Решение по делу № 2-481/2024 от 06.08.2024

Дело № 2-481/2024

УИД 32RS0028-01-2024-000828-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2024 г.                                 г. Стародуб

Стародубский районный суд Брянской области в составе

председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,

при секретаре Булей И.Ю.,

с участием представителя истца Самонченко Е.И.,

истца Толкачиковой Ю.С.,

представителя ответчика Иволга М.Ю.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Мамедовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту интересов Толкачиковой Ю.С. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд в интересах Толкачиковой Ю.С. с указанным иском, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Толкачиковой Ю.С. - Толкачикова Н.А. решением Гордеевского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Толкачиковой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В графе «отец» сведения не указаны.

В соответствии с постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Толкачикова Ю.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении и принята на жилищный учет.

Согласно Уведомлению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Толкачиковой Ю.С. жилых помещений не имеется. Поскольку до настоящего времени она жилым помещением не обеспечена, прокурор просит суд обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области (ответчик) предоставить Толкачиковой Ю.С. жилое помещение из специализированного жилищного фонда из числа жилых помещений, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.

В судебном заседании представитель истца, старший помощник прокурора Стародубского района Брянской области Самонченко Е.И. иск поддержала.

Истец Толкачикова Ю.С. поддержала заявленные требования, пояснила, что жилых помещений в собственности не имеет, зарегистрирована по адресу: <адрес> в настоящее время проживает на съемном жилье по адресу: <адрес>. Также пояснила, что в 2020 г. получила аттестат об основном общем образовании, в 2023 г. получила среднее профессиональное образование.

Представитель ответчика - администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Иволга М.Ю., действующая на основании доверенности, против иска возражала. Пояснила, что истец состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Однако удовлетворение иска приведет к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот, которые встали на учет ранее, чем истец.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Мамедова Е.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным представителем ответчика.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента строительства Брянской области, департамента социальной политики и занятости населения Брянской области, департамента финансов Брянской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки суду не представлены.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Стародубского района Брянской области поступило обращение Толкачиковой Ю.С., в котором она просит принять меры реагирования в связи с неполучением жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что, несмотря на наличие у Толкачиковой Ю.С. права на получение жилого помещения по договору специализированного найма, такое жилое помещение не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Стародубского муниципального округа Брянской области внесено представление об устранении нарушений, на которое ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об отсутствии в специализированном фонде жилых помещений, предназначенных для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и иных жилищных фондов. Законодатель сам определяет категории граждан, конкретные формы, а также источники и порядок обеспечения их жильем.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (в том числе в связи с лишением их родительских прав) и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что истец Толкачикова Ю.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, ее матерью указана Толкачикова Н.А., в графе «отец» проставлен прочерк, что подтверждается свидетельством о рождении I-МР (повторным), выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Гордеевского района управления ЗАГС Брянской области.

Решением Гордеевского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Толкачикова Н.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе дочери Толкачиковой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети переданы органу опеки и попечительства при администрации Гордеевского района Брянской области.

Постановлением администрации г. Клинцы Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ опекунами над несовершеннолетней Толкачиковой Ю.С. назначены Б. и Б., место жительства Толкачиковой Ю.С. определено по месту жительства опекунов по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ опекаемые дети, в частности, Толкачикова Ю.С., в связи с переменой места жительства опекуна приняты на учет, заключен договор о возмездной опеке с приемной семьей Б.

Таким образом, истец Толкачикова Ю.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяется действие указанного Закона.

ДД.ММ.ГГГГ Толкачикова Ю.С. окончила муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стародубская средняя общеобразовательная школа №2 г. Стародуба и получила основное общее образование, о чем выдан аттестат. ДД.ММ.ГГГГ Толкачиковой Ю.С. получен диплом о среднем профессиональном образовании по профессии «мастер отделочных строительных работ» ГБПОУ «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А.С. Зайцева» г. Стародуба.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, жилых помещений в собственности Толкачиковой Ю.С. на территории Российской Федерации не имеется, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Брянской области. Согласно ответу Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» за Толкачиковой Ю.С. квартир, индивидуальных домовладений в Стародубском районе Брянской области не значится.

Согласно справке Рудневоробьевской сельской администрации Гордеевского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ за Толкачиковой Ю.С. закреплен жилой дом по адресу: <адрес>

Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Гордеевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ конструкции указанного жилого дома находятся в ветхом состоянии, жилой дом к дальнейшей эксплуатации непригоден и подлежит утилизации.

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Толкачикова Ю.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений

Постановлением администрации Стародубского муниципального района Брянской области от 12 марта 2019 г. №150 Толкачикова Ю.С. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на жилищный учет.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи (п. 3 ст. 8).

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 и ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса. Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение.

В соответствии с Законом Брянской области от 2 декабря 2011 г. №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, наделены отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно ст. 2 указанного Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 г. №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.

Частью 3 статьи 4 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» установлено, что местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением в соответствии с настоящим Законом. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту его жительства в границе соответствующего городского округа, муниципального округа или муниципального района с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом городском округе, муниципальном округе или муниципальном районе.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., указано, что обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.

Постановлением Правительства Брянской области от 19 августа 2019 г. №362-п «Об отдельных вопросах формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка и включения в список при перемене места жительства», органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и учетных дел.

Указом Губернатора Брянской области от 7 декабря 2021 г. №165 «О передаче функций департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в департамент строительства Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 1 января 2022 г. департаменту строительства Брянской области переданы функции департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области
по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по контролю деятельности муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16 февраля 2023 г. №14 «О реорганизации департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области» департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области реорганизован путем присоединения к нему управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области и переименован в департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.

Как следует из Положения о департаменте социальной политики и занятости населения Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 23 июня 2023 г. №69, в функции департамента входят, в частности, формирование и ведение сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в том числе в Единой государственной информационной системе социального обеспечения; координация и организация деятельности органов опеки и попечительства муниципальных образований по передаче жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений (п.п. 3.1.100, 3.1.118).

В силу ст. ст. 1, 3 Закона Брянской области от 29 мая 2020 г. №47-З «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Стародубского муниципального района, с муниципальным образованием города Стародуб со статусом городского округа, наделении муниципального образования города Стародуб со статусом городского округа статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области» с 1 августа 2020 г. муниципальное образование города Стародуб со статусом городского округа в Брянской области и Стародубский муниципальный район Брянской области утратили статус муниципального образования, Стародубский муниципальный округ является правопреемником муниципального образования города Стародуб и Стародубского муниципального района Брянской области.

Согласно ст. 4 названного Закона муниципальные правовые акты сельских поселений, Стародубского муниципального района действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Брянской области и иным нормативным правовым актам Брянской области, а также муниципальным правовым актам городского округа города Стародуба.

Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 г. №58-П утвержден Порядок, регламентирующий предоставление и расходование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 2 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент строительства Брянской области.

В соответствии с п. п. 4, 5 Порядка, предоставление субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджета Брянской области бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, источником финансового обеспечения которых являются данные субвенции, через счета муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, открытые в территориальных отделах управления Федерального казначейства по Брянской области. Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.

В силу п. 9 указанного Порядка муниципальные районы, муниципальные и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 г. №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

Судом установлено, что до настоящего времени Толкачикова Ю.С. жилым помещением не обеспечена, что представителем ответчика не оспаривается.

Как усматривается из сведений паспорта и регистрационного досье истца, она зарегистрирована по адресу: Брянская область, г. Стародуб, пл. Советская, д. 2 «а» (по месту нахождения администрации Стародубского муниципального округа Брянской области).

Согласно сообщению Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области от 12 августа 2024 г. Толкачикова Ю.С. состоит в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Брянской области, под номером 1244.

Следовательно, поскольку жилое помещение Толкачиковой Ю.С. до настоящего времени не предоставлено, более раннего судебного акта относительно прав истца на получение жилого помещения по договору найма не принято, то истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Часть 2 статьи 1 Закона Брянской области 2 декабря 2011 г. №124-З предусматривает, что в соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.

Решением Совета народных депутатов Стародубского муниципального округа Брянской области от 23 декабря 2022 г. №295 на территории округа установлен размер нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв. м на одиноко проживающего человека.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 г. №124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Закона Брянской области органы местного самоуправления Брянской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация Стародубского муниципального округа Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 1 января 2013 г., были внесены изменения в Федеральный Закон №159-ФЗ от 2 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.

Однако ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни названный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Указанными нормативными актами предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством.

Довод представителя ответчика о том, что в случае удовлетворения исковых требований Толкачиковой Ю.С. будут нарушены права иных лиц, состоящих в списке очередности на предоставление жилья ранее истца, судом отклоняется, так как из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., следует, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у администрации Стародубского муниципального округа Брянской области имеется неисполненное обязательство по обеспечению истца жильем по договору специализированного найма жилого помещения, истец имеет место жительства на территории Стародубского муниципального округа Брянской области, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Стародубского района Брянской области в защиту интересов Толкачиковой Ю.С. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области предоставить Толкачиковой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Стародубского муниципального округа Брянской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                      Р.М.Будникова

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2024 г.

2-481/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Стародубского района Брянской области
Толкачикова Юлия Сергеевна
Ответчики
Администрация Стародубского муниципального округа Брянской области
Другие
Департамент строительства Брянской области
Департамент Финансов Брянской области
Департамент социальной политики и занятости Брянской области
орган опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа
Суд
Стародубский районный суд Брянской области
Судья
Будникова Рената Макаровна
Дело на странице суда
starodubsky.brj.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
08.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2024Подготовка дела (собеседование)
17.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024Дело оформлено
02.12.2024Дело передано в архив
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее