Судья – Сомова И.В. Дело № 2-1008/2021
(суд первой инстанции)
Дело № 33-2866/2021
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 27 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Балацкого Е.В. и Герасименко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Белановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурда В. Е., заявленного в своих интересах и интересах несовершеннолетних Бурда А. В. и Бурда В. В. к Министерству обороны Российской Федерации, Командующему Черноморским флотом Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным в части, исключении квартиры из числа служебных, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, по апелляционной жалобе Бурда В. Е. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Бурда В.Е., с учетом уточнения исковых требований, обратился в суд с иском о признании за несовершеннолетними дочерями Бурда В.В. и Бурда А.В., права собственности по ? доли, на квартиру общей площадью 71 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, а также о признании незаконным приказа Командующего Черноморским флотом Российской Федерации от 08 августа 2001 года № 468 в части включения квартиры в состав служебной и исключении квартиры из числа служебных.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Бурда В.Е. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене данного решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что <адрес> в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ на дату принятия приказа № 468 Командующим Черноморским флотом Российской Федерации об объявлении служебной жилой площадью не являлась собственностью Российской Федерации, так как была предоставлена Черноморским флотом в бюджет города Севастополя Украина в счет 15% выделяемых средств на развитие инфраструктуры города на основании Соглашения между правительством об участии Российской Федерации в развитии социально-экономической сферы города Севастополя и других населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 16 марта 2000 года, что усматривается из подордерного дела представленного ответчиком; факт предоставления квартиры в счет 15% выделяемых средств на развитие инфраструктуры города подтверждается письменными доказательствами, а именно перепиской; спорная квартира была передана городу Севастополю согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины об участии Российской Федерации в развитии социально-экономической сфера города Севастополя и других населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 09 ноября 2000 года в связи с чем, Бурда В.Е. был включен в план распределения жилой площади по Черноморскому флоту в городе Севастополе, который утвержден начальником Севастопольского гарнизона; квартира Бурде В.Е. и членам его семьи была предоставлена как гражданину Украины в счет 15% выделяемых средств на развитие инфраструктуры города Севастополя; право Бурды В.Е. на квартиру на протяжении 20 лет не оспаривалось, вопрос о его выселении в судебном порядке не ставился.
В представленных возражениях относительно апелляционной жалобы, представитель Министерства обороны Российской Федерации, просил решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2021 года, оставить без изменений, апелляционную жалобу Бурды В.Е., без удовлетворения.
Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Бурды В.Е. и его представителя Зинченко Р.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Командующего Черноморским флотом - Галанцева Г.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказом Командующего Черноморским флотом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с целью создания базы служебной жилой площади для размещения военнослужащих Черноморского флота и членов их семей объявлены служебными ряд жилых помещений, в том числе трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно плану распределения жилой площади по Черноморскому флоту в городе Севастополе, составленному жилищной комиссией Севастопольского гарнизона и утвержденному начальником гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Командующего Черноморским флотом от 21 августа 2001 Бурде В.Е. и членам его семьи (супруга и дочери) выделена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>.
06 декабря 2001 года 1997-м отделением Морской инженерной службы КЧФ Бурде В.Е. выдан ордер на право занятия трехкомнатной служебной квартиры по указанному адресу.
Приказом К. Ч. флотом № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, исключена из числа служебных жилых помещений.
С ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрирован по месту жительства в спорной квартире и в дальнейшем, в квартире зарегистрированы его несовершеннолетние дочери – Бурда А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Бурда В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения
Приказом К. Ч. флотом № от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт 1 приказа от 19 апреля 2002 года № 222 об исключении спорной квартиры из числа служебных помещений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира по адресу: <адрес> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 14 января 2020 года на квартиру зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 710 прекращено право оперативного управления ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе спорную квартиру, которое закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины 16 марта 2001 года в г. Киеве подписано Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
В соответствии со статьей 1 данного Соглашения жилищный фонд, объекты социально-бытового назначения и инженерные коммуникации, находящиеся на балансе предприятий, организаций и подразделений Черноморского флота Российской Федерации в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подлежат передаче в коммунальную собственность органов местного самоуправления по фактическому состоянию в соответствии с законодательством Украины на условиях, согласованных органами местного самоуправления с командованием Черноморского флота Российской Федерации.
Исключение составляют объекты, построенные и приобретенные за счет средств Российской Федерации и подлежащие оформлению в собственность уполномоченного Российской Стороной органа согласно Перечню, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, а также объекты, переданные в аренду Российской Стороне.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в Перечне, являющемся приложением к Соглашению, отсутствует.
Из материалов дела и сведений, размещенных на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ, установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возведен в 2001 году за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно статье 4 вышеуказанного Соглашения стороны признают, что Российская Федерация имеет право финансировать строительство и приобретение жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
Жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения, построенные и приобретенные за счет средств Российской Федерации для обеспечения жизнедеятельности военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, закрепляются Украинской Стороной в собственность уполномоченного Российской Стороной органа с полным правом владения, пользования и распоряжения.
Согласно пункту 6 Решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Законом города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» установлено, что управление государственным имуществом города Севастополя, в том числе объектами имущественной казны города Севастополя, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.
От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3 Закона).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года № 643 «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» управление Черноморского флота уполномочено на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что командующий Черноморским флотом Российской Федерации обладал полномочиями по отнесению тех или иных жилых помещений, принадлежащих Российской Федерации, к числу служебных, а потому оснований для признания незаконным приказа Командующего Черноморским флотом Российской Федерации от 08 августа 2001 года № 468 о включении в число служебных квартир жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, не имеется.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований в части признания права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года № 643 «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» управление Черноморского флота уполномочено на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Как усматривается из материалов дела и не оспорено ответчиками <адрес> № по <адрес>-Б, в городе Севастополя решением К. Ч. флотом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства Севастопольской городской Государственной Администрации была предоставлена Бурде В.Е. в счет долевого участия Черноморского флота, выделяемых на развитие инфраструктуры города Севастополя (том № 1, л.д. 15-21).
При этом, как следует из материалов дела Бурда В.Е. военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и в составе Черноморского флота не проходил, в трудовых отношениях с организациями и предприятиями Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
Соответственно, оснований для предоставления Бурде В.Е. спорного жилого помещения в порядке на условиях Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» не имелось.
Также судебной коллегией установлено, что только на спорную квартиру и <адрес> по <адрес> зарегистрировано не было.
Таким образом, командующий Черноморским флотом в пределах своих полномочий распорядился спорным жилым помещением, передав его в пользу города Севастополя, в соответствии с международным соглашением об участии Черноморского флота в развитии инфраструктуры города Севастополя, тем самым исключив квартиру из числа имущества находящегося в собственности Российской Федерации.
Предоставление истцу, квартиры было осуществлено путем выдачи ордера на служебное жилое помещение от 06 декабря 2001 года (том № 1, л.д. 87).
В дальнейшем, в соответствии с пунктом 1 приказа командующего Черноморским флотом № 222 от 19 апреля 2002 года, квартира была исключена из числа служебных (том № 1, л.д. 94).
На основании указанных обстоятельств, в совокупности с тем, что спорная квартира была предоставлена гражданину Украины на основании соглашения действующего между Черноморским флотом и органами государственной власти города Севастополя и по инициативе последних, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право пользование истца и членов его семьи спорной квартирой основано на договоре социального найма, действие которого не изменялось и не отменялось.
То обстоятельство, что впоследствии (более чем через 11 лет), командующий Черноморским флотом приказом № 2049 от 06 августа 2013 года отменил пункт 1 приказа командующего Черноморским флотом № 222 от 19 апреля 2002 года (том № 1, л.д. 95), характер указанных правоотношений не изменил и не отменил, поскольку действия командующего Черноморским флотом и принятое им решение от 21 августа 2001 года № 382 о выделении спорной квартиры в счет выделяемых Черноморским флотом средств на развитие инфраструктуры города Севастополя не признаны недействительными и не отменены.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что требования истца о признании права на приватизацию спорной квартиры и передаче ее в собственность являются законными и обоснованными.
При этом дополнительного судебного решения об исключении спорной квартиры из числа служебных, не требуется, поскольку к спорному жилому помещению, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, судебной коллегией, применительно к спорным правоотношениям с учетом их индивидуальных особенностей, установлено, что материальный истец, проживает в спорном помещении государственного жилищного фонда на условиях социального найма, следовательно, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Бурды В.Е. нельзя признать правомерными.
Руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2021 года отменить в части.
Признать за Бурда А. В., право собственности в порядке приватизации на ? долю трехкомнатной <адрес>, общей площадью 71,0 кв.м., в <адрес> по <адрес>, в <адрес>.
Признать за Бурда В. В., право собственности в порядке приватизации на ? долю трехкомнатной <адрес>, общей площадью 71,0 кв.м., в <адрес> по <адрес>, в <адрес>.
В остальной части решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2021 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 сентября 2021 года.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: Е.В. Балацкий
Е.В. Герасименко