Дело № 2-2395/2022
24RS0017-01-2022-002479-84
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2022 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Науджус О.С.,
при секретаре – Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к обществу с ограниченной ответственностью «Сиблес Проект» об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «Сиблес Проект» об устранении нарушений лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Сиблес Проект» заключен договор аренды лесных участков от 22.07.2015 №11/8-и, в соответствии с которым министерство предоставило ООО «Сиблес Проект» во временное пользование в целях использования лесов для заготовки древесины, в целях реализации инвестиционного проекта «Создание и модернизация производственных комплексов по глубокой переработке леса в г.Сосновоборске и п. Верхнепашино Красноярского края» и в соответствии с концепцией инвестиционного проекта сроком до 21.07.2064 включительно лесные участки общей площадью 453701,7956 га, расположенные на территории Красноярского края, Северо-Енисейского района, КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», в том числе в квартале №134 Пит-Городокского участкового лесничества. Согласно изменениям в лесную декларацию от 16.08.2019 №1 использование лесов осуществлялось в период с 26.08.2019 по 23.09.2019. По окончании срока действия лесной декларации 08.06.2020 лесничим Сахаровым В.А. в присутствии представителя ответчика произведен осмотр мест заготовки древесины в лесосеке №15, выделе №6 квартала №134 Пит-Городокского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», в результате которого выявлены нарушения: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса (за исключением размещения в лесах отходов производства и потребления) на площади 0,81 га, отсутствие сортимента в 5 штабелях с длиной 6 м породы сосна в количестве 861 кбм, минерализованной полосой не окаймлены, отсутствие минерализованной полосы по периметру лесосеки, что является нарушением требований п. 9,16,19,20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417. В результате нарушения требований лесного законодательства ответчиком причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 39564 руб. Пожароопасный сезон 2020 года на территории государственного лесного фонда Красноярского края Северо-Енисейского лесничества открыт с 28.04.2020 и действовал на момент обнаружения правонарушения. В отношении ООО «Сиблес Проект» вынесено постановление о назначении административного наказания от 09.09.2020, административный штраф не оплачен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ООО «Сиблес Проект» произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,81 га в лесосеке №15, расположенной в квартале №134, выделе №6 Пит-Городокского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
В ходе судебного разбирательства судом поставлен на обсуждение вопрос о передаче данного дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежаще извещенный о дате, времени и месте его проведения, не явился, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Конкурсный управляющий ООО «Сиблес Проект» Волосатов Д.В., надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», а также представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Представителем Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гордиенко А.Е. представлен отзыв на иск, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть вопрос о передаче гражданского дела по подсудности в арбитражный суд в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 28 АПК РФ).
Положения приведенных правовых норм свидетельствуют о том, что основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.
Таким образом, для отнесения гражданского дела к подсудности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности при соответствующем субъектном составе.
Кроме того, частью 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Часть 2 данной статьи содержит указание на то, что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, также рассматриваются судом или арбитражным судом.
Таким образом, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 13,17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм права, рассмотрение такого рода требований входит в компетенцию как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, следовательно, родовая подсудность по такого рода искам должна определяться исходя из субъектного состава спорящих сторон и не зависит от того, заявлено ли требование о выплате компенсации в денежном выражении либо об устранении допущенных нарушений в натуре.
Как усматривается из материалов дела, 22.07.2015 между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Сиблес Проект» заключен договор аренды лесных участков от 22.07.2015 №11/8-и, в соответствии с которым Министерство передает во временное пользование ООО «Сиблес Проект» сроком на 49 лет лесные участки, общей площадью 453 701,7956 га, расположенные по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, Северо-Енисейское лесничество, для заготовки древесины, в целях реализации инвестиционного проекта «Создание и модернизация производственных комплексов по глубокой переработке леса в г.Сосновоборске и п. Верхнепашино Красноярского края» и в соответствии с концепцией инвестиционного проекта. Перечень лесных участков (с указанием номеров кварталов, выделов) приведен в приложении №1, среди которых указан в том числе участок в квартале №134 Пит-Городокского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» (номер государственного кадастрового учета №).
Согласно изменениям в лесную декларацию от 16.08.2019 №1(17) использование лесов осуществлялось в период с 26.08.2019 по 23.09.2019.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО «Сиблес Проект» (ОГРН 1102468017574) 14.04.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица, 27.06.2020 - признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим является Волосатов Д.В. В качестве основного вида деятельности указано: производство пиломатериалов, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины. Также имеются сведения о дополнительных видах деятельности: лесозаготовки; производство пиломатериалов, профилированных по кромке, производство древесного полотна, древесной муки, производство технологической щепы или стружки; производство древесины, пропитанной или обработанной защитными или другими веществами; производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины; производство листов для облицовки, шпона для фанеры, производство прессованной древесины.
Как следует из Устава КГКУ «Лесная охрана», учреждение создано Красноярским краем для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений (п. 2.1), предметом деятельности является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности Учреждения (п. 2.2 Устава).
Целями Учреждения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п. 2.3 Устава). Для достижения указанных целей деятельности Учреждение, в том числе вправе обращаться в суд с иском (п. 2.4 Устава).
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В силу ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям) установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со ст. 16.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям) лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 №45040) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки.
Согласно п. 9 раздела IV (Порядок проведения заключительных лесосечных работ) Приложения № 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 к заключительным лесосечным работам относятся, в частности, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков (п.п.1), при этом отмечено, что очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Таким образом, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к заключительным лесосечным работам и, соответственно, является составляющей частью хозяйственной деятельности субъекта лесозаготовки.
Положениями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 приведенного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и включает в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что заявленные нарушения, необходимость устранения которых послужило основанием для обращения КГКУ «Лесная охрана» в суд с данным иском, непосредственно вытекают из нарушения ответчиком при осуществлении им хозяйственно-экономической деятельности по заготовке древесины требований лесного законодательства об очистке лесосеки, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что дело принято к производству Железнодорожным районным судом г.Красноярска с нарушением правил подсудности, в связи с чем подлежит передаче для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 33, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к обществу с ограниченной ответственностью «Сиблес Проект» об устранении нарушений лесного законодательства передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение 15 дней с момента его вынесения.
Судья О.С. Науджус