УИД: 11RS0001-01-2024-012532-36
Дело № 2-8276/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием представителя ответчика ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара» Игнатовой А.С.,
представителя ответчика Минтруда Республики Коми Нестеровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 21 октября 2024 года гражданское дело по иску Стеклова Вадима Сергеевича к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании малоимущим одиноко проживающим гражданином,
установил:
Стеклов В.С. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим, указав в обоснование заявленных требований, что ему было отказано в оказании государственной социальной помощи, в связи с тем, что им представлен недостоверный состав семьи, что не соответствует действительности, поскольку <данные изъяты>.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представители ответчиков в судебном заседании с иском не согласились по доводам, изложенным в письменных отзывах.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Ф5едерации дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** Стеклов В.С. обратился в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим.
** ** ** Стеклову В.С. отказано в признании малоимущим по причине предоставления недостоверных сведений о составе семьи.
Правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также разрабатывает и реализует государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предоставляется государственная социальная помощь.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Пунктом 2 Порядка установлено, что для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - заявители), представляет в государственное бюджетное учреждение Республики Коми - комплексный центр социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми (далее - МФЦ), заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, в котором в том числе указываются сведения о доходах гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (заявление представляется по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и размещенной на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения) (далее - заявление), и следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет выданные компетентным органом иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (в случае рождения ребенка (детей) на территории иностранного государства); документы (сведения), подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними) (в случае их отсутствия в распоряжении государственных органов).
Статьей 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления об оказании государственной социальной помощи и учитываемый при назначении государственной социальной помощи, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, подавший заявление об оказании государственной социальной помощи, супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).
Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными).
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу положений статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Таким образом, правовой анализ приведенных нормативных положений указывает на то, что при отнесении заявителя к «членам малоимущей семьи» или к «малоимущему одиноко проживающему гражданину» в целях предоставления ему государственной социальной помощи необходимо, в частности, исходить из сведений об иных лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по постоянному месту его жительства, в связи с чем малоимущим одиноко проживающим гражданином будет считаться гражданин, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство, не имеющий других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, и имеющий по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины соответствующего прожиточного минимума.
Из материалов дела усматривается, что Стеклов В.С. постоянно зарегистрирован по адресу: ..., где также зарегистрирован <данные изъяты>, а проживание в <данные изъяты> носит временный характер и связан с периодом прохождения обучения, в связи с чем он не может быть отнесен к категории одиноко проживающих граждан.
То обстоятельство, что в настоящее время истец проживает отдельно от своей семьи, не свидетельствует о том, что он перестал быть членом семьи своего <данные изъяты> и не ведет с ним общего хозяйства, поскольку его отсутствие по постоянному месту жительства на момент подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи носит временный характер.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Стеклова В.С. к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Стеклова Вадима Сергеевича к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании малоимущим одиноко проживающим гражданином отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 5 ноября 2024 года.
Председательствующий Т.С. Баженова