№2-1883/2024,
УИД 26RS0002-01-2024-003173-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 23 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Гукосьянца Г.А.,
судей Селюковой З.Н., Киселева Г.В.,
при секретаре Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Берегового О.Н. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 мая 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Исламова Т.Р. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Селюковой З.Н.,
установила:
Исламов Т.Р. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности на министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Исламов Т.Р. с 26 февраля 2014 года остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, истец включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, уведомление о включении в сводный список от 20 июня 2013 г. №204-п. Заявление истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края зарегистрировано в журнале регистрации заявлений детей0-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Министерства имущественных отношений Ставропольского края под номером №5153 от 30 сентября 2020 г.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 мая 2024 года исковые требования Исламова Т.Р. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Суд возложил обязанность на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Исламову Т.Р., 2002 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Береговой О.Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что местом жительства Исламова Т.Р. является Андроповский муниципальный округ, однако, в настоящее время в границах указанного муниципалитета свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Причины, по которым требования истца до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий ответчика. Ответчиком ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Непредоставление Министерством истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии между истцом и ответчиком спора. Кроме того, не исключается очередность обеспечения данной категории лиц жилыми помещениями.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Исламов Т.Р., является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении от … г., родителями истца являются Исламов Р.С. и Исламова (Хизриева) В.Н.
Решением Андроповского районного суда Ставропольского края от … г. … лишены родительских прав в отношении Исламова Т.Р.
Постановлением главы администрации Андроповского района Ставропольского края № 202 от 25 апреля 2014 г. Исламова Ф.С. назначена опекуном Исламова Т.Р.
Исламов Т.Р. зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Куршава, ул... .
Согласно сведениям из Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заявление Исламова Т.Р. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края зарегистрировано в журнале регистрации заявлений 30 сентября 2020 г. под номером 5153.
Исламов Т.Р. в 2018 году включен Министерством в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Андроповскому району Ставропольского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходя из того, что Исламов Т.Р. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на момент рассмотрения спора жилым помещением не обеспечен, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить Исламову Т.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие указанные выводы суда, подлежат отклонению в силу следующего.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, формируемый на основании Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах суд правильно принял решение в соответствии с действующим федеральным законодательством, что соответствует требованиям статей 76 (часть 5) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимость проведения аукционов на заключение контрактов на приобретение жилых помещений или на участие в долевом строительстве, с соблюдением положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающего возможность заключения контрактов только путем проведения конкурентных процедур, не означает, что определенная в федеральном и региональном законах обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерством имущественных отношений Ставропольского края в отношении Исламова Т.Р. не может быть исполнена.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Исламов Т.Р. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достиг, таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако, в нарушение закона жилое помещение ему не предоставлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, а несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако, по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Решение суда соответствует требованиям статьи 195, 198 ГПК РФ. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 ГПК РФ через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: