Судья: Ксенофонтов И.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
5 мая 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Димитрашвили Кобы Шалвовича, на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Димитрашвили Кобы Шалвовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года гражданин Республики <данные изъяты> Димитрашвили К.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Димитрашвили К.Ш. просит изменить постановление судьи городского суда в части выдворения за пределы территории Российской Федерации.
В обоснование жалобы указывает, что при принятии решения о выдворении заявителя из Российской Федерации судья не принял во внимание, что заявитель долгое время проживает на территории Российской Федерации, из Российской Федерации не выезжал, связи с <данные изъяты> утеряны, состоит в фактических брачных отношениях с ФИО1, что подтверждается решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2021 года.
В судебное заседание Димитрашвили К.Ш., защитник Югов П.В., доводы жалобы поддержали, пояснили, что Димитрашвили К.Ш. гражданином <данные изъяты> не является, исполнение постановления в части административного выдворения за пределы Российской Федерации невозможно ввиду отсутствия документов, удостоверяющих личность.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, допросив свидетеля ФИО1 подтвердившую факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства с Димитрашвили К.Ш., прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 указанной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 20 апреля 2023 года в 17 час. 25 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства РФ по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Республики <данные изъяты> Димитрашвили К.Ш., незаконно находящийся на территории Российской Федерации. Установлено, что Димитрашвили К.Ш. после освобождения 29 марта 2021 года из Центра временного содержания иностранных граждан, уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации. По вопросу оформления документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации, не обращался. 30 марта 2021 года Димитрашвили К.Ш. находится на территории РФ незаконно, от выезда из Российской Федерации уклоняется, чем нарушил требование ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Димитрашвили К.Ш. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу, что Димитрашвили К.Ш. въехал в Российскую Федерацию 10 июля 2013 года в порядке, не требующим получения визы. Состоял на миграционном учете до 29 марта 2021 года по адресу: Чувашская <адрес>. по истечении возможного срока пребывания 29 марта 2021 года из Российской Федерации не выехал. С 30 марта 2021 года на территории Российской Федерации находится незаконно.
Постановлением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 августа 2020 года Димитрашвили К.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с выдворением за пределы РФ в форме самостоятельного контролируемого выезда. Однако Димитрашвили К.Ш. не покинул территорию Российской Федерации, от выезда уклоняется, документов, подтверждающих право на пребывание и проживание в Российской Федерации, не имеет.
Вместе с тем вынесенное по делу постановление не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодекса РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В случае, когда достоверность персональных данных, указанных иностранным гражданином о себе, подтвердить не представляется возможным, законодателем предусмотрена специальная процедура установления личности иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной Приказом от 28 марта 2017 года № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства».
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
В нарушение приведенных требований закона судьей городского суда было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, личность которого в установленном законом порядке не установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований действующего законодательства.
Как следует из материалов дела на стадии возбуждения дела об административном правонарушении личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Димитрашвили К.Ш. устанавливалась на основании справки об освобождении № от 10 июля 2013 года <данные изъяты>.
Из рапорта инспектора ДПС (л.д. 9) следует, что во время несения службы был остановлен гражданин Димитрашвили К.Ш., управлявший транспортным средством, у которого не было никаких документов. Из письменных объяснений Димитрашвили К.Ш. следует, что на территорию Российской Федерации он въехал в 1992 году по паспорту СССР, в 1995 году выезжал в <данные изъяты> и в том же году въехал на территорию Российской Федерации по тому же паспорту СССР (л.д. 8). В материалах дела имеется копия свидетельства о рождении (л.д. 22) на иностранном языке, которое не может подтвердить личность гражданина Димитрашвили К.Ш.
Распоряжением Министерства юстиции РФ № от 8 декабря 2020 года пребывание в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Димитрашвили К.Ш. признано нежелательным сроком на 3 года после отбывания наказания до момента погашения судимости (л.д. 26).
Из решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2021 года по делу № следует, что с целью оформления удостоверяющих личность документов, необходимых Димитрашвили К.Ш. для пересечения Государственной границы Российской Федерации 18 января 2021 года в адрес консула Секции интересов <данные изъяты> при посольстве <данные изъяты> в Российской Федерации был направлен запрос, на который получен ответ, согласно которому свидетельство на возвращение в <данные изъяты> на имя Димитрашвили Коба оформлено не будет в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законодательством <данные изъяты>. По данным агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции <данные изъяты> Димитрашвили Коба гражданином <данные изъяты> не является.
В адрес Посольства Республики <данные изъяты> в Российской Федерации 24 февраля 2021 года также был направлен запрос об оформлении удостоверяющих личность документов, необходимых для пересечения Димитрашвили К.Ш. Государственной границы Российской Федерации, между тем, по состоянию на день вынесения данного судебного акта свидетельство о возвращении на родину на имя Димитрашвили К.Ш. в УВМ МВД по Чувашской Республике не поступило.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что личность иностранного гражданина, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом не установлена, представленные сведения не проверены. Также не установлено гражданство Димитрашвили К.Ш., в материалах дела отсутствуют документы, которые могли бы подтвердить наличие у него гражданства какого-либо государства, в том числе Республики <данные изъяты>, или сведения о том, что он является лицом без гражданства.
Данные о документе, удостоверяющем личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствуют в протоколе об административном правонарушении. Заключение об установлении личности иностранного гражданина в материалах дела также не имеется.
Ссылка в письменных объяснениях Димитрашвили К.Ш. на то, что он въехал на территорию Российской Федерации по паспорту СССР ничем объективно не подтверждается. Копии указанного паспорта в материалах дела не имеется. Кроме того, согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации № 232 от 13 марта 1997 года паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается действительным до его замены в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 828 от 08 июля 1997 года, предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. При этом в Положении указано на то, что по достижении 20-летнего возраста и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Следовательно, паспорт гражданина Союза ССР, выданный гражданину, которому исполнилось 45 лет, подлежал замене и является недействительным на территории Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 31-В08-10.
Таким образом, судья городского суда при отсутствии документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности и наличие у него гражданства, рассмотрел дело по существу с вынесением постановления о назначении данному лицу административного наказания по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были.
Поскольку при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Димитрашвили Кобы Шалвовича отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова