РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
<адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибковой Т. В.,
при ведении протокола по поручению председательствующего
помощником судьи Гачковой Т. И.,
с участием истца Ныренкова А. В., представителя ответчика по доверенности Голубевой А. В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Ныренковой Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ныренкова А. В. к администрации Богородского городского округа <адрес> о признании недействительным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения и разрешить постановку
на регистрационный учет,
установил:
Ныренков А. В. обратился в суд с указанным иском к администрации Богородского городского округа <адрес> (далее – Администрация).
Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику
с заявлением о заключении договора найма жилого помещения, однако получил отказ со ссылкой на непредоставление ордера или договора социального найма, наличие регистрации по месту жительства по иному адресу.
Просил признать недействительным отказ в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, городской округ Богородский, <адрес>; обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Богородский, <адрес>; обязать ответчика разрешить поставить
на регистрационный учет по адресу: <адрес>, городской округ Богородский, <адрес> истца и члена семьи нанимателя – Ныренкову Ю. Ю.
В судебном заседании истец предъявленные требования поддержал
по доводам искового заявления (л.д. 5-8), дал суду объяснения аналогичного содержания.
Ответчик обеспечил явку представителя по доверенности – Голубевой А. В. (л.д. 82-84), которая просила отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений (л.д. 49-52).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца – Ныренкова Ю. Ю. в судебном заседании поддержала позицию Ныренкова А. В., просила удовлетворить предъявленные требования по доводам искового заявления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – Волосникова Т. А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения надлежащим образом – в соответствии
с требованиями главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), сведений о причинах неявки не представила.
С учетом мнения присутствующих участников судебного процесса, судебное разбирательство – в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ – проведено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив их доводы в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, – суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу части 2 той же статьи обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии
с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления
в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункты 1, 3, 6).
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом
(часть 1 статьи 11 ЖК РФ).
В силу статьи 3 ГПК РФ, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защите подлежит лишь нарушенное или оспариваемое право.
В соответствии с положениями статьи 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Договор социального найма жилого помещения заключается
по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1-3 статьи 685 ГК РФ. Другие положения ГК РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. К такому договору применяются правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 ГК РФ. Другие положения ГК РФ применяются к договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 ЖК РФ).
Согласно статье 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается
без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем
в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать
в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (статья 63 ЖК РФ).
Согласно статье 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, но носят длящийся характер, в силу статьи 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с положениями статей 47, 105 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) основанием для вселения в жилое помещение является ордер. Однако отсутствие у гражданина ордера
на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
По правилам статей 50, 51, 106 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке
не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Судом установлено, что Ныренков А. В. работал в АОЗТ «Мамонтово»
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Истец является ответственным квартиросъемщиком муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>, на его имя открыт лицевой счет №, по которому он производит оплату за жилое помещение, коммунальные и иные услуги (л.д. 11-18).
Ныренков А. В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию
с заявлением об оформлении договора социального найма данного жилого помещения (л.д. 58-64), по результатам рассмотрения которого письмом
от ДД.ММ.ГГГГ № Н-120-Ж в заключении договора социального найма отказано ввиду отсутствия в представленном комплекте документов ордера либо договора социального найма, предоставляющих право занимать указанное жилое помещение. Кроме того, копия паспорта заявителя содержит сведения
о регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>. Пунктом 4.1 раздела IV «Положения о порядке заключения, изменения, прекращения (расторжения) договоров социального найма помещений муниципального фонда Богородского городского округа», утвержденного решением Совета депутатов Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что несоответствие представленных документов требованиям законодательства (в том числе наличие разночтений) – является основанием для отказа в заключении договора социального найма (л.д. 57).
Согласно разъяснениям, данным в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По смыслу указанной нормы для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое истцом решение об отказе в заключении договора социального найма принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов истца, а потому оснований для признания его недействительным не имеется, равно как отсутствуют предусмотренные законом основания для заключения договора социального найма.
В нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу о предоставлении спорного жилья на условиях социального найма и исключающих предоставление его на условиях служебного найма.
Требование Ныренкова А. В. об обязании Администрации разрешить поставить на регистрационный учет его и члена его семьи Ныренкову Ю. Ю.
не основано на законе и, по сути, является производным от первоначальных требований, а потому – также не подлежит удовлетворению.
Изложенные обстоятельства, применительно к приведенным законоположениям и актам их разъяснения, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении иска Ныренкова А. В. к администрации Богородского городского округа <адрес>
о признании недействительным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения и разрешить постановку на регистрационный учет.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т. В. Грибкова