возможность подачи им заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты на 2019 года с руководством Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике, незаконными, нарушающими право на обращение в уполномоченный государственный орган, за получением государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а так же ыозложить на МВД по Чувашской Республике обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина Республики Армения Б. и препятствия к их осуществлению.
В судебное заседание административный истец Б. не явился, представил заявление, согласно которому административный истец отказывается от исковых требований к МВД по Чувашской Республике в связи с принятием у него заявления и документов на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Последствия отказа от административного искового заявления административному истцу известны и понятны.
Представитель административного ответчика - МВД по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором указал просьбу рассмотреть дело без его участия, а так же указал отсутствие у него возражений против прекращения производства по делу в связи с отказом административного истца от административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ, лица, участвующие в деле извещаются судом, или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Суд счел возможным рассмотреть заявление административного истца Б. об отказе от иска и прекращении производства по делу в отсутствие лиц, участвующих в деле
В соответствии с частью 2 статьи 46 КАС Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В соответствии с частью 1 статьи 195 КАС Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что отказ административного истца Б. от административного иска к МВД России по Чувашской Республике не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому его отказ от административного иска следует принять, а производство по делу прекратить.
Руководствуясь статьями 194, 195 КАС Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ административного истца Б. от административного иска к МВД по Чувашской Республике.
Производство по административному исковому заявлению Б. к МВД по Чувашской Республике об оспаривании действий, нарушающих право гражданина на обращение в уполномоченный орган за получением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, прекратить.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Козловский районный суд ЧР в течение 15 дней с момента вынесения настоящего определения.
Судья В.Г. Порфирьев