Мировая судья Проворова Ю.А. Дело №11-13/2021
УИД 35MS0059-01-2021-000476-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01декабря 2021 года г. Харовск
Харовский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Учагиной М.И.,
при секретаре Окулинцеве А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ускова Николая Никандровича на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 59 от 12 июля 2021 года по иску ООО «АкваЛайн» к Ускову Николаю Никандровичу, Усковой Любови Григорьевне, Ускову Артему Николаевичу о взыскании задолженности за коммунальные услуги
УСТАНОВИЛ:
ООО «АкваЛайн» обратилось к мировому судье Вологодской области по судебному участку № 59 с исковым заявлением к Ускову Н.Н. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, в обоснование указав следующее. С ДД.ММ.ГГГГ истец оказывает ответчикам услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники ТКО обязаны заключить договор исключительно с региональным оператором, в зоне действия которого такие отходы образуются. Данная норма установлена и в п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ. Руководствуясь пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 года, истец разместил в газете «Красный Север» (№144 (28000) от 22.12.2018 года) предложение о заключении договора и сам договор на оказание услуг по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области. Дополнительно проект договора размещен на официальном сайте ООО «АкваЛайн» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе. Согласно п. 1 и 5 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор является публичным и должен соответствовать типовому договору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156. Публичность договора означает, что его существенные условия и порядок заключения одинаковы для всех получателей коммунальной услуги. В соответствии со ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестры мест (площадок) накопления ТКО ведет администрация. Отсутствие контейнеров в шаговой доступности, где проживают ответчики, не свидетельствует о том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая включает в себя сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов не оказывалась или оказывалась ненадлежащим образом. В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися региональным оператором запрещена. Ответчик в настоящий момент является лицом, которое несвоевременно и не в полном объеме осуществляет оплату, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась просроченная задолженность в размере 3681,00 руб. В своем исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность за ТКО в размере 3681,0 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также государственную пошлину в размере 200 рублей.
В ходе судебных заседаний к участию в деле соответчиками привлечены Ускова Л.Г., Усков А.Н., Ускова Ю.Н.
В ходе судебных заседаний истец ООО «АкваЛайн» отказался от исковых требований к ответчику Усковой Ю.Н. Уточнил исковые требования в части взыскиваемых сумм. Просит взыскать с ответчиков Ускова Н.Н., Усковой Л.Г., Ускова А.Н. в солидарном порядке задолженность по оплате предоставленных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.09.2019г. по 30.04.2020г. в размере 2439,75 руб., расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание представитель истца ООО «АкваЛайн, ответчики Усков Н.Н., Ускова Л.Г., Усков А.Н. не явились. Уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Мировым судьей в силу положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Решением мирового судьи от 12 июля 2021г. исковые требования ООО «АкваЛайн» - удовлетворить. С Ускова Н.Н., Усковой Л.Г., Ускова А.Н. в пользу ООО «АкваЛайн» в солидарном порядке взыскана задолженность по оплате предоставленных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2439,75 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 265,12 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Усков Н.Н. ставит вопрос об отмене решения как необоснованного и принятии по делу нового решения, в котором просят в иске ООО «АкваЛайн» отказать, так как считают, что между истцом и ответчиком отсутствует договор на оказание коммунальной услуги. Ответчик мусор в установленные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не выносил, утилизировал их самостоятельно.
В судебное заседание при рассмотрении апелляционной жалобы представитель истца ООО «АкваЛайн», ответчики Усков Н.Н., Ускова Л.Г., Усков А.Н. не явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
В предшествующих судебных заседаниях при рассмотрении апелляционной жалобы ответчик Усков Н.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Просил решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 59 отменить. Также пояснил, что не был извещен надлежащим образом о времени судебного заседания 12 июля 2021г. Ему была выдана повестка без указания времени судебного заседания. На заседании желал присутствовать лично. Считает возможным рассмотреть дела в отсутствии представителя истца, ответчики Усковой Л.Г., Ускова А.Н.
Суд, выслушав ответчика, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик Усков Н.Н. не надлежащим образом извещен о времени судебного заседания, назначенного на 12 июля 2021г.
При таких обстоятельствах допущенные нарушения при применении норм процессуального права не позволяют признать законным решение суда первой инстанции, в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Как следует из положений статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (статья 8).
Статьей 13.4 данного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.
Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).
Действующее экономическое регулирование в области обращения с твердыми отходами предусматривает систему финансирования соответствующих мероприятий, осуществляемых как публичными образованиями разного уровня за счет бюджетных средств, так и хозяйствующими субъектами, которая предполагает в том числе взимание ряда экологических платежей, а также их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в целях наиболее эффективного использования собранных средств (глава V Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
Исходя из совокупного анализа выше приведенных норм права, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Вместе с тем, положения указанного закона необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.
Так, в соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила N 1156).
Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил N 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из изложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадка) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 2 Правил N 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Мировым судьей верно установлено, что ответчики Усков Н.Н., Ускова Л.Г., Усков А.Н. зарегистрированы по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восточной зоны Вологодской области.
Мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. услугу по обращению с ТКО на территории г. Харовска Вологодской области оказывало только ООО «Аквалайн», являющееся региональным оператором в сфере обращения с ТКО, отходы вывозились со всех контейнерных площадок города.
Мировым судьей обоснованно сделан вывод о том, что к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы положения ГК РФ о публичном договоре. Согласно ч.1 ст.426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В соответствии с ч.4 ст.426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (статьи 426, 167 ГК РФ). На основании п.1 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производств и потребления» договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в газете «Красный Север» (№ 144 от 22.12.2018г.), а также в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «АкваЛайн».
Доводам ответчика о том, что сбор мусора, его утилизация ответчиком производится самостоятельно мировым судом дана правовая оценка.
Мировым судьей сделан верный вывод об обязанности ответчиков по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении ответчиками обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами либо о наличии обстоятельств, при которых ответчик освобожден от внесения платы за жилое помещение, суду не представлено, и судом не установлено.
Мировым судьей сделан верный вывод о взыскании с ответчиков Ускова Н.Н., Усковой Л.Г., Ускова А.Н. в пользу ООО «АкваЛайн» задолженности по оплате предоставленных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2439 рублей 72 копейку.
Решая вопрос о судебных издержках, мировой судья обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика расходов на уплату госпошлины за подачу искового заявления в суд.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, при разрешении спора мировым судьей правильно установлены все обстоятельства по делу, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, в связи с чем оснований для отмены (изменения) решения мирового судьи не имеется.
Требования ответчика Ускова Н.Н. о взыскании с ООО «Аквалайн» судебных издержек суд апелляционной инстанции оставляет без рассмотрения, при этом разъясняет Ускову Н.Н., что с данным иском он вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку №59 от 12 июня 2021 г., которым с в солидарном порядке с Ускова Николая Никандровича, Усковой Людмилы Григорьевны, Ускова Артема Николаевича взысканы в пользу ООО «АкваЛайн» задолженность по оплате предоставленных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2439,75 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 265,12 руб. отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования ООО «АкваЛайн» удовлетворить. Взыскать в солидарном порядке с Ускова Николая Никандровича, Усковой Людмилы Григорьевны, Ускова Артема Николаевича взысканы в пользу ООО «АкваЛайн» задолженность по оплате предоставленных коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2439,75 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 265,12 руб..
Судья Харовского районного суда Учагина М.И.