Решение по делу № 3а-85/2020 от 03.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г. Абакан

дело № 3а-85/2020

19OS0000-01-2020-000102-86

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Сафронов В.Г. 31 июля 2020 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежавшего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым , площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016г. составляет 1796050,15 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу истца, и составляющую 530000 рублей.

Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на него обязанности по уплате земельного налога в большем размере, чем следовало бы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.

В судебном заседании представитель административного истца Майнагашев Р.А., действующий на основании доверенности от 4 сентября 2019 г. требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нем доводы.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Минимущество Хакасии, Министерство) Стеценко О.Н., действующая на основании доверенности от 10 сентября 2020 г., возражений по требованиям административного иска не заявила.

Административный истец Сафронов В.Г., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия), ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия, заинтересованных лиц администрации Ширинского района Республики Хакасия, администрации Соленоозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, заинтересованные лица Сюськин И.А., Ковдря И.С. в судебное заседание не прибыли.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 30 декабря 2019 г. № 03-30-4982/19, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала на отсутствие у ответчика спора с истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, а также просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей административного истца и административного ответчика Минимущества Хакасии полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административному истец Сафронов В.Г. являлся собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ..... кв.м., что подтверждается договором дарения земельного участка от 14 мая 2010 г., решением собственника о разделе земельного участка от 28 сентября 2010 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 декабря 2019 г. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым в сумме 1796050,15 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2016 г. в соответствии с приказом Минимущества Хакасии от 28 октября 2016 г. № 020-145-п, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 г.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.

В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.

Административным истцом представлен отчет ИП ФИО7 от 25 декабря 2019 г. с указанием рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 530000 рублей.

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона об оценочной деятельности отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Заключение оценщика свидетельствует о том, что кадастровая стоимость данного земельного участка, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.

Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Сафронова В.Г., поскольку размер уплачиваемого им земельного налога зависит от его кадастровой стоимости (статьи 388-391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Проверив отчет оценщика на предмет его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.

Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка земель сельхозназначения, и суд принимает за основу указанную в заключении рыночную стоимость спорного земельного участка.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.

Административным истцом представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., то есть на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

Таким образом, административными ответчиками по делу являются Управление Росреестра по Республике Хакасия, как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и Минимущество Хакасии, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости земель сельхозназначения Республики Хакасия.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия не утверждало оспариваемые результаты кадастровой оценки земельного участка и является ненадлежащим ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Сафронова В.Г. к Минимуществу Хакасии и Управлению Росреестра по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере, равном его рыночной стоимости - 530000 рублей по состоянию на 1 января 2016 г., подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданного 31 июля 2020 г. – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый , площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 530000 (пятьсот тридцать тысяч) рублей.

В удовлетворении требований административного искового заявления к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 24 сентября 2020 г.

3а-85/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронов Василий Георгиевич
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Хакасия
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Ковдря Илья Сергеевич
администрация Ширинского района Республики Хакасия
Сюськин Игорь Анатольевич
Майнагашев Роман Александрович
Администрация Соленоозерного сельсовета
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Вениченко Олег Владимирович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
03.09.2020Подготовка дела (собеседование)
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее