№5-410/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июля 2018 года город Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Тигина С.Н., с участием представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5, рассмотрев в помещении Дома юстиции дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Минерал» (ОГРН №, ИНН № КПП №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), расположенного по адресу: <адрес>, проверив протокол об административном правонарушении, приобщенные материалы,
установил:
Обществу с ограниченной ответственностью «Минерал» (далее ООО «Минерал») вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ за № «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица – ООО «Минерал» с целью оценки возможности выполнения лицензиатом (лицензия №) лицензионных требований при осуществлении эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресам деятельности; использование воспламеняющих, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности (наименование опасного производственного объекта – сеть газопотребления филиала ООО «Минерал», рег. № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>), в ходе которой были выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: 1) отсутствует приказ о порядке и условиях хранения проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта «сеть газопотребления филиала ООО «Минерал» peг. № (до его ликвидации); 2) не переработано в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах»; 3) не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно: не разработаны мероприятия по осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления филиала ООО «Минерал», отсутствует документальное подтверждение выполнения запланированных мероприятий в рамках осуществления производственного контроля согласно разработанного Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах; 4) не планируются и не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Отсутствует документальное подтверждение об обучении работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления филиала ООО «Минерал»; 5) не переработано в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке Положение о порядке расследования причин инцидентов, аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах ООО «Минерал»; 6) не проведена экспертиза промышленной безопасности на здание котельной №1 с двумя котлами КЧМ-7 (№), здание котельной №2 с двумя котлами Baxi 1.490, здание кузницы, ввиду отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания; 7) отсутствуют документы подтверждающие наличие на законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности технических устройств, планируемых для применения на объектах, а именно: котлов Baxi 1.490 - 2 ед., горелок газовых вихревых ГГВ- 10-2 ед., редуцирующих устройств - 2 ед., наружных и внутренних газопроводов; 8) не соответствует монтаж свечей безопасности, молниеприемника, проекту «Газоснабжения и гозооборудования котельной цеха мозаики ООО «Минерал» <адрес>»; 9) не предоставлены наряды - допуски, выданный на первичный пуск газа объектов (котельная №, котельная №, кузница) по адресу: <адрес> 10) не обеспечивается должным образом функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами, а именно в котельной № с газовыми котлами КЧМ-7 (зав. №) установлен сигнализатор загазованности СГГ 6М, что не соответствует разделу 2.7. «Автоматизация» проекта «Газоснабжение котельной ООО «Минерал» по <адрес> (согласно раздела 2.7. «Автоматизация» проекта принимаются к установке устройства контроля загазованности САОГ-К и СОУ-1); 11) не обеспечивается должным образом функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами, а именно в помещении кузницы отсутствует система автоматического контроля загазованности САКЗ-М-2, предусмотренное разделом 5 «Внутреннее газоснабжение» проекта «Газоснабжение горнов и кухни ООО «Минерал»; 12) отсутствуют документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» газовых горелок вихревых ГГВ-10 кузницы, котлов КЧМ-7 котельной №, котлов BAXI 1.490 котельной №; 13) не аттестованы в области в области безопасной эксплуатации (Б.7.1) генеральный директор ФИО2 и мастер Васильев A.Л, в области промышленной безопасности А.1 мастер по эксплуатации оборудований газовых объектов ФИО3
Выявленные нарушения требований ч. 1 ст. 9, ст. ст. 10, 11, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 7 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года №538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», зарегистрированных в Минюсте РФ 26.12.2013 за №30855; п. п. 9, 151 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; п. 32 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 года за №480, зарегистрированного в Минюсте РФ 08 декабря 2011 года за №22520; Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года за №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут старшим государственным инспектором Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении ООО «Минерал» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Минерал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также указано на то, что выявленные нарушения будут устранены в течение одного месяца.
Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в фабуле протокола по делу об административном правонарушении. Полагал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами.
Исследовав представленные с протоколом документы, суд приходит к следующему выводу.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, на основании Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Частью 1 статьи 9. 1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ (далее – Закон) федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть Федеральная служба по экологическому, технологическому атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальные органы.
Так, в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Организация, в соответствии с требованиями п. 9 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» должна: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации).
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 вышеназванного закона).
Кроме этого, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (п. 7 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года №538).
Наличие указанных нарушение не согласуется с положениями Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ за № «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица – ООО «Минерал» с целью оценки возможности выполнения лицензиатом (лицензия №) лицензионных требований при осуществлении эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресам деятельности; использование воспламеняющих, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности (наименование опасного производственного объекта – сеть газопотребления филиала ООО «Минерал», рег. № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>), в ходе которой были выявлены нарушения вышеуказанных норм и правил, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был составлен протокол об административном правонарушении № и выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Факт совершения ООО «Минерал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ установлен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за № о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ за № и приложенными к нему документами, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснениями представителя ООО «Минерал» - юрисконсульта ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимися в протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО Минерал» допущены нарушения требований условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в связи с чем имеются основания для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала.
Определяя вид и меру наказания Обществу, суд учитывает его имущественное положение, характер и обстоятельства совершения административного правонарушения.
Смягчающих обстоятельств судом по делу не установлено.
Отягчающим обстоятельством суд признает факт того, что постановлением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Минерал» привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридического лица, их структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
С учетом изложенного, при определении наказания суд руководствуется необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей при эксплуатации производственного объекта – сеть газопотребления филиала ООО «Минерал», рег. №№ от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> полагает, что временное приостановление деятельности (эксплуатации) данного производственного объекта на 30 суток является достаточной мерой для устранения выявленных нарушений.
При полном устранении выявленных нарушений предприятие вправе поставить вопрос о досрочном прекращении исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности.
Суд учитывает, что для устранения выявленных нарушений потребуется время, при этом разъясняет, что в случае, если правонарушение не устранено, а срок административного приостановления деятельности истек, будет иметь место новое административное правонарушение, о совершении которого должностными лицами, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
признать Общество с ограниченной ответственностью «Минерал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления эксплуатации производственного объекта – сеть газопотребления филиала ООО «Минерал», рег. № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, сроком на 30 (тридцать) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 19 июля 2018 года.
Судья С.Н. Тигина