Решение по делу № 2-2029/2020 от 21.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                    г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Зориной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Трипутень Л.О.,

с участием заместителя прокурора Ломова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Стилар» об обязании произвести действия,

установил:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику об обязании произвести действия.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории бывшего завода <данные изъяты> по адресу: <адрес> расположено сооружение – шламонакопитель , общей площадью 176 000 кв. м, кадастровый , право собственности на который зарегистрировано за ООО «Стилар» ДД.ММ.ГГГГг. на основании договра купли-продажи, заключенного с <данные изъяты> При проведении проверки также установлено, что на территории шламонакопителя расположены навалом твердые коммунальные отходы IV класса опасности и отходы производства класса опасности. Площадь расположения отходов составляет 10 586 кв. м. Шламонакопитель как место накопления твердых коммунальных отходов с администрацией г. Рязани не согласован, управлением Роспотребнадзора по <адрес> решение о согласовании такой площадки не принято. Данный объект не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. <данные изъяты> допущено возгорание расположенных в шламонакопителе № отходов производства класса опасности, твердых коммунальных отходов класса опасности. В результате сжигания (горения) отходов в атмосферный воздух происходит выброс потенциально опасных веществ. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации здания, строений, сооружений и иных объектов. Происходящие системные возгорания расположенных в шламонакопителе отходов создают угрозу причинения вреда окружающей среде, в частности атмосферному воздуху, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; не могут гарантировать безопасность существования и использования данного объекта. Допущенные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье населения проживающего на территории <адрес>, а также приезжающих граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека. Решением Московского районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ. решение в части освобождения территории шламонакопителя от отходов не исполнено, поскольку <данные изъяты> продал указанный шламонакопитель ООО «Стилар».

В судебном заседании заместитель прокурора исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Конверты возвратились в суд за истечением срока хранения, поданная по адресу регистрации ответчика, указанному в выписке из ЕГРЮЛ телеграмма возвратилась в суд неврученной. На основании ст. 165.1 ГК РФ, суд признает ответчика извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте извещались надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрен дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

На основании ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании ст. 34 указанного Федерального закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Прекращение в полном объеме эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

На основании ст. 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. (п.п. 2-7 указанных Правил).

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», на основании Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области», министерством природопользования Рязанской области утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Рязанской области.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 1 ст. 22 указанного Федерального закона РФ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что решением Московского районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежало сооружение гидротехническое шламонакопитель , общей площадью 176 000 кв. м, кадастровый . Старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в ходе проведения проверки, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», проведенной с участием представителей иных государственных органов, а также с участием заместителя директора <данные изъяты> ФИО1, установил, что сооружение шламонакопитель площадью 176 000 кв. м, представляет собой бетонированное сооружение высотой стенок около метров от основания. На момент осмотра в шламонакопителе расположены навалом твердые коммунальные отходы, а также отходы производства, от которых исходит резкий химический запах. Специалистами <данные изъяты> по Рязанской области произведен отбор проб, находящихся в шламонакопителе твердых коммунальных отходов, отходов производства. В ходе осмотра на территории шламонакопителя произошло возгорание твердых коммунальных отходов, которое было ликвидировано сотрудниками ООО «Экошлак». В соответствии с составленными Федеральным государственным бюджетным учреждением <данные изъяты> протоколами биотестирования и исследования отходов отобранные в ходе осмотра пробы относятся к твердым коммунальным отходам четвертого класса опасности и отходам, содержащим нефтепродукты, третьего класса опасности. При этом, площадь отходов, располагаемых в шламонакопителе , составляет 10 586 кв. м (20 832 – 10 246). Также установлено, что <данные изъяты> использующим на основании договора аренды принадлежащий <данные изъяты> шламонакопитель, допущено размещение на территории данного шламонакопителя на площади 10 586 кв. м отходов третьего и четвертого классов опасности.

В связи с установленными обстоятельствами суд пришел к выводу о том, что ООО «Экошлак» в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства осуществляется деятельность по накоплению отходов на территории шламонакопителя, не включенного в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 403 Гражданского кодекса РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

Одним из предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса РФ способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как было установлено вышеуказанным решением Московского районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ., в нарушение требований действующего законодательства, <данные изъяты> разместило на территории шламонакопителя отходы и классов опасности.

В тоже время, нарушения, допущенные арендатором не освобождают собственника объекта недвижимости от бремени содержания данного объекта в надлежащем состоянии, исключающем нарушение прав и законных интересов иных лиц.

Судом установлено, что собственником названного шламонакопителя на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. является ООО «Стилар», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг.

При таких обстоятельствах обязанность по освобождению территории шламонакопителя от отходов третьего и четвертого классов опасности должна быть возложена на собственника данного объекта, то есть на ответчика ООО «Стилар».

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которою решение должно быть исполнено.

Рассматривая вопрос об установлении ответчику срока для совершения соответствующих действий, учитывая объем и характер подлежащей выполнению работы, суд считает необходимым установить ответчику срок в 3 месяца для освобождения территории шламонакопителя от отходов третьего и четвертого классов опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Стилар» об обязании произвести действия, удовлетворить.

Обязать ООО «Стилар» в течение месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда освободить территорию шламонакопителя , расположенного по адресу: <адрес>, от отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья        подпись

Копия верна

Судья                                    Л.В. Зорина

2-2029/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Стилар
Другие
Приокское межрегиональной управление Росприроднадзора
Управление Роспотребнадзора по РО
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской облостях
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязань
Судья
Зорина Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.riz.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее