Судья Семенова Н.В. Дело №33а-3752/2019
УИД 70RS0012-01-2019-000280-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 декабря 2019 г.
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе
председательствующего Петровского М.В.,
судей Кущ Н.Г., Бондаревой Н.А.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
помощнике судьи Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-232/2019 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Бакчартеплосети» к муниципальному образованию «Бакчарское сельское поселение» в лице Администрации Бакчарского сельского поселения о признании недействующим постановления Главы Бакчарского сельского поселения от 28 ноября 2008г. №96 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги, о ценах за пользование (наем), содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда на территории Бакчарского сельского поселения» в части установления норматива потребления коммунальной услуги- отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,027Гкал/кв.м. (пункт 2 приложения 1 к постановлению от 28 ноября 2008г. №96)
по апелляционной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Бакчартеплосети» Яннаева В.Е. на решение Бакчарского районного суда Томской области от 2 сентября 2019 г.,
заслушав доклад председательствующего,объяснения представителей административного истца, заключение прокурора,
установила:
28 ноября 2008г. Администрацией Бакчарского сельского поселения Томской области вынесено постановление №96 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги, о ценах за пользование (наем), содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда на территории Бакчарского сельского поселения», пунктом 1 которого утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, приведенные в приложении 1, в частности– указанный в пункте 2 приложения 1- норматив отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,027 Гкал/кв.м.
Постановлением того же органа от 18 февраля 2009г. №9 приложение №1 к постановлению от 28 ноября 2008г. №96 изложено в новой редакции, однако норматив отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения изменен не был.
Общество с ограниченной ответственностью «Бакчартеплосети» (сокращенное наименование – ООО «Бакчартеплосети») обратилось в Бакчарский районный суд Томской области с административным иском о признании недействующим с момента принятия постановления от 28 ноября 2008г. №96 в части установления указанного выше норматива как рассчитанного с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306.
Определением судьи от 10 июля 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент тарифного регулирования Томской области (т.1 л.д.69).
Определением суда от 23 августа 2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Бакчарского района Томской области (т.2 л.д.178).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамента тарифного регулирования Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представители административного истца Яннаев В.Е. и Махнев Е.И., заявленные требования поддержали, представители административного ответчика Приколота С.М. и Сергеева Г.А., представитель заинтересованного лица Администрации Бакчарского района Томской области Харин B.C. с административным иском не согласились; прокурор Желнирович Г.А. дал заключение о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим в оспариваемой части за исключением установления норматива отопления для двухэтажных домов, построенных до 1999г., с момента вступления решения суда в законную силу.
Обжалуемым решением административный иск удовлетворен частично: постановление от 28 ноября 2008г. №96 в части установления норматива по отоплению в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,027 Гкал/кв.м. признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой оно устанавливает (в резолютивной части допущена описка– указано «не устанавливает») нормативы отопления для расположенных на территории Бакчарского сельского поселения одноэтажных и трехэтажных жилых домов, построенных до 1999 г., одноэтажных и двухэтажных жилых домов, построенных после 1999 г.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца ООО «Бакчартеплосети» Яннаев В.Е. просит решение изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав в обоснование жалобы следующее:
оспариваемое постановление в части установления норматива по отоплению в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,027Гкал/кв.м. принято произвольно (без приведения обоснования расчета и примененной методики);
административным ответчиком не представлены доказательства обращения до принятия оспариваемого постановления в гидрометеорологическую службу с запросом о предоставлении данных температур в с.Бакчар, без которых произвести расчет норматива в 2008году не представлялось возможным;
административным ответчиком и судом не учтены требования подпункта «д» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306;
вывод суда о признании оспариваемого постановления недействующим с момента вступления в законную силу решения суда основан на неправильном толковании пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»;
на основании оспариваемого постановления не реализовывались права граждан и организаций, а регулировались исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг, что повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по отоплению в заниженном размере;
оспариваемый нормативный акт следует признать недействующим с момента его принятия;
норматив отопления для двухэтажных домов, построенных до 1999г., необоснован, а выводы суда об обратном– несостоятельны.
В возражениях представитель Администрации Бакчарского района Томской области просит решение суда оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не явившихся представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт1);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункты «а»-«г» пункта2);
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный иск подан лицом, отвечающим требованиям пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку административный истец является поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению для конечных потребителей- жителей Бакчарского сельского поселения Томской области. Также судом установлено, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены требования, указанные в подпунктах «а»-«г» пункта2 части 8 названной статьи.
Соответствующие выводы подробно изложены в решении суда, не оспариваются автором апелляционной жалобы и сомнений не вызывают.
Судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого постановления органа местного самоуправления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части установления норматива отопления для двухэтажных домов, построенных до 1999г.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 июля 2008г. №160-ФЗ, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления, и требования к их формированию.
В силу подпункта «д» пункта 5 этих Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления- материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пункту 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам, приведенным в приложении.
При этом согласно пункту 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг допускается применять расчетный метод.
В соответствии с пунктом 44 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам, в частности - по формуле 6 (пункты 13 – 15 и таблица 7 приложения).
Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома в таблице 7 для формулы 6 приведено отдельно для многоквартирных домов или жилых домов до 1999г. постройки включительно и многоквартирных домов или жилых домов после 1999 г. постройки.
Согласно материалам административного дела жилой фонд, находящийся в управлении ООО «Бакчартеплосети», на момент принятия оспариваемого постановления состоял из одно-, двухэтажных многоквартирных домов, одного трехэтажного многоквартирного дома, построенных в различные годы, различающихся по степени благоустройства конструктивным и техническим параметрам.
В связи с этим и с учетом отсутствия данных измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями, а также с учетом того, что в Бакчарском сельском поселении было менее 10 домов, оборудованных приборами учета, при определении норматива был применен расчетный метод.
Принимая решение о признании нормативного правового акта недействующим в указанной выше части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расчет оспариваемого норматива осуществлен по всем категориям домов с применением данных, относящихся лишь к двухэтажным домам, построенным до 1999г. включительно,- как средневзвешенный для всех категорий домов.
Вывод суда о том, что данное обстоятельство свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного положения пункту 10 Правил, обоснован.
Вместе с тем приведенные обстоятельства, вопреки мнению суда, не означают соответствие постановления от 28 ноября 2008г. №96 в части установления норматива по отоплению в двухэтажных домах, построенных до 1999г. (включительно), Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306.
Так, согласно пункту 13 приложения к Правилам норматив отопления (Гкал на 1 кв.м. в месяц) рассчитывается по формуле:
Qo
No = --------------
Sж x 12
где:
Qo - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);
Sж - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 14 приложения количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле:
tвн - tсро
Qo = q max x ------------- х 24 х no x 10-6 – Qoнж
tвн - tро
где:
q max - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час);
tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°С);
tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°С);
tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления (°С);
no - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°С и ниже;
Qoнж - расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Согласно пункту 15 приложения часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле:
qmax = qуд. x S,
где:
qуд- нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1кв. м), предусмотренный в таблице 7;
S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).
Таким образом, норматив 0,027 Гкал/кв.м. определен по формуле:
tвн - tсро
qуд. x S х ------------- х 24 х no x 10-6
tвн - tро Qoнж
No = ------------------------------------------------------- – -----------
Sж x 12 Sж x 12
При этом значения S и Sж приняты судом как 10835,7 кв.м.– данные показателя «общая площадь» формы федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ (сводное), приложенной к материалам дела.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что указанные значения будут равны лишь в том случае, если в жилых домах, построенных до 1999г. (включительно), не располагались нежилые помещения; в противном случае
Sж = S – площадь нежилых помещений.
Как следует из материалов административного дела, при принятии оспариваемого нормативного правового акта вопрос о расположении нежилых помещений в жилых двухэтажных домах, построенных до 1999г. (включительно), не выяснялся; анализируемые значения Sж и S были приняты как 10835,7 кв.м.
Вместе с тем согласно ответу Администрации Бакчарского района №3372 от 30.12.2019 на запрос судебной коллегии на момент принятия оспариваемого постановления на территории муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» имелись два двухэтажных дома, построенных до 1999г., в которых имелись нежилые помещения.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции значение S превышало значение Sж, следовательно, норматив установлен в размере меньшем, чем рассчитанный с соблюдением Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт и в анализируемой части должен быть признан недействующим.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены решения суда, поскольку выводы суда, в том числе о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, являются законными и обоснованными, подробно мотивированы в судебном постановлении, а доводы жалобы повторяют рассмотренные судом доводы административного истца.
Безусловные основания для отмены решения суда (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бакчарского районного суда Томской области от 2 сентября 2019 г. изменить- абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
«Признать постановление Главы Бакчарского сельского поселения от 28ноября 2008г. №96 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги, о ценах за пользование (наем), содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда на территории Бакчарского сельского поселения» в части установления норматива по отоплению в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,027 Гкал/кв.м. (пункт 2 приложения 1 к постановлению №96 от 28ноября 2008г.) недействующим со дня вступления решения суда в законную силу»;
абзац 3 резолютивной части исключить;
абзац 4 и 5 резолютивной части считать абзацами 3 и 4;
в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи