Дело № 2-674/2023
УИД: 21RS0001-01-2023-000580-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Легостиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, отдела образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики (далее также МБОУ «Атратская СОШ») о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, мотивируя свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в уборной МБОУ «Атратская СОШ» отсутствует приспособленная для маломобильных групп населения туалетная кабина.
Указанное нарушает как права детей-инвалидов, обучающихся в данном образовательном учреждении, будущих учеников данной категории, а также иных граждан, обращающихся в учреждение за получением услуг в сфере образования.
По данным основаниям межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики 26.06.2023 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать МБОУ «Атратская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики в здании школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Алатырский муниципальный округ, с. Атрать, ул. Щорса, д. 11, оборудовать туалетную кабину в уборной, предназначенную для маломобильных групп населения, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Истец – помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Кильмаев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - МБОУ «Атратская СОШ», – директор Рябов А.И., в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, Абаренов С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, Егоров С.И. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда и представил суду письменное объяснение, из которого следует, что средства на оборудование в уборной школы туалетной кабины, предназначенной для маломобильных групп населения, в бюджете Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на момент рассмотрения дела в суде не предусмотрены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулируются положения об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В силу части 3 данной статьи, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в названном Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя не только использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположен физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В соответствии с перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения (СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 635/10) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пунктам 2 и 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
На основании п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе и обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 г. № 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – Свод Правил 59.13330.2020) утверждены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.
Согласно п. 6.3.1 Свода Правил 59.13330.2020 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.
В соответствии с п. 6.3.3 указанных Правил, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку туалетных кабин.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309, руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, предписано обеспечение создания инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.
В соответствии с Уставом МБОУ «Атратская СОШ», МБОУ «Атратская СОШ» является некоммерческой организацией, созданной администрацией Алатырского района Чувашской Республики для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.2 Устава).
Согласно п. 2.3 Устава МБОУ «Атратская СОШ», основными видами деятельности МБОУ «Атратская СОШ» являются: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дошкольного образования; услуги промежуточной аттестации для экспертиз; услуги по питанию обучающихся; охрана здоровья обучающихся; услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся; создание необходимых условий для организации оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, по результатам которой установлено, что в МБОУ «Атратская СОШ» отсутствует туалетная комната, приспособленная для маломобильных групп населения.
26.06.2023 г. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес главы администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании.
Из письма администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании от 26.06.2023 г. исх. № следует, что вопрос обустройства туалетных комнат для маломобильных групп населения будет рассмотрен при формировании бюджета на 2024-2026 г.г.
Заявленные прокурором требования до настоящего времени не выполнены, в связи с чем ответчиком нарушены права маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики являются законными и подлежащими удовлетворению.
Устанавливаемый судом для исполнения решения суда срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и законных интересов сторон.
Срок, в который истец просит исполнить решение суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН 1022101629615) в здании школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Алатырский муниципальный округ, с. Атрать, ул. Щорса, д. 11, оборудовать в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» туалетную кабину в уборной, предназначенную для маломобильных групп населения, в течение 12 (двенадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: И.Н. Легостина
Мотивированное решение составлено 09 октября 2023 года.