Решение по делу № 2-4/2022 (2-223/2021;) от 08.09.2021

Дело №2-4/2022

Категория 2.209

УИД 39RS0013-01-2021-000562-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года                                  г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретаре Кореневской В.А., с участием представителя истца прокуратуры Озерского района Калининградской области - помощника прокурора Озерского района Калининградской области Крижановского А.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» Азарян А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» об обязании устранить нарушения федерального законодательства в области дорожного движения,

установил:

Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с названным выше иском, указав в обоснование своих требований, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог установлены нарушения в указанной сфере со стороны администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области (с 01 января 2022 года - администрация муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области»), а именно в нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обустроен тротуар вдоль автомобильной дороги, расположенной по улице Центральной п. Красноярское Озерского района, а также в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 – на указанном участке дороги отсутствует стационарное электрическое освещение. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В этой связи, с целью предупреждения причинения вреда, прокурор в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» (далее администрация МО «Озерский муниципальный округ») в срок до 31 декабря 2022 года произвести работы по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги «Черняховск-Озерск» по улице Центральной п. Красноярское Озерского района Калининградской области с 11 км + 344 м по 11 км + 930 м и по оборудованию стационарного электрического освещения на указанной улице с 11 км + 535 м по 11 км + 930 м.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Озерского района Калининградской области Крижановский А.С. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал по доводам искового заявления.

Ответчиком администрацией МО «Озерский муниципальный округ» представлены возражения, из которых следует, что администрация МО «Озерский муниципальный округ» полагает, что иск по настоящему делу заявлен к ненадлежащему ответчику.

Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» Азарян А.Т. исковые требования не признала, при этом поддержала ранее представленные возражения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Черняховский» (далее МО МВД России «Черняховский») – государственный инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Черняховский», врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» Кугаев А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании 03 декабря 2021 года представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Черняховский» Кугаев А.А. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, указав, что на участке автомобильной дороги «Черняховск-Озерск» с 11 км + 344 м по 11 км + 930 м, проходящем транзитом через п. Красноярское Озерского района, который является частью улично-дорожной сети указанного населенного пункта (ул. Центральная), не обустроен тротуар. Кроме того, названный участок дороги с 11 км + 535 м по 11 км + 930 м не оборудован стационарным электрическим освещением. Жители, проживающие в домах, расположенных вдоль указанного участка дороги с интенсивным движением, используют для передвижения обочину.

В ходе рассмотрении дела судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены к участию в деле Управление дорожного хозяйства Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области и Правительство Калининградской области.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области, Правительства Калининградской области, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

До судебного заседания представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства Калининградской области Линская С.С., действующая на основании доверенности, представила отзыв на иск, в котором исковые требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства по имуществу Калининградской области Сахарова О.С., действующая на основании доверенности, изложила в письменном виде позицию в отношении исковых требований, указав, что автомобильная дорога «Черняховск-Озерск» с идентификационным номером 27 ОП РЗ 27К-043 в реестре государственного имущества Калининградской области не значится и располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, следовательно, полномочиями по распоряжению указанным земельным участком, включая устройство на нем соответствующих сооружений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, обращает внимание на то, что автомобильная дорога «Озерск-Черняховск», транзитом проходящая через населенный пункт п.Красноярское Озерского района в пределах указанного населенного пункта, является, в том числе, и улично-дорожной сетью (улица Центральная) указанного населенного пункта.

Проверив материалы дела, заслушав мнение участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Законом об автомобильных дорогах определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании абзаца 3 подпункта 4 пункта 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство недостающего электроосвещения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах. Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б. 8 приложения, согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

Согласно Приложению к Постановлению Правительства Калининградской области от 10 мая 2011 года № 328 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области» автомобильная дорога «Черняховск- Озерск» с идентификационным номером 27 ОП РЗ 27А-043, является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, III категории, относящейся к собственности Калининградской области.

Указанная региональная автомобильная дорога транзитом проходит через населенный пункт п. Красноярское Озерского района (муниципальное образование «Озерский муниципальный округ Калининградской области») и в пределах данного населенного пункта является, в том числе, улично-дорожной сетью (ул. Центральная) п.Красноярское.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 13 июля 2007 года № 422 «Об отдельных вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Калининградской области» и пункта 3 Приложения №1 «Показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области» к Постановлению №422 к собственности Калининградской области относятся соединение дорогой, расположенной в границе поселения (в пределах проезжей части), дорог регионального или межмуниципального значения, обеспечивающих проезд транзитного транспорта, при отсутствии автодорожных обходов этих поселений.

Таким образом, в пределах п. Красноярское к собственности Калининградской области относится только проезжая часть указанной автомобильной дороги (без обочины). Полномочия по содержанию надлежащего состояния автомобильной дороги за пределами проезжей части находятся в ведении администрации МО «Озерский муниципальный округ».

В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог установлены нарушения в указанной сфере со стороны администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области, а именно в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения, СП 42.1330.2016 «Свод правил градостроительства. Планировка и застройка городских поселений», п.п. 4.5.1.1, 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обустроен тротуар вдоль автомобильной дороги, расположенной по улице Центральной п. Красноярское Озерского района. Кроме того, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на указанной автомобильной дороге отсутствует стационарное электрическое освещение.

Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений не обеспечивает безопасность участников дорожного движения, в том числе пешеходов.

В связи с чем, по результатам проверки 18 мая 2021 года и.о. прокурора Озерского района в адрес главы администрации МО «Озерский городской округ» внесено представление. В представлении и.о. прокурора потребовал, в том числе, незамедлительно принять меры по устранению нарушений, указанных в представлении, их причин и условий, им способствующих

22 июня 2021 года в прокуратуру Озерского района главой администрации МО «Озерский городской округ» представлены письменные сведения о результатах рассмотрения представления и.о. прокурора, из которых следует, что в целях организации проведения конкурсных процедур на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству тротуара по ул. Центральной в п. Красноярское в 2021 году администрацией будет подготовлено техническое задание на выполнение работ по устройству тротуаров по вышеуказанному адресу, с целью составления сметной документации, а также получения положительного заключения экспертизы в ГАУ КО «ЦПЭиЦС» и определения начальной (максимальной) цены выполнения вышеуказанных видов работ. После выполнения вышеперечисленных действий, основываясь на сметной стоимости работ, будет принято решение о включении мероприятий по устройству тротуаров по ул. Центральной в п.Красноярское в программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Озерский городской округ» на период с 2019 по 2024 гг.» подпрограммы «Капитальный ремонт и текущее содержание дорог общего пользования и тротуаров, выполняемых за счет средств муниципального бюджета «Дорожный фонд» на территории МО «Озерский городской округ» на 2022-2023 гг. По вопросу отсутствия стационарного уличного освещения по ул. Центральной в п.Красноярское указано, что участок ул. Центральной от дома №2 до перекрестка с ул. Почтовой в п. Красноярское освещен стационарным уличным освещением. В связи с тем, что перечень мероприятий по установке и ремонту уличного освещения на 2020-2022 гг. утвержден Постановлением №1193 от 13.12.2019 г., вопрос об устройстве уличного освещения по ул. Центральной от перекрестка с ул. Почтовой до дома №25 будет рассмотрен в случае образования экономии от торговых процедур в 2021-2022 гг. либо при формировании муниципальных программ, в рамках которых обустраивается уличное освещение на территории МО «Озерский городской округ», на 2021-2022 гг.

Вместе с тем, меры по устранению указанных нарушений ответчиком до настоящего времени не приняты. Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в области безопасности движения на момент рассмотрения дела не устранены.

Так, судом установлено, что на участке автомобильной дороги «Черняховск-Озерск» с 11 км + 344 м по 11 км + 930 м, проходящем через п. Красноярское Озерского района, который, как указано выше, является частью улично-дорожной сети указанного населенного пункта (ул. Центральная), не обустроен тротуар. Кроме того, указанный участок дороги с 11 км + 535 м по 11 км + 930 м не оборудован стационарным электрическим освещением.

Из показаний свидетеля Бобрик Т.В. следует, что до сих пор жители, проживающие по ул. Центральной п. Красноярское в домах, расположенных вдоль указанного участка дороги, а также часть жителей ул. Спортивной п. Красноярское используют для передвижения обочины автомобильной дороги на спорном участке. Единственная автобусная остановка расположена в центре п. Красноярское. Школьный автобус, осуществляющий подвоз детей в школу п. Ново-Гурьевское, также забирает учащихся с автобусной остановки, в связи, с чем, на спорном неосвещенном участке региональной дороги жители поселка, в том числе несовершеннолетние дети, в темное время суток следуют в центр поселка на автобусную остановку или с остановки домой по обочине.

Таким образом, из исследованных доказательств следует, что отсутствие уличного освещения в темное время суток, затрудняет видимость на дороге, что, с учетом передвижения пешеходов по обочинам дороги, может привести к неблагоприятным последствиям в отношении неопределенного круга лиц, влияет на безопасность жизни и здоровья, а также на безопасность дорожного движения.

Принимая во внимание, что указанный истцом участок автодороги не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, в связи с чем на нем не обеспечиваются в должной мере обязательные требования по охране жизни, здоровья и имущества граждан, из-за отсутствия на нем наружного освещения и тротуара, суд приходит к выводу, что непринятие мер по обустройству тротуара и организации уличного освещения на вышеуказанном участке дороги создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий и совершения преступлений, тем самым нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о возложении на администрацию МО «Озерский муниципальный округ» обязанности по устранению выявленных нарушений.

Доводы администрации МО «Озерский муниципальный округ», изложенные в возражениях и поддержанные представителем ответчика в судебном заседании, о том, что администрация МО «Озерский муниципальный округ» не является надлежащим ответчиком по делу, суд полагает несостоятельными.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ.

В силу пункта 5 ст. 6 Устава муниципального образования «Озерский городской округ» к вопросу местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Поскольку автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения «Черняховск-Озерск», проходящая транзитом через населенный пункт п. Красноярское МО «Озерский муниципальный округ» является, в том числе, и улично-дорожной сетью указанного населенного пункта, то в соответствии с Постановлением №422, полномочия по надлежащему содержанию автомобильной дороги за пределами проезжей части находятся в ведении соответствующего органа местного самоуправления.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на администрацию МО «Озерский муниципальный округ» в данном случае возложена обязанность по обустройству тротуара и организации уличного освещения на вышеуказанном участке дороги.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Исходя из характера заявленных требований, с учетом необходимости обеспечения соблюдения баланса интересов, сторон, суд полагает, что надлежит установить срок исполнения решения до 31 декабря 2022 года. Данный срок будет достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2022 года произвести работы по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги «Черняховск-Озерск» по улице Центральной п. Красноярское Озерского района Калининградской области с 11 км + 344 м по 11 км + 930 м и по оборудованию стационарного электрического освещения на указанной улице с 11 км + 535 м по 11 км + 930 м.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года.

Судья

2-4/2022 (2-223/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Озерского района
Ответчики
Администрация МО "Озерский городской округ"
Суд
Озерский районный суд Калининградской области
Судья
Мурашко Н.А.
Дело на сайте суда
ozersky.kln.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Дело оформлено
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее