Решение по делу № 2-674/2023 от 28.06.2023

Дело № 2-674/2023

УИД: 21RS0001-01-2023-000580-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2023 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, отдела образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики (далее также МБОУ «Атратская СОШ») о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, мотивируя свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в уборной МБОУ «Атратская СОШ» отсутствует приспособленная для маломобильных групп населения туалетная кабина.

Указанное нарушает как права детей-инвалидов, обучающихся в данном образовательном учреждении, будущих учеников данной категории, а также иных граждан, обращающихся в учреждение за получением услуг в сфере образования.

По данным основаниям межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики 26.06.2023 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать МБОУ «Атратская СОШ» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики в здании школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Алатырский муниципальный округ, с. Атрать, ул. Щорса, д. 11, оборудовать туалетную кабину в уборной, предназначенную для маломобильных групп населения, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Истец – помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Кильмаев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - МБОУ «Атратская СОШ», – директор Рябов А.И., в судебном заседании исковые требования признал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, Абаренов С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела образования администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, Егоров С.И. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда и представил суду письменное объяснение, из которого следует, что средства на оборудование в уборной школы туалетной кабины, предназначенной для маломобильных групп населения, в бюджете Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на момент рассмотрения дела в суде не предусмотрены.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулируются положения об организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В силу части 3 данной статьи, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в названном Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя не только использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположен физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

В соответствии с перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения (СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 635/10) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно пунктам 2 и 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе и обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 г. № 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – Свод Правил 59.13330.2020) утверждены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Согласно п. 6.3.1 Свода Правил 59.13330.2020 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.

В соответствии с п. 6.3.3 указанных Правил, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку туалетных кабин.

Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309, руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, предписано обеспечение создания инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.

В соответствии с Уставом МБОУ «Атратская СОШ», МБОУ «Атратская СОШ» является некоммерческой организацией, созданной администрацией Алатырского района Чувашской Республики для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.2 Устава).

Согласно п. 2.3 Устава МБОУ «Атратская СОШ», основными видами деятельности МБОУ «Атратская СОШ» являются: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дошкольного образования; услуги промежуточной аттестации для экспертиз; услуги по питанию обучающихся; охрана здоровья обучающихся; услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся; создание необходимых условий для организации оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, по результатам которой установлено, что в МБОУ «Атратская СОШ» отсутствует туалетная комната, приспособленная для маломобильных групп населения.

26.06.2023 г. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес главы администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании.

Из письма администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики на представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании от 26.06.2023 г. исх. следует, что вопрос обустройства туалетных комнат для маломобильных групп населения будет рассмотрен при формировании бюджета на 2024-2026 г.г.

Заявленные прокурором требования до настоящего времени не выполнены, в связи с чем ответчиком нарушены права маломобильных групп населения.

При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики являются законными и подлежащими удовлетворению.

Устанавливаемый судом для исполнения решения суда срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и законных интересов сторон.

Срок, в который истец просит исполнить решение суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию туалетной кабины для маломобильных групп населения, – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атратская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН 1022101629615) в здании школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Алатырский муниципальный округ, с. Атрать, ул. Щорса, д. 11, оборудовать в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» туалетную кабину в уборной, предназначенную для маломобильных групп населения, в течение 12 (двенадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: И.Н. Легостина

Мотивированное решение составлено 09 октября 2023 года.

2-674/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
МБОУ "Атратская СОШ" Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Отдел образования алдминистрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Администрация Алатырского муниципального округа
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Легостина
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее