Дело № 2-954/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2019 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Юденковой Э.А.,
при секретаре Колесовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Елены Геннадьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани о признании решения незаконным и обязании назначения пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Петрова Е.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани о признании решения незаконным и обязании назначения пенсии, указав в обоснование иска, что <дата> обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Астрахани для досрочного назначения пенсии и в связи с лечебной деятельностью. Однако решением Управления ПФР в Советском районе г. Астрахани от <дата> <номер> в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано, поскольку в специальный (льготный) стаж не были включены периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Считает, что данным отказом были нарушены ее пенсионные права, поскольку работала в спорные периоды времени в должности медсестры в НПМК «Экологическая медицина» и в ГУЗ «Областной онкологический диспансер», и находилась на курсах повышения квалификации в соответствии с планом повышения квалификации медсестер и врачей с оплатой труда. Просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани <номер> от <дата> в части отказа Петровой Е.Г. включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани назначить ей досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения свыше 30 лет с момента возникновения права на назначение досрочной пенсии – <дата>.
В судебное заседание истец Петрова Е.Г. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебном заседании представитель истца Спиридонова Е.В., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержала, уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани <номер> от <дата> в части отказа Петровой Е.Г. включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани включить в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического отделения <номер> Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер». Обязать Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г.Астрахани назначить ей досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения свыше 30 лет с момента возникновения права на назначение досрочной пенсии – <дата>.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани Шухатаева О.Т., действующая на основании доверенности, с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, просила суд в удовлетворении иска отказать, так как отсутствуют основания для признания отказа УПФР в Советском районе г. Астрахани в назначении досрочной страховой пенсии Петровой Е.Г. незаконным.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях " страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что <дата> Петрова Е.Г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от <дата> <номер> Петровой Е.Г. отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в специальный стаж не включены в том числе периоды: обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося приложением к вышеназванным Правилам, поименованы медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (абзац 3 пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет.
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" для учета деятельности истца в указанные периоды работы подлежат применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, соответственно.
Согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, среднему медицинскому персоналу, работавшему в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, 1 год работы засчитывался за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 2 Перечня, утвержденного названным Постановлением Правительства Российской Федерации, работа в должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка (наименование структурных подразделений) засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета: 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев стажа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> Петрова Е.Г. работала в должности медицинской сестры хирургического отделения <номер> Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер».
Кроме того, пенсионным органом в специальный стаж не были включены периоды: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно справке ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» с <дата> по <дата> Петрова Е.Г. находилась на курсах повышения квалификации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением правительства РФ от <дата> <номер>, в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Петровой Е.Г. в части периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является незаконным.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, учитывая, что в соответствии со ст.39 Конституции РФ действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани в части невключения спорных периодов работы в подсчет специального стажа и включение периодов работы в календарном исчислении ограничивает право истца на пенсионное обеспечение, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Вышеперечисленные спорные периоды следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении. При включении названных периодов, учитывая, что пенсионными органами в подсчет специального стажа истца включено 29 лет 7 месяцев 10 дней, специальный стаж истца на дату <дата>, составлял 30 лет.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Астрахани являются незаконными и необоснованными, в связи с чем, решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости должно быть отменено в оспариваемой части.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Как следует из решения ГУ-УПФ РФ в Советском районе г. Астрахани от <дата> <номер> на момент обращения истца к зачету принят стаж на соответствующих видах работ 29 лет 7 месяцев 10 дней.
Поскольку Петрова Е.Г. работала в учреждениях здравоохранения в должности медицинской сестры, то есть в должности и отделении, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и с учетом включения спорного периода работы в льготном исчислении, специальный стаж Петровой Е.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на <дата> составил 30 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Петровой Е.Г. о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию с момента возникновения у нее права на такую пенсию, то есть с <дата>.
Учитывая все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Петровой Е.Г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петровой Елены Геннадьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани о признании решения незаконным и обязании назначения пенсии удовлетворить.
Признать решение руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани <номер> от <дата> в части отказа Петровой Елены Геннадьевны во включении в специальный стаж периодов работы и назначении страховой пенсии незаконным в части.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственной учреждение) в Советском районе г. Астрахани включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы Петровой Елены Геннадьевны:
нахождение на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>;
периоды работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического отделения <номер> Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областной онкологический диспансер».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе г. Астрахани назначить Петровой Елене Геннадьевне досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 5 апреля 2019 года.
Судья Э.А. Юденкова