Решение по делу № 33-4597/2020 от 20.05.2020

судья ФИО2 дело

25RS0-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе председательствующего судьи Кадкина А.А.,

судей: Гареевой А.В., Корчагиной П.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах Уссурийского городского округа к администрации Уссурийского городского округа, ФИО1 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Управления Росреестра по <адрес>, Инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, по апелляционным жалобам администрации Уссурийского городского округа, представителя Бурова Д.Н. – Григорьевой О.Н. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 января 2020 года, которым иск был удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., объяснения прокурора Румянцева И.И., судебная коллегия

установила:

Уссурийский городской прокурор в интересах Уссурийского городского округа обратился с иском к администрации Уссурийского городского округа (УГО), указав, что администрацией УГО ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи К с ФИО1, по которому в собственность ФИО1 был передан земельный участок с кадастровым номером в границах объекта культурного наследия «Уссурийск-3. Городище. (Краснояровское городище)». Передачей земельного участка в собственность были нарушены права Уссурийского городского округа и неопределенного лиц и в силу статьи 168 ГК РФ сделка является ничтожной.

Прокурор просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка К от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Уссурийского городского округа и ФИО1 и применить последствия недействительности сделки путем аннулирования записи о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым , категория земель – земли населенного пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использование: одноквартирные жилые дома, части жилых домов.

Ответчики иск полностью не признали.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования, Управление Росреестра по <адрес> в суд не явились.

Суд постановил решение, которым признал недействительным договор купли-продажи земельного участка К от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Уссурийского городского округа и ФИО1 и применил последствия недействительности сделки путем аннулирования записи о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 25:18:390101:67, категория земель – земли населенного пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использование: одноквартирные жилые дома, части жилых домов.

В апелляционных жалобах администрация УГО и представитель ФИО1ФИО7 просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

В апелляции прокурор поддержал принятое судом решение.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционные жалобы, представленные возражения, оценив доказательства, представленные сторонами, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения. В этом списке значится «Уссурийск-3 (Краснояровское городище). Средневековье», расположенное в <адрес>, на северо-восточных отрогах Краснояровской сопки, по правому берегу протоки <адрес> (далее памятник археологии).

На территории городища находится современное <адрес>.

Приказом Департамента культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены границы территории памятника археологии и режим использования земель в границах памятника.

Приказом Департамента культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство на памятник археологии ф-16. Имеется паспорт объекта культурного наследия.

Договором купли-продажи К от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт продажи администрацией УГО в собственность ФИО1 земельного участка площадью 4477 кв.м., кадастровый (далее категория земель – земли населенных пунктов, расположенный в границах участка ориентира - жилой дом. Адрес ориентира: <адрес>, разрешенное использование: одноквартирные жилые дома, части жилых домов.

В особых отметках договора указано об использовании земельного участка в соответствии с охранным свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ ф-16.

По выписке из ЕГРН по адресу: <адрес> расположен жилой дом, площадью 223, 3 кв.м., кадастровый , собственником которого является ФИО1

При вынесении решения об удовлетворении иска, суд исходил из того, что земельным законодательством, Федеральными закона «Об охране окружающей среды», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены ограничения в обороте земель занятых объектами археологического наследия и передача таких земель в собственность не допускается, несмотря на наличие охранного обязательства. На основании статьи 168 ГК РФ сделка была признана ничтожной.

С решением суда следует согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 5 Федерального закона установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 Федерального закона установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.1).

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона (ч.2).

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч.3).

Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (ч.1).

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (п.4, ч.5).

На основе указанных норм права вывод суда о том, что не допускается передача в собственность граждан земельных участков, занятых объектами археологического наследия, признается правильным.

Доводы жалобы администрации УГО о неправильном применении судом норм материального права отклоняются.

С утверждением в жалобе ФИО1 об отсутствии нарушения публичных интересов, нельзя согласиться.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Как было указано выше, установленные в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантии прав граждан на сохранность объектов культурного наследия, обеспечение к ним доступа, получение информации об объекте культурного наследия, указывают на недопустимость нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе и проживающих в Уссурийском городском округе в доступе к объекту культурного наследия.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции указаны в статье 330 ГПК РФ. По данному делу такие основания не установлены, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации Уссурийского городского округа и представителя Бурова Д.Н. – Григорьевой О.Н. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4597/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Уссур.гор. прок.
Ответчики
Адм.УГО, Буров Д.Н.
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Кадкин Андрей Александрович
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
20.05.2020Передача дела судье
17.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее