Дело № 2-3104/2021
УИД: 92RS0003-01-2021-004884-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Третьяк Н.В., с участием истца Рихтер И., представителя ответчика Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Рихтер И. к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю о признании незаконным решения и обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рихтер И. обратилась с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным решение ответчика об отказе включить в страховой стаж периоды работы с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г., с 09.11.1994 г. по 07.07.2003 г. при установлении пенсии по возрасту в соответствии с 400 ФЗ, обязать ответчика включить в страховой стаж неучтенные периоды работы с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г., с 09.11.1994 г. по 07.07.2003 г. и произвести перерасчет пенсии с учетом справки о заработной плате за период работы с ноября 1994 г. по июль 2003 г. с даты назначения пенсии по возрасту, т.е. с 05.03.2018 г.
Требования мотивированы тем, что истец, обратилась 05.03.2018 г. с заявлением об установлении пенсии по возрасту в соответствии с 400 ФЗ. К заявлению об установлении пенсии им были представлены справки о заработной плате и стаже, трудовая книжка и другие документы, необходимые для установлении пенсии. При установлении пенсии по возрасту истцу не были учтены периоды работы и соответственно заработная плата, в связи с чем размер пенсии был снижен. При расчете страхового стажа не были учтены периоды работы с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г. в должности <данные изъяты> с 09.11.1994 г. по 07.07.2003 г. в <данные изъяты>. Считает данные действия незаконными.
В судебном заседании истец Рихтер И. на иске настаивала по вышеизложенным основаниям.
Представитель Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю Новикова Н.В. просила в иске истцу отказать, по основаниям изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением от 05.03.2018 об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).
С указанной даты истцу назначена страховая пенсия по старости с учетом периодов ее работы с 11.08.1981 по 30.06.1983, с 24.01.1985 по 05.08.1985, с 26.12.1988 по 26.03.1990, с 27.03.1990 по 04.05.1991, с 05.05.1991 по 01.04.1993, учетом норм п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и без учета заработной платы.
В соответствии с соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение) пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств – участников Соглашения осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона № 400-ФЗ, а также нормами подзаконных нормативно-правовых актов, принятых в целях реализации вышеназванных Федеральных законов, в частности, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно статьи 10 Соглашения, государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Указанные периоды работы на территории государства участника Соглашения подтверждается справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).
Таким образом, периоды работы в государстве Украина:
по 31.12.1990 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации;
с 01.01.1991 по 31.12.2001 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии предоставления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства Украина;
с 01.01.2002 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, выданной компетентными органами Украины.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).
Сведения, отраженные в представленных заявителем документах о стаже, заработке считаются достоверными и подтвержденными, если они поступили в территориальный орган ПФР в ответ на запрос от компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства-участника международного договора, работодателя, архивной организации и подтверждают запрашиваемые сведения.
В страховой стаж истца Центром были включены периоды работы, которые были подтверждены компетентными органами Украины.
В связи с тем, что ответы на направленные запросы до настоящего времени не поступили, Центр не включил оспариваемые периоды в страховой стаж истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно п. 11 Правил от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на перерасчет страховой пенсии по старости.
При этом Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.
Из представленных стороной истца документов, а именно: архивной справки Министерства обороны Украины из которой следует, что в архивных данных <данные изъяты> Рихтер И. за период с ноября 1994 г. по июнь 2003 г. получала заработную плату денежная единица не указана, из трудовой книжки следует, что истец с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г. работала в должности <данные изъяты>приказ о приеме № от 03.01.1994 г., приказ об увольнении № от 31.08.1994 г.), 09.11.1994 г. принята в <данные изъяты>, 01.02.1994 г. <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> 07.07.2003 г. уволена с работы по собственному желанию.
В соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Не предоставление государственными органами Украины сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с Указаниями Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 N 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций. В рекомендуемой Указанием № 1-68-У форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
В силу ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года, подписанного государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как следует из Письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года.
В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).
Министерством социальной защиты населения РФ даны Указания от 18.01.1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (далее Указания). Согласно п. 9 при исчислении пенсии лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Указания Министерства, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.
При этом Министерство разъясняет, что в этом случае принимается во внимание, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
С 16.11.1992 года прекращено использование на территории Украины рубля в качестве законного платежного средства и введено в обращение украинского карбованца (Соглашение между Банком России и Национальным банком Украины от 17.11.1992 года). Как следует из Указания Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 г. № 1-1-У на территории Украины с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года действовал купон. В соответствии с Указом Президента Украины от 07.11.1992 года № 549/92 «О реформе денежной системы Украины» с 23 часов 00 минут 12.11.1992 года единым законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец.
Согласно Указу Президента Украины от 25.08.1996 года № 762/96 «О реформе денежной системы Украины» с 16 сентября 1996 года единым законным средством платежа на территории Украины стала гривна.
Следовательно, до 31.03.1992 года денежной единицей Украины являлся рубль, в период с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года купон, с 12.11.1992 года по 16.09.1996 карбованец, с 16.09.1996 – гривна, соответственно начисление и выплата заработной платы истца в указанный период производилась в рублях, купонах, карбованцах, гривнах.
В связи с этим, отказ во включении при перерасчете пенсии истца сумм заработной, указанных в справке от 12.07.2016, является незаконным.
Вместе с тем, согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У, в приложении № 1 к которому содержится информация о том, что в Украине с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года действовала переходная денежная единица купон.
Согласно пункту 10 Указания Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав истца, путем обязания принятия к зачету справки о заработной плате и перерасчета пенсии, используя при этом данные по заработной плате за период работы с ноября 1994 года по сентябрь 1996 года в карбованцах, с сентября 1996 в гривнах.
Доводы ответчика о том, что в архивной справке от 12.07.2016 не указаны денежные единицы, в которых начислялась заработная плата истцу, являются несостоятельными, поскольку возможность перерасчета действующей в тот период валюты в рубли по действующему курсу разъяснена соответствующими Указаниями Минсоцзащиты РФ и иными нормативными актами и методическими рекомендациями Пенсионного фонда РФ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 03.01.1994 по 01.09.1994 и с 09.11.1994 по 07.07.2003 подлежат включению в ее трудовой стаж и признании за ней право на исчисление страховой пенсии по старости исходя из вышеуказанного стажа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рихтер И. к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю о признании незаконным решения и обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Признать незаконным действия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю об отказе во включении в страховой стаж Рихтер И. периодов работы с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г., с 09.11.1994 г. по 07.07.2003 г. при установлении пенсии по возрасту в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю включить в страховой стаж Рихтер И. периоды работы: с 03.01.1994 г. по 01.09.1994 г. и с 09.11.1994 г. по 07.07.2003 г.
Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю произвести перерасчет пенсии Рихтер И. с учетом справки о заработной плате за период работы с ноября 1994 г. по июль 2003 г. с даты назначения пенсии, т.е. с 05.03.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 17 ноября 2021 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова