12-51/2020
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года г. Пушкино
Судья Пушкинского городского суда Московской области Голубятникова И.А., рассмотрев жалобу ТСЖ «Митрополье» на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Чистякова А.В. от 09 сентября 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Чистякова А.В. от 09 сентября 2019 ТСЖ «Митрополье» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 20000 рублей.
Согласно постановлению в ходе выездной проверки установлено, что ТСЖ «Митрополье» как собственником КТП 400кВА 10/0,4 кВ(КТП-572), КТП 400кВА 10/0,4кВ (КТП-573), КТП 160кВА 10/0,4 кВ (КТП-569) допущены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения требований безопасности при эксплуатации энергоустановок, предусмотренные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - Правил), а именно:
- п. 1.2.7., 1.4.1 Правил, отсутствуют (не представлены сведения ) о прохождении очередной проверки знаний ответственным за электрохозяйство и его заместителем на присвоение группы по электробезопасности;
- п.<дата> Правил, не осуществляется (не представлены) измерение нагрузок и напряжений силовых трасформаторов в КТП -569, КТП-572, КТП-573 в период максимальных нагрузок;
- п.<дата> Правил, не проводятся (не представлены) измерения на электрооборудовании (КТП,РЩ) для определения технического состояния заземляющих устройств в соответствии с нормами, с оформлением протоколами результатов их проведения: измерение сопротивления заземляющего устройства, проверка наличия цепи между заземляющим устройством и заземляемыми элементами, проверка наличия цепи соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством, измерение токов короткого замыкания электроустановки,
- п. <дата>, приложение 3, п.<дата> Правил, отсутствуют (не представлены) протоколы измерения сопротивления изоляции электрооборудования (КТП, РЩ), силовых кабелей до 1000 В, осветительных сетей,
-п.<дата> Правил, не проводится(не представлена) проверка срабатывания защиты для контроля соответствия уставок расцепителей автоматических выключателей току короткого замыкания в электроустановках,
- п. <дата> Правил, не обеспечено (не представлено) организацией проведение испытаний автоматических выключателей в РУ-0,4кВ КТП-572, КТП -573, КТП-569, РЩ, расположенных на территории ТСЖ (п. <дата> )
- п. <дата> Правил, не обеспечено (не представлено) проведение испытаний силовых трансформаторов в КТП-569, 572, 573 и их элементов, находящихся в эксплуатации, в соответствии с нормами испытания электрооборудования,
- п. <дата> Правил, не обеспечено (не представлено) проведение осмотров силового трансформатора в КТП 569 без его отключения согласно утвержденному ответственным за электрохозяйство организации графику,
- п.2.7.7 Правил, не обеспечена защита от коррозии (окраска в черный цвет) открыто проложенных заземляющих проводников в КТП -569,
-п. 1.8.2, <дата> Правил, отсутствуют (не представлены) однолинейные схемы электроснабжения в КТП-572, КТП-573, КТП-569 и силовых распределительных щитах на территории ТСЖ, утвержденные ответственным за электрохозяйство,
- п. 1.8.2 Правил, отсутствует перечень средств защиты, утвержденный ответственным за электрохозяйство,
- п. <дата>, п. 1.4.2 Правил, Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной Приказом Минэнерго России от <дата> N 261, не обеспечены электроустановки КТП-572, КТП-573, КТП-569 проверенными в соответствии с нормами комплектования средствами защиты,
- п. 2.4.5 Правил, отсутствуют на кабельных линиях отходящих фидеров от РУ-0,4 кВ КТП -569 и от РЩ-4 до жилых домов бирки с указанием марки кабеля, напряжения, сечения, номера или наименования линии,
- п.2.7.4 Правил, не обеспечено присоединение заземляющего проводника к нулевой шине в РЩ-4.
Действия юридического лица квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением ТСЖ «Митрополье» просило о его отмене как незаконном.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Митрополье» доводы жалобы поддержал, пояснил, что очередная проверка знаний ответственных лиц проведена <дата>; измерения на электрооборудовании для определения технического состояния заземляющих устройств проведено после проверки; проведение испытаний автоматических выключателей предусмотрено после проведения ремонта, при этом ремонт не проводился; испытание силовых трансформаторов проведено после проверки; однолинейные схемы, перечень средств защиты есть, их пытались представить при составлении протокола, но в ходатайстве было отказано; также были в наличии на период проведения проверки средства защиты.
Помощник Пушкинского городского прокурора Астахова А.Г. обжалуемое постановление поддержала, пояснив, что при проверке комплектования электроустановок средствами защиты присутствовал заместитель прокурора, при этом составлен один акт выездной проверки.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном наказании предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Приказом Минэнерго России от <дата> N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей", которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
В соответствии с указанными Правилами:
п. 1.2.7. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности:
V - в электроустановках напряжением выше 1000 В;
IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
п. 1.4.1. Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Электротехнический персонал предприятий подразделяется на: административно-технический; оперативный ; ремонтный; оперативно-ремонтный.
п. <дата>. Для каждой электроустановки в зависимости от графика нагрузки с учетом надежности питания потребителей и минимума потерь должно определяться число одновременно работающих трансформаторов.
В распределительных электрических сетях напряжением до 20 кВ включительно измерения нагрузок и напряжений трансформаторов производят в первый год эксплуатации не менее 2 раз в период максимальных и минимальных нагрузок, в дальнейшем - по необходимости.
п. <дата>. Для определения технического состояния заземляющего устройства в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (приложение 3) должны производиться: измерение сопротивления заземляющего устройства; измерение напряжения прикосновения (в электроустановках, заземляющее устройство которых выполнено по нормам на напряжение прикосновения), проверка наличия цепи между заземляющим устройством и заземляемыми элементами, а также соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством; измерение токов короткого замыкания электроустановки, проверка состояния пробивных предохранителей;
п. <дата>. Вводимое после ремонта оборудование должно испытываться в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).
п. <дата>. Проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3).
п.<дата>. Для проверки соответствия токов плавления предохранителей или уставок расцепителей автоматических выключателей току короткого замыкания в электроустановках должна проводиться проверка срабатывания защиты.
п. <дата> Испытание трансформаторов и реакторов и их элементов, находящихся в эксплуатации, должно производиться в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3) и заводскими инструкциями. Результаты испытаний оформляются актами или протоколами и хранятся вместе с документами на данное оборудование.
п. <дата>. Осмотр трансформаторов (реакторов) без их отключения должен производиться в следующие сроки: главных понижающих трансформаторов подстанций с постоянным дежурством персонала - 1 раз в сутки; остальных трансформаторов электроустановок с постоянным и без постоянного дежурства персонала - 1 раз в месяц; на трансформаторных пунктах - не реже 1 раза в месяц.
В зависимости от местных условий и состояния трансформаторов (реакторов) указанные сроки могут быть изменены ответственным за электрохозяйство Потребителя.
Внеочередные осмотры трансформаторов (реакторов) производятся:после неблагоприятных погодных воздействий (гроза, резкое изменение температуры, сильный ветер и др.);
при работе газовой защиты на сигнал, а также при отключении трансформатора (реактора) газовой или (и) дифференциальной защитой.
п. 2.7.7 Открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в черный цвет.
п. 1.8.2. У каждого Потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте.
Перечни должны пересматриваться не реже 1 раза в 3 года.
В перечень должны входить следующие документы:
журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА);
чертежи электрооборудования, электроустановок и сооружений, комплекты чертежей запасных частей, исполнительные чертежи воздушных и кабельных трасс и кабельные журналы;
чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями;
общие схемы электроснабжения, составленные по Потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям);
акты или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями (при необходимости);
комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок цеха, участка (подразделения) и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы);
списки работников:
- имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
- имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
- которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
- допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
- подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
перечень газоопасных подземных сооружений, специальных работ в электроустановках;
ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением;
перечень работ, разрешенных в порядке текущей эксплуатации;
электроустановок, где требуются дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ;
должностей инженерно-технических работников (далее - ИТР) и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
профессий и рабочих мест, требующих отнесения персонала к группе I по электробезопасности;
разделение обязанностей электротехнологического и электротехнического персонала;
электроустановок, находящихся в оперативном управлении;
перечень сложных переключений, выполняемых по бланкам переключений;
средств измерений, переведенных в разряд индикаторов;
инвентарных средств защиты, распределенных между объектами.
п. <дата>. Для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство Потребителя.
п. <дата>. В РУ должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), защитные противопожарные и вспомогательные средства (песок, огнетушители) и средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для РУ, обслуживаемых оперативно-выездными бригадами (далее - ОВБ), средства защиты могут находиться у ОВБ.
п. 2.4.5. Каждая КЛ должна иметь паспорт, включающий документацию, указанную в п. 2.4.2, диспетчерский номер или наименование.
Открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками; на бирках кабелей в начале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение, сечение, номер или наименование линии; на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа.
Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. Они должны быть расположены по длине линии через каждые 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия (с обеих сторон).
п. 2.7.4. Присоединение заземляющих проводников к заземлителю и заземляющим конструкциям должно быть выполнено сваркой, а к главному заземляющему зажиму, корпусам аппаратов, машин и опорам ВЛ - болтовым соединением (для обеспечения возможности производства измерений). Контактные соединения должны отвечать требованиям государственных стандартов.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения администрацией административного правонарушения подтверждается решением о проведении проверки л.д. 18, актом проверки л.д. 19, объяснениями представителя ТСЖ «Митропольеи другими материалами дела.
При таких обстоятельствах должностным лицом органа административной юрисдикции обстоятельства по делу выяснены в полном объеме, правильно установлены наличие события административного правонарушения и виновность администрации.
Вместе с тем, принимая во внимание, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом органа административной юрисдикции не исследованы представляемые представителем ТСЖ «Митрополье» письменные доказательства, при этом постановление не содержит сведений об отклонении каких-либо ходатайств, полагаю необходимым исключить из описательно мотивировочной части постановления вменение ряда нарушений, поскольку в судебное заседание представлены доказательства наличия однолинейных схем, перечня средств защиты. Кроме того, материалами дела не подтверждается факт нарушения организацией проведения испытаний автоматических выключателей, поскольку, согласно п. <дата> Правил вводимое после ремонта оборудование должно испытываться в соответствии с нормами испытания электрооборудования, при этом доказательств, что оборудование прошло ремонт не представлено. Ссылка на указанное нарушение также подлежит исключению. Учитывая, что должностное лицо не исследовало представленный перечень средств защиты, вменение необеспечения электроустановок средствами защиты полагаю преждевременным, в связи с чем, указание на данное нарушение должно быть исключено.
Учитывая, что административное правонарушение совершено ТСЖ впервые, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб, полагаю возможным изменить назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением..
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Чистякова А.В. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «Митрополье» изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на
- необеспечение (непредставление) организацией проведение испытаний автоматических выключателей в РУ-0,4кВ КТП-572, КТП -573, КТП-569, РЩ, расположенных на территории ТСЖ (п. <дата> Правил ) ;
-отсутствие (непредставление однолинейных схем электроснабжения в КТП-572, КТП-573, КТП-569 и силовых распределительных щитах на территории ТСЖ, утвержденные ответственным за электрохозяйство (п.1.8.2, <дата> Правил)
- отсутствие перечня средств защиты, утвержденный ответственным за электрохозяйство (п. 1.8.2)
- необеспечение электроустановки КТП-572, КТП-573, КТП-569 проверенными в соответствии с нормами комплектования средствами защиты (1.4.2 Правил), изменив наказание не предупреждение
В остальном постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение десяти суток с момента его вручения или получения копии постановления.
Судья: И.А.Голубятникова