№2-2137/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2021 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свинцовой С.С.,
при секретаре Тишиной Н.Н.,
с участием представителя истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2137/2021 по исковому заявлению Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Федосеев С.В. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
установил:
<адрес> по государственной охране объектов культурного наследия (далее - Инспекция) обратилась в суд с исковым заявлением к Федосеев С.В., впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что постановлением главы администрации Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении к решению облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении охранных зон г. Тулы» на государственный учет и охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения – «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес> а, на земельном участке с кадастровым номером № (кадастровый номер жилого дома №).
Согласно сведениям из ЕГРН собственником указанного выше земельного участка и расположенного на нем жилого дома является Федосеев С.В.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом» ХХ века, расположенного по адресу: <адрес>, Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в рамках осуществления государственного надзора.
По результатам проверки установлено, что Федосеев С.В., являясь собственником земельного участка и жилого дома, являющегося объектом культурного наследия регионального значения («Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>,) не выполняет требования к содержанию и сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объектов культурного наследия или частей объектов культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия, что является нарушением пункта 2 статьи 47.3, абзаца 2 пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (с последующими изменениями) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
На основании изложенного Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия окончательно просила суд обязать ответчика Федосеев С.В. исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом» XX в., расположенный по адресу: <адрес>, а именно:
1) согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия под современное использование - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия под современное использование - в течение 8 месяцев с даты согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
3) провести мероприятия по благоустройству территории объекта культурного наследия: уборку территории объекта культурного наследия; вывоз отходов потребления и мусора; ограничить доступ третьих лиц в помещения объекта культурного наследия - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО5 исковые требования поддержал с учетом уточнения, просил суд их удовлетворить в полном объеме. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Ответчик Федосеев С.В. и его представитель по ордера адвокат ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Статьей 113 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В связи с неявкой ответчика Федосеев С.В. и его представителя по ордеру адвоката ФИО6, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, в соответствии с положениями ст.ст. 233, 234 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО5, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно преамбуле к названному Федеральному закону от 25.06.2002 №73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 указанного Федерального закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с подпунктами 1 и 3, пунктом 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом №73-ФЗ; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона №73-ФЗ.
В силу требований подпунктов 1, 4, 8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп. 4); не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8).
В соответствии с абз. 1, 5 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области охраны объектов культурного наследия, имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Закона.
Постановлением правительства Тульской области от 20.05.2015 №234 (ред. от 02.07.2019) утверждено Положение об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, пунктом 1 которого установлено, что Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тульской области, и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного надзора (региональным органом охраны объектов культурного наследия), осуществляющим полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия (далее - переданные полномочия), а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Таким образом, Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, обладая соответствующими полномочиями, правомерно обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении к решению облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении охранных зон г. Тулы» на государственный учет и охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения – «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № (кадастровый номер жилого дома №).
Приказом начальника Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено утвердить охранное обязательство собственника или иного законного владельца на объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>
Названному объекту культурного наследия регионального значения присвоен регистрационный номер № в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации.
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 241 +/-5 кв.м, а также жилого дома, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, и имеющим кадастровый номер №, является Федосеев С.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН в отношении земельного участка и жилого дома по указанному адресу, а также копией договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7, ФИО8 (Продавцы) и Федосеев С.В. (покупатель).
Из технического паспорта на комплекс нежилых строений, расположенных по адресу: <адрес>, выполненного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в состав указанного жилого дома входят: <адрес> – административное здание, <адрес> пристройки и <адрес> – навес, при этом разрешения на перепланировку в <адрес> и возведении <адрес> – навес, не предъявлено.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по государственной охране объектов культурного наследия в адрес Федосеев С.В. выставлено предупреждение, согласно которому, последний, являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения – «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>, не осуществлял расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии. Одновременно Федосеев С.В. было предложено обратиться в Инспекцию с целью устранения нарушений и получения акта технического состояния объекта, организации проведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия. При отсутствии возражения, Федосеев С.В. был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для направления уведомления об исполнении требований предостережения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании задания заместителя начальника Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (или систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия) в рамках осуществления государственного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ,должностными лицами Инспекции, в том числе референтом отдела государственного надзора ФИО5, проведено указанное мероприятие в отношении объекта культурного наследия регионального значения – «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>
В рамках мероприятия референтом отдела государственного надзора Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр объекта вышеназванного объекта.
По результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объект культурного наследия «Жилой дом», XX в., расположен по адресу: <адрес> находится на северо-западной стороне <адрес>, в средней части небольшого жилого квартала застройки, ограниченного улицами <адрес>
Указанное здание - памятник представляет собой одноэтажное деревянное с северной кирпичной стеной, прямоугольное в плане, здание на подвале, продольной осью ориентированной перпендикулярно направлению улицы. Здание возведено в типичных композиционных приемах городской деревянной постройки конца XIX- начала XX вв.
Здание по периметру огорожено металлическим забором. Вход в здание расположен на главном восточном фасаде, в цокольный этаж с дворового западного фасада.
При осмотре объекта культурного наследия выявлено следующее: произведен демонтаж деревянных стен, междуэтажного и чердачного перекрытий, деревянной лестницы, оконных заполнений, дверных заполнений.
Цоколь кирпичный, оштукатурен и окрашен на западном и южном фасадах, на северном фасаде кирпичный, на главном восточном фасаде облицован белокаменными плитами, оштукатурен и окрашен. Имеются дефекты в виде: утраты штукатурного окрасочного слоя, разрушение нижних частей цоколя, разрушение цоколя на северном фасаде, трещины в штукатурном слое, утраты металлического покрытия, выбоины и сколы в кирпиче, разрушение кирпичной кладки северо-восточного угла.
Также во время осмотра было установлено, что наружные деревянные бревенчатые стены, их декоративное убранство, утрачены. Новые стены выполнены из газосиликатных блоков на западном фасаде и два ряда на южном фасаде. Стены главного восточного, часть южного и западного фасадов обшиты блок хаусом. Северная стена - кирпичная, не оштукатуренная щипцовая. Имеются дефекты в виде: выбоин кирпича, выветривания швов кирпичной кладки, разрушение северо-западного и северо-восточного углов. Состояние кирпичной кладки ограниченно работоспособное. Стены с прямоугольными оконными и дверными проемами.
Крыша памятника - вальмовая, скатная с металлической кровлей. Стропильная система бревенчатая с деревянной дощатой обрешеткой. Имеются дефекты в виде ржавчины на поверхности кровли, прогибы скатов крыши, неплотность фальцев. Водосточная система утрачена. Состояние крыши недопустимое.
По результатам мероприятия по контролю усматриваются нарушения положений подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации», а также необходимость в организации и проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела, по обращению Федосеев С.В., Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия ему выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия № 34-р от 06.07.2021, в том числе на разработку проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия для современного использования.
Однако до настоящего времени, Федосеев С.В. не исполнены в полном объеме обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Изложенное свидетельствует о том, что объект культурного наследия регионального значения - «Жилой дом» ХХ века, расположенный по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, требующем производства работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения с целью недопустимости его разрушения.
Факт состояния объекта культурного наследия в неудовлетворительном состоянии стороной ответчика не оспорен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Объективных обстоятельств, являющихся причиной, препятствующей соблюдению собственником, лицом, на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления принадлежит объект культурного наследия, всех требований законодательства по их содержанию и охране, не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правообладатель (законный владелец) помещений, расположенных в здании, которое признано в установленном законом порядке объектом культурного наследия регионального значения, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, не содержит вышеназванный объект культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не обеспечивает их сохранность, допускает ухудшение состояния объекта.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на необходимость выполнения работ по сохранению вышеназванного объекта культурного наследия, включенного в реестр.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (п. 5 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей проведением (п. 9 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).
Изложенное свидетельствует о том, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими и физическими лицами только с разрешения и по заданию органа государственной охраны объектов культурного наследия после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, поскольку Федосеев С.В. является лицом, ответственным за надлежащее состояние объекта культурного наследия, требующего проведения работ, указанных в уточненном исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Сроки проведения работ являются разумными и могут быть изменены, в случае необходимости, при предъявлении обоснованного заявления в порядке исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Федосеев С.В. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре - удовлетворить.
Обязать ответчика Федосеев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом» XX в., расположенного по адресу: <адрес> а именно:
1) согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия под современное использование - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия под современное использование - в течение 8 месяцев с даты согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
3) провести мероприятия по благоустройству территории объекта культурного наследия: уборку территории объекта культурного наследия; вывоз отходов потребления и мусора; ограничить доступ третьих лиц в помещения объекта культурного наследия - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст заочного решения изготовлен 01.09.2021.
Председательствующий