Решение по делу № 33а-5231/2017 от 04.05.2017

Судья Овсянникова М.Ю. Дело №33а-5231/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Копцевой Г.В., Бакланова Е.А.,

при секретаре Ждановой М.С.

с участием прокурора Беспаловой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 02 февраля 2017 года

по делу по административному исковому заявлению Шабалина Павла Васильевича к администрации города Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об оспаривании постановления об утверждении проекта планировки земельных участков.

Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шабалин П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, требуя признать незаконным постановление администрации города Барнаула от 25 января 2013 года №120 «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле».

В обоснование требований ссылается на то, что проект планировки разрабатывался в период с 17 августа 2012 года по ноябрь 2012 года, и сведения, отраженные в нем о местоположении, площадях земельных участков, в отношении которых он разрабатывался, должны были быть актуальными, соответствовать сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости. Однако план существующего использования территорий ни на момент разработки проекта планировки, ни на момент его утверждения не соответствовал действительности, поскольку на месте земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:584 существовали земельные участки с кадастровыми номерами 22:63:030219:821 и 22:63:030219:822. Земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:584 снят с кадастрового учета 02 августа 2012 года. Кроме того, утвержденный оспариваемым постановлением проект планировки предусматривает прохождение красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:822, площадью 100000 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Декоративная, 59б, принадлежавшего административному истцу. Право собственности зарегистрировано 09 августа 2012 года. Таким образом, органы публичной власти в нарушение действующего законодательства (ст.ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) приняли решение об отделении мест общего пользования посредством нанесения красных линий по территории участка, находящегося в частной собственности. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:822 разделен на иные самостоятельные участки, однако в связи с прохождением по ним красных линий права административного истца продолжают нарушаться.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10августа2016года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Барнаула от 25января2013 года №120 «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле» в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:822, площадью 100000 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Декоративная, 59б, принадлежавшего Шабалину П.В. на основании договора купли-продажи от 02августа2012года. В остальной части административного искового заявления отказано.

Определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 ноября 2016 года решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судом в качестве заинтересованных лиц привлечены Григорьев А.Л., Хорошилов К.В., Ядыкина Г.А., Рыкшин А.Ю., Черемисин В.А., Карьков А.О., Лопатина И.С.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 02февраля2017 года административное исковое заявление Шабалина П.В. удовлетворено в части. Признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Барнаула от 25 января 2013 года №120 «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г.Барнауле» в части утверждения проекта планировки в отношении участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:1113, 22:63:030219:1114, 22:63:030219:1064, 22:63:030219:1065, 22:63:030219:1080, 22:63:030219:1110, 22:63:030219:1126, 22:63:030219:1079, 22:63:030219:1134, 22:63:030219:1094, 22:63:030219:1101, 22:63:030219:1066, 22:63:030219:1067, 22:63:030219:1057, 22:63:030219:1102, 22:63:030219:1084, 22:63:030219:1068, 22:63:030219:1116, 22:63:030219:1117, 22:63:030219:1069, 22:63:030219:1103, 22:63:030219:1104, 22:63:030219:1070, 22:63:030219:1071, 22:63:030219:1105, 22:63:030219:1132, 22:63:030219:1097, 22:63:030219:1119, 22:63:030219:1087, 22:63:030219:1058, 22:63:030219:1138, 22:63:030219:1085, 22:63:030219:1135, 22:63:030219:1086, 22:63:030219:1072, 22:63:030219:1073, 22:63:030219:1118, 22:63:030219:1074, 22:63:030219:1136, 22:63:030219:1120, 22:63:030219:1137, 22:63:030219:1059, 22:63:030219:1088, 22:63:030219:1089, 22:63:030219:1121, 22:63:030219:1075, 22:63:030219:1122, 22:63:030219:1133, 22:63:030219:1106, 22:63:030219:1076, 22:63:030219:1063, 22:63:030219:1099, 22:63:030219:1108, 22:63:030219:1109, 22:63:030219:1077, 22:63:030219:1060, 22:63:030219:1061, 22:63:030219:1062, 22:63:030219:1140, 22:63:030219:1107, 22:63:030219:1090, 22:63:030219:1123, 22:63:030219:1141, 22:63:030219:1091, 22:63:030219:1092, 22:63:030219:1124, 22:63:030219:1110, 22:63:030219:1093, 22:63:030219:1111, 22:63:030219:1078, 22:63:030219:1125, 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. Указано на опубликование сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Вечерний Барнаул».

В апелляционной жалобе комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление не нарушает прав и охраняемых законов интересов административного истца, так как проект планировки не является разрешением на строительство, а разрабатывается в целях установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Фактически земельные участки, ограниченные красными линиями, являются согласно утвержденному проекту планировки дорогой, проездами к образованным земельным участкам. Отмена проекта планировки в части установления красных линий противоречит положению п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Из анализа ч.1 ст. 451, ч.ч. 2-6 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подп. 6, 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года №150, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В соответствии с пояснительной запиской к проекту планировки улично-дорожная сеть поселка «Новый спутник» в г. Барнауле запроектирована в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. Для улицы Смородиновая в пределах территории поселка принято 3 полосы движения с учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей, ширина полос – 3 м. Линия застройки зданий культурно-бытового обслуживания, общественных зданий и усадебных, одно-двухквартирных домов должна отстоять от красной линии улицы не менее чем на 5 м, расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно составлять не менее 5 м. Категории улиц назначены в соответствии со СП 42.13330.2011 (СНиП 2.07.01-89). По смыслу п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. С момента формирования спорного земельного участка он используется под объекты улично-дорожной сети, что не противоречит утвержденному проекту планировки. Кроме того, Шабалин П.В. приобретал участок с целью последующего его размежевания и продажи под жилую застройку, то есть с целью коммерческой выгоды. Приобретая участок, Шабалин П.В. не мог не осознавать, что в поселке должны быть предусмотрены проезды и улицы, которые будут территорией общего пользования. Таким образом, не смотря на то, что часть участка, оставленная под проезды и улицы, хоть и находится в частной собственности, однако фактически отдана Шабалиным П.В. в пользование неограниченному кругу лиц для проезда к своим участкам. Проезд к спорному земельному участку не закрыт, в настоящее время дорогой может пользоваться неограниченное число лиц.

В письменных возражениях прокурор Центрального района г.Барнаула, Шабалин П.В. просят об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула Казанцева Е.Н., представитель административного ответчика администрации города Барнаула Насыров О.И. поддержали апелляционную жалобу, административный истец Шабалин П.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурор Беспалова М.И. полагала, что решение подлежит отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителей административных ответчиков Казанцеву Е.Н., Насырова О.И., административного истца Шабалина П.В., заключение прокурора Беспаловой М.И., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч.1ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление администрации города Барнаула от 25 января 2013 года №120 «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле» противоречит действующему градостроительному и гражданскому законодательству в части утверждения проекта планировки в отношении земельных участков, принадлежащих на момент рассмотрения дела административному истцу Шабалину П.В.

С таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частями 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.ч. 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 названного кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (часть 3).

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (часть 4). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5).

Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории города, частью которого являются красные линии, разрабатывается на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06апреля 1998 года №18-30 (далее - Инструкция №18-30), применяемой в настоящий момент в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 Инструкции №18-30 установлена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции №18-30).

В силу пункта 5.2 Инструкции №18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, ч.ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.

Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года №150 (далее - Инструкция №150).

В силу п. 7 ст. 3.2.1 Инструкции №150 на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.

Согласно п. 4 ст. 3.2.1 Инструкции №150 план красных линий (основной чертеж) является самостоятельным графическим материалом проекта планировки.

По правилам п. 2 ст. 3.2.1 Инструкции №150 на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.

Следовательно, нанесение красных линий должно быть основано на генеральном плане поселения, правилах землепользования и застройки и соответствовать требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.

По делу установлено, что с 09 августа 2012 года административному истцу Шабалину П.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:822, площадью 100000 кв.м, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Декоративная, 59б (л.д.22 том 1), который был образован 07 июля 2012 года из земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:584 (л.д.184 том 1).

Впоследствии произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:822, в том числе 28 ноября 2012 года образован земельный участок 22:63:030219:1142, который в свою очередь 07сентября2015 года был разделен на земельные участки 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056 (л.д.105,117,120 том 1).

В настоящее время Шабалину П.В. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 22:63:030219:1113, 22:63:030219:1114, 22:63:030219:1064, 22:63:030219:1065, 22:63:030219:1080, 22:63:030219:1110, 22:63:030219:1126, 22:63:030219:1079, 22:63:030219:1134, 22:63:030219:1094, 22:63:030219:1101, 22:63:030219:1066, 22:63:030219:1067, 22:63:030219:1057, 22:63:030219:1102, 22:63:030219:1084, 22:63:030219:1068, 22:63:030219:1116, 22:63:030219:1117, 22:63:030219:1069, 22:63:030219:1103, 22:63:030219:1104, 22:63:030219:1070, 22:63:030219:1071, 22:63:030219:1105, 22:63:030219:1132, 22:63:030219:1097, 22:63:030219:1119, 22:63:030219:1087, 22:63:030219:1058, 22:63:030219:1138, 22:63:030219:1085, 22:63:030219:1135, 22:63:030219:1086, 22:63:030219:1072, 22:63:030219:1073, 22:63:030219:1118, 22:63:030219:1074, 22:63:030219:1136, 22:63:030219:1120, 22:63:030219:1137, 22:63:030219:1059, 22:63:030219:1088, 22:63:030219:1089, 22:63:030219:1121, 22:63:030219:1075, 22:63:030219:1122, 22:63:030219:1133, 22:63:030219:1106, 22:63:030219:1076, 22:63:030219:1063, 22:63:030219:1099, 22:63:030219:1108, 22:63:030219:1109, 22:63:030219:1077, 22:63:030219:1060, 22:63:030219:1061, 22:63:030219:1062, 22:63:030219:1140, 22:63:030219:1107, 22:63:030219:1090, 22:63:030219:1123, 22:63:030219:1141, 22:63:030219:1091, 22:63:030219:1092, 22:63:030219:1124, 22:63:030219:1110, 22:63:030219:1093, 22:63:030219:1111, 22:63:030219:1078, 22:63:030219:1125, 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056, образованные из земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822.

Как следует из материалов дела, 25 июля 2012 года ИПНестеренкоЕ.Н. обратился в администрацию города Барнаула с заявлением о рассмотрении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле, представив проект, подготовленный ООО «БАркиГруп» (л.д.128 том 1).

17 августа 2012 года администрацией города Барнаула принято постановление №2341 о подготовке проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле (далее – проект планировки), которым постановлено: подготовить проект планировки, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в течение 14 дней со дня опубликования постановления принимать от заинтересованных физических и юридических лиц предложения о порядке, сроках подготовки и содержания проекта планировки, в течение 30 дней со дня поступления в комитет осуществить проверку разработанного проекта планировки на соответствие требованиям документов территориального планирования, технических регламентов, градостроительных регламентов (опубликовано на сайте, л.д.124 том 1).

23 ноября 2012 года администрацией города Барнаула вынесено постановление №3388 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г.Барнауле» (л.д.98 том 1, опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 08декабря 2012 года (л.д.96 том 1), опубликовано на сайте (л.д.125 том 1)).

Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке по рассмотрению вопроса проведения публичных слушаний по проекту планировки от 23 ноября 2012 года №1 избран председатель комиссии, секретарь комиссии, утверждена повестка дня, порядок ведения и регламент проведения публичных слушаний, утвержден докладчик, определен срок подачи предложений рекомендаций по проекту планировки – по 14 января 2013 года до 13-00 часов, утвержден лист регистрации публичных слушаний, утверждены кандидатуры ведущего и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола, определено место проведения публичных слушаний: г. Барнаул, ул. Энтузиастов 89, 2 этаж, зал заседаний (л.д.81–83 том 1).

В газете «Вечерний Барнаул» опубликовано официальное сообщение о том, что 15 января 2013 года в 15-00 часов по адресу: г. Барнаул, ул.Энтузиастов, 89, 2 этаж, зал заседаний, по заявлению ИП Нестеренко Е.Н. проводятся публичные слушания по проекту планировки, указаны: адрес, по которому можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению публичных слушаний, время и место подачи предложений по обсуждаемым вопросам, место и время регистрации участников публичных слушаний (л.д.97 том 1).

Согласно протоколу заседания комиссии по проекту планировки от 14января 2013 года №2, состоявшегося по вопросу анализа предложений и замечаний граждан по проекту планировки, письменных предложений и рекомендаций по проекту планировки от граждан и юридических лиц по состоянию на 13-00 часов не поступало (л.д.84 том 1).

Согласно протоколу проведения публичных слушаний по проекту планировки от 15 января 2013 года №3 участники публичных слушаний решили подготовить итоговый документ, в котором рекомендовать главе администрации города принять нормативный документ по проекту планировки, направить главе города подготовленную документацию по принятию постановления по проекту планировки. Голосовали за - «37», против - «0», воздержались - «0» (л.д.85-88 том 1).

В материалы дела представлен список участников публичных слушаний по утверждению проекта планировки, всего 37 человек (л.д.89-94 том 1), регламент публичных слушаний от 15 января 2013 года (л.д.79 том 1), повестка дня от 15 января 2013 года (л.д.80 том 1).

Комиссией по проекту планировки составлен итоговый документ публичных слушаний по проекту планировки, согласно которому участники публичных слушаний решили рекомендовать к утверждению проект планировки (л.д.88 том 1, опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 26января2013 года (л.д.97 том 1)).

Постановлением администрации города Барнаула от 25января2013года №120 утвержден проект планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г. Барнауле (л.д.99 том 1, опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 01 февраля 2013 года (л.д.95 том 1), опубликовано на сайте (л.д.126 том 1)).

Нарушений требований ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 29 апреля 2011 года №508, не установлено.

В соответствии с проектом планировки по земельному участку с кадастровым номером 22:63:030219:822, расположенному по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Декоративная, 59б, принадлежащему на момент принятия постановления Шабалину В.П., запроектированы красные линии, отделяющие земельный участок, представляющий собой улицы с дорогами.

Из изложенных обстоятельств следует, что проект планировки территории утвержден после того, как административным истцом было произведено межевание земельных участков и их постановка на кадастровый учет. При этом в качестве территории общего пользования запроектирован земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:1142 (в настоящее время земельные участки 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056). Фактически данный земельный участок служит для обеспечения доступа к иным земельным участкам, образованным из земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 02 19:822.

Таким образом, выделение в проекте планировки земельного участка общего пользования путем нанесения красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:1142 согласуется с приведенными выше положениями градостроительного законодательства.

С учетом документации по планировке территории оспоренные административным истцом красные линии обозначают лишь планируемые к строительству улицы, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования.

Кроме того, генеральным планом городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года №245 (в редакции решения от 28 февраля 2011 года №450), являющимся документом территориального планирования, Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834, на территории поселка «Новый Спутник» предусмотрена улица Смородиновая.

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 07декабря2016 года, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2017 года, принятыми по административному делу по административному иску Шабалина Павла Васильевича об оспаривании постановления администрации города Барнаула от 14декабря 2015 года №2373 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030219 по адресу: улица Декоративная, 59а в городе Барнауле», установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056, принадлежащие Шабалину П.В., и земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:46, принадлежащий АО«Барнаулкапстрой», являются смежными. На земельных участках, принадлежащих Шабалину П.В., выделена улица Смородиновая с дорогой, проходящей вдоль межи земельных участков Шабалина П.В. и АО«Барнаулкапстрой». Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, фрагмента Генерального плана города Барнаула, земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:2055 представляет собой часть дороги по улице Смородиновая. При планировке территории земельного участка по улице Декоративная, 59а красная линия утверждена по меже земельных участков, принадлежащих Шабалину П.В. и АО «Барнаулкапстрой».

Материалами настоящего дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:2055, расположенный вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером 22:63:030219:46, принадлежащим АО «Барнаулкапстрой», и примыкающая к нему часть земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:2056, также расположенная вдоль указанной границы, фактически представляют собой улицу Смородиновую, запланированную Генеральным планом городского округа – города Барнаула Алтайского края, Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края.

Таким образом, нанесение спорных красных линий основано на Генеральном плане городского округа – города Барнаула Алтайского края, Правилах землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края и не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Помимо изложенного, в апелляционной жалобе комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула указывает, что установление транспортных коридоров проводилось с учетом «СП42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Минрегиона России от 28декабря 2010 года №820.

В соответствии с п.п. 11.4, 11.5 «Сеть улиц и дорог» Свода правил СП42.13330.2011 улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8, сельских поселений - по таблице 9.

Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

Как следует из пояснительной записки проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584, планировочные решения малоэтажной жилой застройки определены границами отвода земельных участков, существующей асфальтированной дорогой в створе улица Смородиновой, поселка «Спутник» и направлением уклона местности. Главной композиционной осью поселка «Новый спутник» является улица Смородиновая, на которой размещены объекты социального и культурно-бытового обслуживания. Основной въезд на территорию поселка организован со стороны Павловского тракта по улице Смородиновой. Сетка кварталов прямоугольная, обеспечивающая комфортное размещение малоэтажной застройки и оптимальное функционирование транспортных связей и инженерных сетей (пункт 3. Планировка и застройка территории); улично-дорожная сеть поселка «Новый Спутник» в г. Барнауле запроектирована в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки (СНиП 2.07.01-89* пункт 6.17, 6.18). Для улицы Смородиновая, местного значения, (сечение 1-1) в пределах территории поселка «Новый Спутник», принято три полосы движения с учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей, ширина полос – 3 метра. Линия застройки зданий культурно-бытового обслуживания, общественные здания и усадебных, одно-двухквартирных домов должна отстоять от красной линии улицы не менее чем на 5 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов не менее 5 м. (СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства пункт 5.3.2). Категории улиц назначены в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, СП 42.13330.2011 (СНиП 2.07.01-89*. Расчетные параметры улиц приняты по таблице 8 СП42.13330.2011 (СНиП 2.07.01-89*). Ширина улиц местного значения в красных линиях 15-25 м (табл. 8 примечание 1). Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос приняты не менее 5 м для улиц и дорог местного значения (пункт 11.8 СП42.13330.2011).

Таким образом, вышеназванные нормы и правила позволяют прийти к выводу о том, что администрация города Барнаула, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, имела право установить спорные красные линии в обозначенных пределах.

Обратное толкование приведенных выше норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах. При том, что законодательством (статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусмотрено изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Кроме того, в соответствии с действующим в настоящее время земельным законодательством изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Административный истец при рассмотрении дела не представил доказательств нарушения указанных норм при разработке проекта планировки.

Как указано выше, оспоренный проект планировки прошел процедуру публичных слушаний. Доказательств тому, что в ходе публичных слушаний административный истец выражал свои замечания по проекту планировки, в том числе относительно проектируемых красных линий, в материалы дела не представлено.

Утверждение проекта планировки, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года №931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Статья 1 протокола №1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Положений, ограничивающих право собственности административного истца на принадлежащие ему земельные участки, оспариваемое постановление не содержит.

Таким образом, оспариваемое постановление об утверждении проекта планировки не противоречит нормам градостроительного, земельного и гражданского законодательства, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, Инструкциям №№18-30, 150, Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, а также «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*».

Вывод суда о противоречии оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства основан на неверном толковании примененных им норм (пунктов 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Ссылки суда на невозможность перераспределения земельных участков по усмотрению административного истца не свидетельствуют об обоснованности предъявленных требований, поскольку издание оспоренного акта не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Установление красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером 22:63:030219:1142 (в настоящее время - 22:63:030219:2055, 22:63:030219:2056), принадлежащего административному истцу, является обоснованно разумным, поскольку видом разрешенного использования земельных участков является малоэтажная застройка с объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в связи с чем должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, на которых располагаются индивидуальные жилые дома.

Доводы Шабалина П.В. о том, что на момент утверждения проекта планировки земельный участок с кадастровым номером 22:63:030219:584 снят с кадастрового учета, не свидетельствуют о наличии оснований для направления документации по планировке территории на доработку, поскольку указанное обстоятельство не является нарушением требований ч.10 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Принятие оспариваемого постановления относится к полномочиям администрации города Барнаула; постановление соответствует форме, в которой исполнительный орган местного самоуправления вправе принимать нормативный правовой акт; процедура принятия постановления, правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены (ст.ст. 48, 49 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года №789. Постановление опубликовано на официальном сайте администрации города Барнаула (л.д.127 том 1), а также в газете «Вечерний Барнаул» от 01февраля2013 года (л.д.95 том 1).

С учетом изложенного оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Шабалина П.В.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 02февраля2017года отменить и принять по делу новое решение.

Отказать Шабалину Павлу Васильевичу в удовлетворении административных исковых требований к администрации города Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании недействующим постановления администрации города Барнаула от 25января 2013 года №120 «Об утверждении проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030219:580, 22:63:030219:581, 22:63:030219:582, 22:63:030219:583, 22:63:030219:584 в г.Барнауле».

Председательствующий:

Судьи:


<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33а-5231/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Шабалин П.В.
Ответчики
Админитсрация г.Барнаула
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Копцева Галина Васильевна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
04.05.2017[Адм.] Передача дела судье
17.05.2017[Адм.] Судебное заседание
07.06.2017[Адм.] Судебное заседание
28.06.2017[Адм.] Судебное заседание
03.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
28.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее