Дело (УИД) №60RS0002-01-2022-000193-47
Производство № 2а-368/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года город Великие Луки
Великолукский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Тевс М.В.,
при секретаре Беллавиной И.В.,
с участием: представителя административного истца – Администрации города Великие Луки по доверенности Лобуковой ФИО15,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Великие Луки к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Псковской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ОВИП Прокопчуку ФИО16 о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства и освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Великие Луки Псковской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.08.2020 № и об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска административный истец указал, что он является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 05.08.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП Тарасовой А.П. на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб, вынесенного в рамках ранее находившегося на исполнении и оконченного фактическим исполнением требований исполнительного документа исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения по которому являлось предоставление ФИО5 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда в границах МО «город Великие Луки» во исполнение решения Великолукского городского суда Псковской области по делу № 2-404/2019 от 14.05.2019 года.
В 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, Администрация г. Великие Луки обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-404/2019.
Постановлением Администрации г. Великие Луки от 27.12.2019 № жилое помещение - <адрес>, общей площадью 25,0 кв. м по адресу: г.ФИО3, <адрес>, ФИО5 было предоставлено.
Ссылаясь на длительность процедуры приобретения и предоставления взыскателю жилого помещения, невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, отсутствие вины должника в нарушении срока добровольного исполнения, административный истец просит признать недействительным постановление административного ответчика о возбуждении исполнительного производства и освободить его от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 05.08.2020.
Протокольным определением суда от 21 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению ОВИП Прокопчук Ф.А.
Представитель административного ответчика УФССП России по Псковской области и судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Прокопчук Ф.А., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степанова Н.В. направила в суд ходатайство о рассмотрении административного иска Администрации г. Великие Луки без ее участия, в котором также просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Судебная повестка о времени и месте рассмотрения дела, направленная Серовой М.В., возвращена почтовым отделением связи за истечением срока хранения, что в силу части 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, изложенных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», свидетельствует о надлежащем извещении заинтересованного лица о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель административного истца Лобукова А.В. представила заявление об отказе от административных исковых требований в части признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Определением суда от 18.04.2022 производство по делу в этой части прекращено.
Также представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что свободного жилья у Администрации города не имеется. Для нужд детей-сирот жильё приходится приобретать. Процедура государственных закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена федеральным законодательством и требует достаточно продолжительного времени ввиду того, что не всегда при объявлении закупок подаются заявки со стороны продавцов квартир, желающих продать свои квартиры по заявленной в закупке цене и конкурс приходится объявлять заново. При таких обстоятельствах исполнить решение суда в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя срок объективно представляется невозможным. Кроме того, о том, что 28 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем было принято решение о взыскании сбора административный истец узнал только в декабре 2021 года. Постановление о взыскании исполнительного сбора Администрации города не получала. По запросу постановление представлено не было.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 01 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе взыскать с должника исполнительский сбор.
В силу статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (пункт 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6).
Суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, в случае если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Судом установлено, что решением Великолукского городского суда Псковской области от 14.05.2019 по гражданскому делу, производство № на Администрацию города Великие Луки возложена обязанность предоставить Серовой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда в границах муниципального образования «город Великие Луки», отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Решение Великолукского городского суда вступило в законную силу 30 июля 2019 года (л.д.36-39).
В целях исполнения указанного решения 12 августа 2019 Великолукским городским судом Псковской области выдан исполнительный лист серии ФС № на основании которого 22 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Боговой А.Э. было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации города Великие Луки, предмет исполнения – предоставление жилья детям-сиротам. Одновременно должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.19-20).
Администрацией города Великие Луки постановление о возбуждении исполнительного производства было получено 28 октября 2019 года.
01 ноября 2019 года Администрация города Великие Луки обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения.
Определением Великолукского городского суда от 12 декабря 2019 года Администрации города Великие Луки в предоставлении отсрочка было отказано. Определение суда обжаловано не было и вступило в законную силу 13.01.2020 года.
Согласно пункту 5 части 7 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в сроки совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий не включается время со дня обращения должника в суд выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения, до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.
Фактически решение суда было исполнено 27.12.2019 года, то есть до вступления в законную силу (13.01.2020 года) определения Великолукского городского суда от 12 декабря 2019 года, что подтверждается постановлением №2729 от 27.12.2019 года (л.д.21-22), типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №244 от 30.12.2019 года и актом приёма-передачи ключей от 28.12.2019 года.
Вместе с тем, после исполнения решения суда Администрацией города Великие Луки 28 мая 2020 года в рамках исполнительного производства №-ИП от 18.10.2019 года судебный пристав-исполнитель Прокопчук Ф.А. вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации города Великие Луки в размере 50000 рублей (л.д.44), а 05 августа 2020 года на основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем Тарасовой А.П. было возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д.17-18).
В данном случае Администрацией города Великие Луки решение суда было исполнено в период, когда срок совершения исполнительных действий не шел, а взыскание исполнительского сбора было произведено судебным приставом-исполнителем 28.05.2020 года, то есть после исполнения должником решения суда 27.12.2019 года, что является неправомерным.
Поскольку административный истец постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области Прокопчука ФИО17 № от 28.05.2020 не обжаловал, и вопрос о его незаконности в настоящем судебном заседании не ставил, суд рассматривает иск по предъявленным требованиям.
В обоснование доводов об отсутствии вины Администрации города Великие Луки в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа административный истец ссылается на положения Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Администрации г. Великие Луки от 20.08.2013 № 1937 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».
Согласно статьи 9 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-ОЗ финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечениями жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, согласно приложению, к Закону Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан на территории муниципального образования «Город Великие Луки» реализуется в соответствии с Постановлением Администрации г. Великие Луки от 20.08.2013 № 1937.
Таким образом, начало предоставления жилых помещений указанной категории граждан зависит от поступления из областного бюджета денежных средств на указанные цели и у Администрации города Великие Луки отсутствовала реальная возможность в 5-дневный срок, предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ввиду необходимости соблюдения законодательно закрепленной процедуры приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение Администрацией города Великие Луки исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, связано с объективными причинами, не зависящими от должника; со стороны должника отсутствует вина в нарушении сроков исполнения исполнительного документа.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для освобождения должника от исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Администрации города Великие Луки Псковской области удовлетворить.
Освободить Администрацию города Великие Луки Псковской области от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области Прокопчука ФИО18 №20/112355 от 28.05.2020.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Тевс
Мотивированное решение принято 25 апреля 2022 года
Председательствующий М.В. Тевс