дело № 2- 350/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2015 года с. Бураево
Бураевский районный суд РБ в составе:
председательствующего судьи – Ситник И.А.,
при секретаре Гараевой З.Р.,
с участием представителя истицы Миндияровой Г.Ф.-Нуртдиновой Е.Б. (по доверенности от 03.04.2015г.),
представителя ответчика ГКУ РЦСПН - Гильманшиной И.Г. по доверенности от 22.12.2014г. №, от 27.02.2015 г. №, от 06.05.2015 г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миндияровой Г.Ф. к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения, отделу филиала ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ в Бураевском районе о признании незаконным решения отдела филиала ГКУ РЦСПН и признании права на получение компенсации,
установил:
Миндиярова Г.Ф. обратилась в суд с иском к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения, отделу филиала ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ в Бураевском районе о признании незаконным решения отдела филиала ГКУ РЦСПН от 12.01.2015г. №53, о признании истицы лицом, имеющим право на получение ежемесячной компенсации, как члену семьи погибшего военнослужащего, обязании ответчика назначить ей ежемесячную компенсацию, начиная с момента ее обращения.
В обоснование заявленных требований указала, что ее сын погиб при выполнении ремонтных работ во время исполнения служебных обязанностей в период прохождения военной службы. Отказ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты был мотивирован тем, что причина смерти сына, указанная в приказе командира войсковой части 2047 от 12.01.1993г. №12 не соответствует формулировке военная травма.
Считает указанное решение незаконным, поскольку термины « смерть связана с исполнением служебных обязанностей, в период прохождения военной службы», «смерть связана при исполнении обязанностей военной службы» абсолютно идентичны по своему смысловому содержанию.
Истица Миндиярова Г.Ф. в судебном заседании не участвовала, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Нуртдиновой Е.Б. Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Представитель истицы Нуртдинова Е.Б. в судебном заседании иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить исковые требования, показала, что сын истицы во время прохождения военной службы в рядах Советской Армии был направлен приказом командира разбирать казарму на территории военной части, где произошел обвал здания, сын истицы остался под обрушившимся зданием.
Представитель ответчика ГКУ РЦСПН - Гильманшина И.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, суду пояснила, что ежемесячная компенсация в возмещение вреда выплачивается семье военнослужащего в случае его гибели вследствие военной травмы. Причина смерти сына истицы «тяжелая травма при выполнении ремонтных работ. Смерть связана с исполнением служебных обязанностей в период прохождения военной службы» не соответствует формулировке «военная травма» и не является идентичной по своему смысловому содержанию, поскольку по - разному отражает причинную связь гибели с военной службой и влечет различные правовые последствия. К военной травме может быть отнесено «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы». Решение об отказе истцу в назначении выплаты законно и обосновано.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в ч. 11 ст. 3 данного Федерального закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142, (далее - Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации), члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность; копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельств о рождении детей); справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из содержания ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для получения членами его семьи ежемесячной денежной компенсации лишь в том случае, если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона 306-ФЗ от 07.11.2011 г. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» определено понятие «военной травмы», как увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ) определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 37 данного Федерального закона военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.
В пункте 2 названной статьи приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что исходя из положений пунктов 8 и 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Судом установлено, что Миндиярова Г.Ф. является матерью (свидетельство о рождении ФИО1. №) военнослужащего ФИО1., проходившего военную службу по призыву в войсковой части 2047 в звании рядового и погибшего 11 января 1993 года при исполнении служебных обязанностей. Причиной смерти Миндиярова Э.Ф. явилась тупая травма грудной клетки, закрытый перелом левого плечевого сустава, левого предплечья, левой голени, множественные переломы ребер, что подтверждается свидетельством о смерти от 13 января 1993 года №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в отдел филиала ГКУ РЦСПН по <адрес> и <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении ей как члену семьи погибшего военнослужащего ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.
Письмом отдела филиала ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г.Бирску в Бураевском районе от 12 января 2015 г. № 53 Миндияровой Г.Ф. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с тем, что «смерть связана с исполнением служебных обязанностей в период прохождения военной службы» не соответствует формулировке «военная травм», дающей право на назначение ежемесячной денежной компенсации.
Из выписки из приказа командира войсковой части 2047 от 12 января 1993 года №12 об исключении из списков части, снятии со всех видов довольствия усматривается, что рядовой ФИО1.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, призванный Бураевским РВК РБ 16 декабря 1991 года погиб 11 января 1993 года в результате получения тяжелой травмы при выполнении ремонтных работ, смерть связана с исполнением служебных обязанностей в период прохождения военной службы.
В настоящем деле обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, исключающих возможность признания смерти военнослужащего М индиярова И.Ф. наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, судом не установлено.
Суд считает, ссылаясь на положения п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в том числе при нахождении его на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени, исходя из установленных по делу обстоятельств, что поскольку смерть военнослужащего по призыву ФИО1. наступила на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени, следовательно, она связана с исполнением им обязанностей военной службы.
Таким образом суд, руководствуясь положениями ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, приходит к выводу, что Миндиярова Г.Ф., достигшая возраста 50 лет, приобрела право на получение ежемесячной денежной компенсации как за член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и ответчик обязан назначить ей данную выплату, чем удовлетворяет исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Миндияровой Г.Ф. к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения, отделу филиала ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ в Бураевском районе о признании незаконным решения отдела филиала ГКУ РЦСПН и признании права на получение компенсации удовлетворить.
Признать решение отдела филиала ГКУ РЦСПН по Бураевскому району и г.Бирску в Бураевском районе от 12 января 2015 г. № 53 об отказе Миндяровой Г.Ф. в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным.
Признать Миндиярову Г.Ф. лицом, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего.
Обязать отдел филиала ГКУ РЦСПН по Бураевскому району и г.Бирску в Бураевском районе назначить Миндияровой Г.Ф. ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего военнослужащего со дня обращения, то есть 26.12.2014г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Бураевский районный суд РБ в течение месяца.
Судья районного суда: подпись
Копия верна Ситник И.А.