70RS0001-01-2020-001001-13
№ 2-796/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Шмаленюка Я.С.,
при секретаре Бондаревой Е.Е.,
помощник судьи Некрасова Е.В.
с участием
помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Негодиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах Кузнецовой НЮ к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
процессуальный истец прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Томска проведена проверка по обращению Кузнецовой Н.Ю., являющейся /________/, по вопросу обеспечения лекарственным средством в льготном порядке. В ходе проверки установлено, что 10.02.2020 Кузнецова Н.Ю. обратилась в ОГУП «Областной аптечный склад» (аптечный пункт /________/ с рецептом серия /________/ на получение лекарственного препарата «Paricalcitol», капс. 1 мкг, /________/ (4 упаковки). Данный препарат включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций. В связи с отсутствием указанного препарата гражданин поставлен на отсроченное обслуживание. Вместе с тем, по состоянию на /________/ ФИО2 лекарством не обеспечена. Указанное является следствием несвоевременного проведения Департаментом здравоохранения /________/ закупочных процедур. Просит обязать ответчика обеспечить Кузнецову НЮ лекарственным препаратом «Paricalcitol», капс. 1 мкг, /________/ (4 упаковки) в соответствии с рецептом от /________/ серия 69385 /________/, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Негодина Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании материальный истец Кузнецова Н.Ю. участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Из телефонограммы, составленной сотрудником суда, следует, что материальный истец согласилась на рассмотрение дела в её отсутствие, заявленые прокурором требования поддерживает, до настоящего времени ответчиком не исполнены заявленные требования, лекарственным препапратом она не обеспечена.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, от представителя департамента ФИО5 в суд поступили документы, из которых следует, что /________/ заключен государственный контракт на поставку необходимого истцу лекарственного препарата с поставщиком ООО «ЭН-ФАРМ» со сроком поставки 50 % общего количества препарата - 5 рабочих дней, поставка на дату /________/ не осуществлена.
Определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя ответчика, заслушав пояснения процессуального истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, следует из представленных прокурором документов, что 25.02.2020 и 27.02.2020 от Кузнецовой Н.Ю. в прокуратуру Октябрьского района г. Томска поступили заявления о том, что в момент её обращения 10.02.2020 в аптеку с рецептом врача отсутствовал назначенный ей лекарственный препарат «Paricalcitol». Рецепт от 10.02.2020 серия 69385 № 0002353 зарегистрирован в специальном журнале, однако на 27.02.2020 она данным препаратом не обеспечена.
В ответ на требование прокурора директор областного аптечного склада сообщил в письмах от 03.03.2020 № 501, 13.03.2020 № 601 о том, что на отсроченном обслуживании находится рецепт от 10.02.2020 серия 69385 № 0002353, препарат «Paricalcitol» на складе отсутствует, проводится электронный аукцион на поставку данного препарата.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р препарат «Paricalcitol» включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебной комиссии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и пр.
Согласно ст. 10 данного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Из ст. 19 указанного закона следует, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Орган), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п. 2 данного Положения целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.
В силу п. 3 Положения задачами деятельности Органа являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.
На основании подп. 25 п. 10 Положения для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения цели и задач Орган исполняет функции организатора в обеспечении лекарственными препаратами граждан - жителей Томской области, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно пп. 1, 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в частности, перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пп. 1-3 ч. 5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Согласно федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В указанный набор социальных услуг включены обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Материальному истцу Кузнецовой Н.Ю. инвалиду 1 группы по рецепту врача ООО «Нефролайн-Томск» от 10.02.2020 серия 69385 № 0002353 назначено лечение лекарственным препаратом «Paricalcitol».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязательство по обеспечению инвалидов необходимыми лекарственными препаратами возложено на органы исполнительной власти субъектов, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд не усматривает оснований, препятствующих Департаменту здравоохранения Томской области обеспечить Кузнецову Н.Ю. лекарственным препаратом «Paricalcitol» 4 упаковки в соответствии с рецептом врача ООО «Нефролайн-Томск» от 10.02.2020 серия 69385 № 0002353.
Согласно ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Необеспечение истца лекарственным препаратом, необходимым истцу для лечения, ведет к нарушению её конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья. Замедление исполнения решения суда может привести к риску развития осложнений здоровья истца из-за отсутствия лечения препаратом «Paricalcitol», принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
Доводы ответчика о том, что государственный контракт от 20.04.2020 нарушен из-за пандемии коронавирусной инфекции, основанием для отказа в удовлетворении иска в части его обращения к немедленному исполнению не является, поскольку рецепт на получение лекарственных препаратов был выписан Кузнецовой Н.Ю. еще в феврале 2020 года, то есть более 3 месяцев назад.
Руководствуясь ч. 3 ст. 173, абз. 4 ст. 220, ст. 221, ч. 1 ст. 224, ч. 1 ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «Paricalcitol», ░░░░. 1 ░░░, № 28 (4 ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 10.02.2020 ░░░░░ /________/
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 29.05.2020.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░