Дело № 2-1293/2019
УИД: 78RS0014-01-2018-008352-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» марта 2019 года г. Санкт-Петербург
Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи И.Д. Гармаевой
при секретаре Поздняковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой В.В. к Жилищно-строительному кооперативу «Трилогия» о взыскании денежных средств, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов и штрафа,
установил:
Коновалова В.В. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЖСК «Трилогия», в котором после уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит расторгнуть договор паевого взноса № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика сумму паевого взноса в размере 2 325 600 рублей, проценты – 442 138 рублей 21 коп., компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (в редакции иска от 12.03.2019). В обоснование заявленных требований истец указывает, что 18.02.2014 она заключила с ответчиком договор паевого взноса, которым предусмотрено, что истец выплачивает установленную договором плату в соответствии с графиком платежей, а ответчик обязуется передать истцу благоустроенное жилое помещение в доме, в отношении которого он является застройщиком строительства. Плановый срок ввода дома в эксплуатацию - II квартал 2016 года. Истец свои обязательства исполнила и в соответствии с графиком платежей уплатила ответчику 2 325 600 рублей. Ответчик свои обязательства исполняет ненадлежащим образом, года строительство дома идет с большим отставанием от графика, что ставит под сомнение введение дома в эксплуатацию в указанный в договоре срок. В связи с этим, 27.07.2018 истцом направлено ответчику почтовым отправлением заявление о расторжении договора паевого взноса и выходе из членов кооператива. Ответа на предложение о расторжении договора не получено.
Истец, её представитель по доверенности Коржов А.Д. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Шлыков Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признавал.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения договора) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
В соответствии со ст. 130 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в жилищном кооперативе прекращается в случае выхода члена кооператива (добровольного прекращения членства в кооперативе на основании заявления участника); заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом (пайщиком) и ООО «Лидер Групп», действующим в качестве агента от имени и по поручению ЖСК «Трилогия» (кооператива) заключен договор паевого взноса № № (л.д. 16-25).
По условиям указанного договора пайщик вносит в кооператив паевой и иные взносы, являющиеся условием членства в кооперативе и основанием для получения пайщиком в собственность жилого помещения – однокомнатной квартиры, общей площадью № кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно п. 1.3. договора ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию –II квартал 2016.
Дополнительным соглашением установлен размер паевого взноса в сумме 2 325 600 рублей.
Судом установлено, что истец свои обязательства в части уплаты паевого взноса в размере 2 325 600 рублей исполнила, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается соответствующим актом сверки от 10.10.2017 (л.д. 28).
27.07.2018 истец направила заявление о расторжении договора паевого взноса и возврате уплаченных по договору денежных средств по причине задержки сроков сдачи квартиры, которое ответчиком не получено, срок хранения корреспонденции истек 31.08.2019 (л.д. 151).
В соответствии с протоколом № № Общего собрания членов ЖСК «Трилогия» от ДД.ММ.ГГГГ истец исключена и выведена из членов кооператива. В её адрес направлено соглашение о расторжении договора паевого взноса от 10.12.2018.
В соответствии с условиями договора паевого взноса и Устава ЖСК «Трилогия» договор с истцом считается расторгнутым с 10.12.2018 когда правлением ЖСК было принято решение об исключении истца из членов ЖСК «Тртилогия». В связи с этим, оснований для расторжения заключенного между сторонами ДД.ММ.ГГГГ договора паевого взноса в судебном порядке, не имеется.
Судом установлено, что 04.02.2019 ответчик перечислил истцу сумму паевого взноса в размере 2 325 600 рублей, что не оспаривается истцом и подтверждается платежным поручением №№. От иска в части взыскания суммы паевого взноса истец не отказывалась. Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы паевого взноса в размере 2 325 600 рублей. Вместе с тем, решение суда в указанной части не подлежит исполнению в связи с выплатой данной суммы ответчиком до вынесения решения суда.
В связи с нарушением ответчиком срока возврата денежных средств истец вправе требовать взыскания с ответчика процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ. То обстоятельство, что Кооператив не является некоммерческой организацией и не извлекает прибыль, не освобождает от ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ за неправомерное уклонение от возврата причитающихся истцу денежных средств.
Представленный истцом расчет процентов, начисленных с 24.08.2016 по 05.02.2019 в общей сумме 442 138 рубле 11 коп. не может быть принят судом во внимание, поскольку данный расчет произведён в нарушение положений ст. 395 ГК РФ и не основан на нормах закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон, основанным на членстве в жилищно-строительном кооперативе.
По мнению суда, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за период с 10.09.2018 по 04.02.2019 в сумме 71 902 рубля 45 коп. (2325600Х7Х7,25%)=3233,54+(2325600Х91Х7,50%)=43485,53+(2325600Х51Х7,75%)=25183,38 в силу следующего.
Как указано ранее, заявление о выходе из членов ЖСК и претензия о расторжении договора и возврате денежной суммы направлена истцом 27.07.2018 по месту нахождения ЖСК «Трилогия» Согласно отчету об отслеживании отправления, данная корреспонденция не была вручена адресату, срок хранения корреспонденции истек 31.08.2018.
В п. 1 ст. 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из положений ст. 165.1 ГК РФ, суд приходит к выводу, что заявление истца о выходе из членов ЖСК, а также претензия о расторжении договора и возврате денежной суммы надлежит признать доставленным ответчику, поскольку данная корреспонденция, направленная по адресу места нахождения ответчика, не получена им 31.08.2018 по зависящим от него обстоятельствам. Таким образом, с учетом положений п. № Устава, до 09.09.2018 вопрос о выходе истца из членов кооператива с выплатой паевого взноса подлежал разрешению. В силу правового регулирования, установленного в указанной области отношений, право на вступление в члены жилищно-строительного кооператива является диспозитивным, на выход из членов кооператива - безусловным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что со стороны истца процедура выхода из членов кооператива была соблюдена, вопрос выхода истца из членов кооператива не был разрешен по вине ответчика, не получающего почтовую корреспонденцию по адресу своего места нахождения, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за период с 10.09.2018 по 04.02.2019 в сумме 71 902 рубля 45 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 2 357 рублей 07 коп.
Вместе с тем, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежат отклонению в полном объеме, поскольку законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с жилищно-накопительными кооперативами, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях, при этом положениями заключенного между сторонами договора паевого взноса от 18.02.2014, Устава ЖСК не предусмотрено взыскание с ЖСК компенсации морального вреда и штрафа в случае нарушения сроков возврата истцу суммы паевого взноса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 71, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 325 500 ░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 10.09.2018 ░░ 04.02.2019 ░ ░░░░░░░ 71 902 ░░░░░ 45 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 357 ░░░░░░ 07 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░