Дело № 2-872/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе
председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
с участием истца Дурягиной Л.С.,
представителя ответчика - администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помариной Ю.А., по доверенности от **.**.**.,
третьего лица Дурягина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 августа 2017 года дело по иску Дурягиной Л.С. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным распоряжения об исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, как семью, имеющую ребенка – инвалида, обязании предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья, признании членом семьи,
установил:
Дурягина Л.С. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование указывая на то, что с **.**.** года ее семья состояла на учете в администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья как семья, имеющая ... Дурягина Б.А., **.**.**.рождения. Распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**. №... истец исключена из указанного списка в связи с утратой оснований - достижением Дурягиным Б.А. совершеннолетия **.**.**. Просит признать незаконным подпункт ... Распоряжения руководителя Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**. №... об исключении ее из списков и восстановить ее в списке граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как семью, имеющую ..., на состав семьи четыре человека, в том числе внучка С.., **.**.**.рождения, проживающая со рождения в служебном жилом помещении по адресу: ... вместе с матерью Скрябиной Е.И. – дочерью истца. Они живут одной семьей, ведут совместное хозяйство. На основании ст. 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ просит признать внучку С.., членом своей семьи.
В судебном заседании истец Дурягина Л.С. на исковых требованиях настаивает в полном объеме, пояснив, что с **.**.** года она с сыном Дурягиным Б.А., ..., проживает в служебной квартире по адресу: ..., предоставленной ее супругу Д. который умер **.**.**. Дочь Скрябина Е.И. проживает в этой квартире со времени ее предоставления, а ее дочь С. **.**.**.рождения, внучка для истца, - с рождения, когда была вселена в качестве члена семьи. Скрябина Е.И. является одинокой матерью по отношению к дочери С. другого жилья они не имеют. Все они ведут общее хозяйство, являются единой семьей.
Третье лицо Дурягин Б.А. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Помарина Ю.А. с иском не согласна по доводам отзыва.
Представитель Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в судебном заседании участие не принимал, в отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя соответчика, в иске отказать.
Привлеченные судом в качестве третьих лиц Скрябина Е.И. и Скрябина А.С. в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено, решением ... от **.**.** года по делу №... признан незаконным ... распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... о включении Дурягиной Л.С. в список граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семью имеющую ..., с даты подачи заявления **.**.** года. На администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность включить Дурягину Л.С. в список граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семью имеющую ..., с **.**.** года.
Из названного решения суда следует, что семья Дурягиной Л.С. проживает в служебной квартире при ... по адресу: ... с **.**.** года. Супруг истца Д.. с **.**.**. был поставлен на учет на получение жилья. **.**.** года у Дурягиных родился сын Дурягин Б.А., который являлся ....
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... Дурягина Л.С. была включена в список на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья, как семья, имеющая ..., с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – с **.**.** года.
**.**.**. Д. умер, и был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №...
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... Дурягина Л.С. включена в список граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семья, имеющая ..., с даты подачи заявления **.**.** года.
Вышеназванным решением ... от **.**.** года распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... признано незаконным. Дурягина Л.С. восстановлена в списках граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, как семья, имеющая ... - с **.**.**
На основании данного решения суда, **.**.**. распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... Дурягина Л.С. включена в список граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семья, имеющая ..., с **.**.**.
**.**.**. Дурягин Б.А. достиг совершеннолетия и распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**. №... Дурягина Л.С. исключена из списков граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья, как семья, имеющая ..., в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, а именно, в связи с достижением ребенком-инвалидом Дурягиным Б.А. совершеннолетия (пп. 2 п. 7ст. 3 Закона РК от 05.04.2005 N 30-РЗ).
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, с учетом следующего.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 1).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Коми отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В соответствии с пп. «е» ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно пп. 2 п. 7 ст. 3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ снятие граждан с учета осуществляется уполномоченным органом в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Часть 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
При этом перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим (п. 2 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П, из конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N 7-О).
С учетом анализа вышеназванных норм, обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что основания для снятия Дурягиной Л.С. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как семьи, имеющая ..., в связи с достижением им совершеннолетия, отсутствовали, поскольку истец была поставлена на учет до 1 марта 2005 г., перечень оснований для снятия с учета является исчерпывающим, при этом такое основание как достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Указанные в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ основания для снятия с учета Дурягиной Л.С. также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Дурягиной Л.С. о признании незаконным подпункта ... распоряжения руководителя Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**. №..., восстановлении ее в списке граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как семью, имеющую ... с **.**.**., подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 4 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Из материалов учетного жилищного дела Дурягиной Л.С., в том числе справок о составе семьи следует, что истец состояла на учете в качестве имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как семья, имеющая ..., с составом семьи ... человека, в том числе: дочь Скрябина Е.И., **.**.**.рождения, включенная в ордер и проживающая в служебной квартире с момента ее предоставления; внучка С.., **.**.**.рождения, вселенная в квартиру с рождения; сын Дурягин Б.А., **.**.**.рождения (...).
В ходе рассмотрения дела установлено, что С.., **.**.**.рождения, была вселена в служебную квартиру по адресу: ..., в качестве члена семьи истца, проживает в ней в течение длительного времени со своей матерью Скрябиной Е.И., ведущей с истцом совместное хозяйство, имеющей с ней общий бюджет, права на другое жилое помещение С. не имеет, зарегистрирована по данному адресу с рождения.
Совокупность данных условий свидетельствует о том, что имеются основания для признания С.., **.**.**.рождения, членом семьи истца Дурягиной Л.С.
В целях реализации Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» Постановлением Правительства Республики Коми от 20.02.2007 N 32 утверждены «Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья», в соответствии с которыми распределение средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, предусмотренных на предоставление гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, осуществляется Правительством Республики Коми, а предоставление социальных выплат – Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (п.п. 4, 4.1).
Поскольку обязательства по предоставлению Дурягиной Л.С. социальной выплаты на строительство или приобретение жилья до достижения совершеннолетия ... Дурягиным Б.А. не были исполнены, суд считает необходимым, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.12.2009 N 1549-О- П, возложить на Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обязанность по предоставлению истцу социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семье имеющей ..., с составом семьи ... человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дурягиной Л.С. удовлетворить.
Признать незаконным подпункт ... распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... об исключении Дурягиной Л.С. из списка граждан, в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, как семью, имеющую ....
Обязать администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» восстановить Дурягину Л.С. в списке граждан, в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как семью, имеющую ..., с **.**.** года.
Признать С., **.**.**р., членом семьи Дурягиной Л.С..
Обязать Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить Дурягиной Л.С. социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, состоящую на учете с **.**.**. как семью, имеющую ..., с составом семьи ... человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2017 года.
Судья- Т.Ю. Арефьева