№ 2а-117/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2018 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Аникановой Н.С.,
при секретаре Набойщиковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Каргасокского района Томской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Средневасюганского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
с участием административного истца – помощника прокурора Каргасокского района Свириденко В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Средневасюганского сельского поселения о признании бездействия, выразившегося в не осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельном участке, выделенном под погребение, незаконным, возложении на административного ответчика обязанности в срок до 31.12.2018 поставить земельный участок, выделенный под погребение, на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что Администрацией Средневасюганского сельского поселения не осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок, выделенный под погребение. Между тем, отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы, как смежных пользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования. В связи с бездействием Администрации Средневасюганского сельского поселения нарушаются права граждан и муниципального образования «Средневасюганское сельское поселение».
С учетом уточнения исковых требований просит суд признать бездействие Администрации Средневасюганского сельского поселения, выразившееся в не осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, выделенные под погребение незаконным; обязать Администрацию Средневасюганского сельского поселения в срок до 31.12.2018 поставить земельные участки, выделенные под погребение в с.Средний Васюган, с.Мыльджино, с.Новый Тевриз на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию указанных земельных участков.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Каргасокского района Томской области Свириденко В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Администрация Средневасюганского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. От административного ответчика в суд поступило заявление о признании заявленного прокурором административного иска в полном объеме, в котором также указано, что в настоящее время начаты и ведутся подготовительные работы, связанные с постановкой на кадастровый учет земельных участков, выделенных под погребение.
Выслушав административного истца, определив на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, оценив доказательства по делу, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положению ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
С учетом изложенного, прокурор Каргасокского района Томской области вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным административным иском.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон «О погребении и похоронном деле») на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В ст. 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Согласно ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 4 статьи 18 и пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п.1 ст.5 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации (п. 2 ст. 5 ФЗ № 218).
Согласно п. 3 ст. 1 устава муниципального образования «Средневасюганское сельское поселение» данное сельское поселение состоит из трех объединенных общей территорией сельских населенных пунктов: с. Средний Васюган, с. Мыльджино, с. новый Тевриз.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Каргасокского района Томской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, которой выявлены нарушения со стороны МКУ «Администрация Средневасюганского сельского поселения» земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Установленные судом обстоятельства следуют из ответа главы сельского поселения от 30.03.2018, согласно которому на территории Средневасюганского сельского поселения расположены три места погребения – в с.Средний Васюган, с. Мыльджино, с. Новый Тевриз. Границы мест погребения определены в каждом населенном пункте. Земельные участки под кладбища в населенных пунктах сельского поселения располагаются в зонах специального назначения согласно генеральному плану сельского поселения. Кадастровый учет земельных участков в местах погребения не осуществляется. В настоящее время Администрацией сельского поселения заказаны схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с целью постановки их на кадастровый учет и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 20 Устава муниципального образования «Средневасюганское сельское поселение» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, земельные участки на территории Средневасюганского сельского поселения, на которых расположены места погребения, не поставлены на кадастровый учет. Право собственности на вышеуказанные земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования «Средневасюганское сельское поселение» не реализуются закрепленные в законе полномочия.
Из вышеприведенных норм закона следует, что погребение умерших осуществляется на специально отведенных для этих целей земельных участках. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.
При этом, учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств принятия искомых прокурором мер по устранению нарушений административным ответчиком суду не представлено.
Обращаясь в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Каргасокского района Томской области указал на то, что отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что бездействием Администрации Средневасюганского сельского поселения нарушаются права граждан и муниципального образования «Средневасюганское сельское поселение».
Учитывая установленные по делу обстоятельства, факт обязанности административного ответчика по выполнению действий, требуемых прокурором, отсутствие доказательств со стороны административного ответчика о принятии каких-либо мер, направленных на выполнение указанных действий, суд приходит к выводу о незаконном бездействии Администрации Средневасюганского сельского поселения.
Поскольку приведенными выше нормами права прямо установлена обязанность административного ответчика поставить земельный участок, выделенный под погребение на кадастровый учет, суд считает, что заявленные прокурором требования, адресованные к Администрации Средневасюганского сельского поселения, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд считает, что предложенный административным истцом срок до 31.12.2018 является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в данный срок административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Средневасюганского сельского поселения о признании бездействия, выразившегося в не осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельных участках, выделенных под погребение, незаконным и возложении обязанности в срок до 31 декабря 2018 года поставить земельные участки, выделенные под погребение на кадастровый учет и осуществить их государственную регистрацию, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Средневасюганского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Средневасюганского сельского поселения, выразившееся в не осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, выделенные под погребение, незаконным.
Обязать Администрацию Средневасюганского сельского поселения в срок до 31 декабря 2018 года поставить земельные участки, выделенный под погребение в с.Средний Васюган, с. Мыльджино, с. Новый Тевриз на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию указанных земельных участков.
Об исполнении настоящего решения административному ответчику сообщить в суд и административному истцу в течение месяца после наступления срока, указанного в абзаце третьем резолютивной части настоящего решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Аниканова