Гражд. дело №2-66/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 марта 2018 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителя истца ФИО6 по доверенности ФИО7, ответчика ФИО1, ответчика ФИО4, представителя ответчика администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО8, представителя третьего лица главы МО «<адрес>» ФИО9, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО1, ФИО4, администрации МР «<адрес>» о признании правоустанавливающих документов на земельные участки площадью 0,006 га с кадастровыми номерами 05:08:000004:2369 и 05:08:000004:2370 недействительными, об обязании Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии по РД аннулировать записи о земельных участках, площадью 0,006 га с кадастровыми номерами 05:08:000004:2369 и 05:08:000004:2370, по увеличенным исковым требованиям представителя истца ФИО7 о признании постановлений № и № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, о признании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и МО «<адрес>» недействительным, о признании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и МО «<адрес>» недействительным, об обязании снести строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000004:2369 за счет ответчика ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО4, администрации МР «<адрес>» о признании правоустанавливающих документов на земельные участки площадью 0,006 га с кадастровыми номерами 05:08:000004:2369 и 05:08:000004:2370 недействительными, об обязании Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии по РД аннулировать записи о земельных участках, площадью 0,006 га с кадастровыми номерами 05:08:000004:2369 и 05:08:000004:2370 по тем основаниям, что он является собственником земельного участка, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 05:08:000004:1868, расположенного по адресу: <адрес>. В этом году ему стало известно, что расположенные перед его земельным участком земельные участки, с кадастровыми номерами 05:08:000004:2369 и 05:08:000004:2370 переданы в долгосрочную аренду ответчикам под строительство торговых точек. Согласно копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ участки площадью 0,0060 га выделены ответчикам на 49 лет, а начальнику отдела по управлению муниципальным имуществом рекомендовано заключить договора долгосрочной аренды. Исходя из этого же постановления следует, что были проведены торги согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ. Если бы ему было известно о том, что спорные участки предоставляются в аренду, если бы извещение было опубликовано в установленном законом порядке, он бы тоже подал заявку и изъявил желание принять участие на торгах.
В постановлении указано, что администрацией было опубликовано объявление в газете «Луч справедливости» сообщение о предоставлении участков в аренду, но ему об этом ничего не известно.
Считает, что отчуждение земельных участков произошло незаконно, с нарушением земельного законодательства.
01.03.2018г. от представителя истца ФИО7 в суд поступило заявление об увеличении исковых требований в котором она просит признать постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными о признании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и администрацией МО «<адрес>» недействительным, о признании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и администрацией МО «<адрес>» недействительным, об обязании ФИО1 снести строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000004:2369 за счет ответчика указывая на то, что в ходе судебного разбирательства по делу ей стало известно между ФИО1 и ФИО4 и отделом по управлению муниципальным имуществом МО «<адрес>» были заключены договоры аренды вышеуказанных спорных участков. На участке с кадастровым номером 05:08:000004:2369 принадлежащем ФИО1 находится строение, которое препятствует использованию по своему функциональному назначению земельного участка ФИО6 Препятствия выражены в отсутствии подъезда к участку в случае начала предпринимательской деятельности на своем участке с кадастровым номером 05:08:000004:1868 по адресу: <адрес>.
При рассмотрении дела в судебном заседании истец ФИО6 участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Из его письменного заявления адресованного суду следует, что он просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца ФИО6 по доверенности ФИО7 в судебном заседании полностью поддержала исковые требования истца, уточнила их, и просила признать недействительным постановление администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД, признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией МР «<адрес>» и ФИО1 о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2369, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД, признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2369, обязать ФИО1 за свой счет снести строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенное по <адрес> РД, признать недействительным постановление администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду ФИО4 земельного участка, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД, признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией МР «<адрес>» и ФИО4 о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2370, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД, признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2370, указывая на то, что по <адрес> истец ФИО6 имеет на праве собственности земельный участок, площадью 600 кв.м. предоставленный ему под строительство торговой точки. Перед земельным участком ФИО6 по <адрес> администрацией МР «<адрес>» на основании постановления № от 30.12.2014г. и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 05:08:000004:2369, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки. ФИО1 зарегистрировала свое право аренды на указанный земельный участок и органом регистрации внесена запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО1 На указанном земельном участке ФИО1 возвела строение под магазин.
Также, перед земельным участком, принадлежащим ФИО6 по <адрес> на основании постановления № от 30.12.2014г. и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 05:08:000004:2370, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки. ФИО4 зарегистрировала свое право аренды на указанный земельный участок и органом регистрации внесена запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО4
Считает незаконными и подлежащими отмене вышеуказанные постановления администрации МР «<адрес>», договора о предоставлении в аренду земельных участков ФИО1 и ФИО4, а также записи в ЕГРП, так как они вынесены в нарушение действующего законодательства. В соответствии со ст.30 ЗК РФ прежде чем предоставить земельные участки администрация района должна была сформировать эти земельные участки, поставить их на кадастровый учет и после этого должны были их представлять им. До представления ответчикам указанных земельных участков администрация района не сформировала эти земельные участки, не поставила их на кадастровый учет. В газете «Луч справедливости» от ДД.ММ.ГГГГг. администрацией района было опубликовано извещение о предоставлении двух земельных участков, расположенных по <адрес>. В указанном извещении не было указано достаточной информации чтобы идентифицировать земельные участки, площадь земельных участков не соответствовал, не соответствовал адрес. Указанное извещение в газете не имеет какое-либо отношения к представленным земельным участкам ФИО1 и ФИО4 Извещение в газете об исправлении адреса было напечатано после предоставления земельных участков ответчикам. Земельные участки предоставленные ответчикам находятся рядом с земельным участком ФИО6,. их разделяет газовая труба среднего давления. Возведенное ФИО1 строение закрывает доступ к земельному участку ФИО6
Считает, что право ФИО6 на подачу заявки для участия на торгах для получения земельных участков, расположенных по <адрес> и представленных ответчикам нарушено, поскольку как любой гражданин он имел право подать заявку на участие на торгах для получения земельного участка. Из-за неправильного опубликования извещения в районной газете администрацией района, он был лишен возможности участвовать на торгах. ФИО6 вообще не знал о наличии публикации в газете о предоставлении земельных участков по <адрес>, поскольку публикация была о предоставлении земельных участков по <адрес>. ФИО6 хотел воспользоваться своим правом на участие на торгах для получения земельных участков, расположенных по <адрес>.В этой публикации отсутствовала информация на основании которой можно было идентифицировать земельные участки. <адрес> находится в другом месте, а <адрес> находится в центре села.
По поводу заявленного ФИО8 ходатайства о применении срока давности обращения ФИО6 в суд, она считает указанное ходатайство необоснованным. Со слов ФИО6 ей стало известно о том, что о предоставлении земельных участков ответчикам ему стало известно в 2018 году, до этого он вообще не знал. В апреле 2017 года с административным иском в суд обратился не ФИО6, а другое лицо. При обращении с иском в суд ФИО6 помимо требований о признании постановлений незаконными, также заявлены другие требования. Поэтому считает, что в данном случае применяются общие сроки исковой давности, а не сокращенные сроки. Кроме этого, ФИО8 в суд не представлены доказательства о том, что ФИО6 знал о представлении земельных участков ответчикам. Просит отказать в удовлетворении ходатайства и удовлетворить в полном объеме исковые требования ФИО6
Ответчик ФИО1 исковые требования не признала и в судебном заседании пояснила, что она в 2014 году прочитала объявление в районной газете и обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду, расположенного по <адрес>. Постановлением администрации <адрес> РД в декабре 2014 года ей был предоставлен земельный участок для строительства торговой точки по <адрес>, площадью 60 кв.м. В начале 2015 года она заключила договор аренды с администрацией района о получении указанного земельного участка в аренду. Право аренды она зарегистрировала в органах регистрации. Земельный участок ФИО6 расположен примерно на расстоянии 5-6 метров от ее земельного участка. Между ее земельным участком и земельным участком ФИО6 проходят две газовые трубы. В отделе архитектуры района она получила разрешение на строительство. В декабре 2015 года на указанном земельном участке она поострила строение под магазин, которое в настоящее время функционирует. Лицевая часть ее магазина выходит на <адрес> участок предоставленный ФИО4 находится рядом с ее земельным участком. Истца ФИО6 она знает, родственных связей с ним не имеет. По поводу предоставленного ей земельного участка, с ФИО6 она вообще никогда не разговаривала. Ходатайство ФИО8 по поводу исковой давности она поддерживает. Считает, ей земельный участок предоставлен законно и просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО4 исковые требования не признала и в судебном заседании пояснила, что она в 2014 году прочитала объявление в районной газете и обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду, расположенного по <адрес>. Постановлением администрации <адрес> РД в декабре 2014 года ей был предоставлен земельный участок для строительства торговой точки по <адрес>, площадью 60 кв.м. В начале 2015 года она заключила договор аренды с администрацией района о получении указанного земельного участка в аренду. Право аренды она зарегистрировала в органах регистрации. Земельный участок ФИО6 расположен сзади ее земельного участка. Между ее земельным участком и земельным участком ФИО6 проходят две газовые трубы. Она не получила разрешение на строительство и какое-либо строение на представленном ей земельном участке не построила. Земельный участок, предоставленный ФИО1 находится рядом с ее земельным участком. Истца ФИО6 она знает, родственных связей с ним не имеет. По поводу предоставленного ей земельного участка, с ФИО6 она вообще никогда не разговаривала. Ходатайство ФИО8 по поводу исковой давности она поддерживает. Считает, ей земельный участок предоставлен законно и просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО8 исковые требования не признал и пояснил суду, что в ДД.ММ.ГГГГг. в районной газете «Луч справедливости» № администрацией района было опубликовано сообщение о предоставлении в аренду под строительство торговых точек по <адрес>. На один из участков поступило одно лишь заявление от ФИО1 и комиссией администрации района по проведению торгов было принято решение о предоставлении ФИО1 земельного участка, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенный по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление за № о предоставлении ФИО1 указанного земельного участка под строительство торговой точки. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района и ФИО1 был заключен договор аренды № о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенного по <адрес>. ФИО1 в органах регистрации зарегистрировала свое право аренды на указанный земельный участок. Она получила разрешение в отделе архитектуры и на указанном земельном участке построила магазин.
На основании опубликованного в районной газете «Луч справедливости» № от ДД.ММ.ГГГГ сообщения ФИО4 подала заявление о предоставлении ей земельного участка. Поскольку другие лица не подали заявления, то комиссией района по проведению торгов было принято решение о предоставлении ФИО4 земельного участка, расположенного по <адрес>. На основании протокола комиссии администрацией района было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО4 земельного участка, площадью 0,0060 га. под строительство торговой точки, расположенный в <адрес> администрацией МР «<адрес>» и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды № о предоставлении ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2370, площадью 0,0060 га, расположенный по <адрес>. ФИО4 зарегистрировала свое право аренды на указанный земельный участок в органах регистрации.
При опубликовании в районной газете «Луч справедливости» № от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении земельных участков, редакцией была допущена ошибка и вместо <адрес> в публикации была указана <адрес> и площадь земельных участков тоже была указана неправильно. <адрес> в районной газете «Луч справедливости» от 21.01.2015г. была опубликована поправка об исправлении ошибки опубликованной в районной газе т за № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельные участка ФИО1 и ФИО4 были представлены на основании ст.30 ЗК РФ в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. На момент подачи объявления в районной газете предоставляемые им земельные участки не были сформированы, не были поставлены на кадастровый учет. ФИО1 и ФИО4 сами самостоятельно поставили земельные участка на кадастровый учет.
Действующим законодательством не предусмотрено, что на момент публикации объявления в районной газете земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. В опубликованном объявлении должны быть указаны площадь земельного участка, адрес и вида права. Считает, что земельные участки ФИО1 и ФИО4 администрацией района представлены в аренду в соответствии с действующим законодательством. Считает, что истец с апреля 2017 года знал о предоставлении земельных участков ФИО1 и ФИО4, так как он обращался в суд с административным иском в апреле 2017 года о признании постановлений администрации о выделении земельных участков ФИО1 и ФИО4 ФИО6 обратился в суд по истечении трех месяцев. Просит применить сроки давности обращения в суд и отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица -глава МО «<адрес>» ФИО9 не согласился с заявленными исковыми требованиями и пояснил в судебном заседании, что после выхода газеты «Луч Справедливости» в ноябре 2014 года он читал публикацию о предоставлении по <адрес> двух земельных участков. <адрес> в <адрес> расположена вдоль федеральной автодороги «Кавказ», а <адрес>, расположена в центре села. Предоставленные ФИО4 и ФИО1 земельные участки под строительство торговых точек распложены по <адрес>, а принадлежащий ФИО6 земельный участок лицевой стороной выходит на <адрес> участки предоставленные ФИО4 и ФИО1 расположены рядом друг с другом, а также с земельным участком ФИО6 Их отделяют две газовые трубы которые проходят между этими земельными участками. Он поддерживает ходатайство ФИО8 о применении срока давности обращения в суд. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте в времени рассмотрения дела.
Из заявления представителя УФРС РФ по РД по доверенности ФИО10 адресованного суду следует, что он просит рассмотреть дело без участия представителя Управления Россреестра по РД.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст.29 ЗК РФ( в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.30 ЗК РФ ( в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1); предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах(конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи(пункт 2); предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке(далее кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведение торгов(конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов(конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о представлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов(конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка пли представление земельного участка в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов(конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов(конкурсов, аукционов)(пункт4);
В соответствии с п.8.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся муниципальной собственности на землю, на территории <адрес> Республики Дагестан принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. №(действовавшего на момент предоставления земельных участков ФИО1 и ФИО4) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется администрацией муниципального района с проведением работ по их формированию: 1)без предварительного согласования места размещения объекта; 2) с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пунктов 8.3 и 8.3.1, 8.3.2, 8.3.3 названного выше Положения, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на торгах.
Для предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта администрация муниципального района осуществляет в следующем порядке:
-работы по формированию земельного участка;
-подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
-определение разрешенного использования земельного участка;
-определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
-принятия решения о проведении торгов(конкурса, аукциона) или приеме заявлений о представлении земельных участков без проведения торгов(конкурсов, аукциона);
-публикация информационного сообщения о проведении торгов(конкурса, аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
-государственный кадастровый учет земельного участка;
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.1 ст.38 ЗК РФ( в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
По смыслу перечисленных выше нормативно-правовых актов, при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта администрация МР «<адрес>» обязан был провести последовательно следующие действия, а именно: -работы по формированию земельного участка; -подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; -определение разрешенного использования земельного участка; -определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; -принятия решения о проведении торгов(конкурса, аукциона) или приеме заявлений о представлении земельных участков без проведения торгов(конкурсов, аукциона); -публикация информационного сообщения о проведении торгов(конкурса, аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов; -государственный кадастровый учет земельного участка; -подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Однако, в нарушение ст.30 ЗК РФ, пунктов 8.1, 8.2, 8.3, 8.3.1, 8.3.2, 8.3.3. вышеназванного Положения администрацией района не были совершены действия, предусмотренные перечисленными нормами, в том числе по формированию земельных участков, постановке их на государственный кадастровый учет и.т.д.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии 05-АА № от 12.03.2008г. следует, что на праве собственности ФИО6 зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 05:08:000004:1868. под строительство торговой точки, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> регистрации № от 12.03.2008г.
Из извещения, опубликованного в номере 48 от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Луч справедливости» следует, что: «Предлагаются в долгосрочную аренду на 49 лет два земельных участка из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 72 и 84 кв.м. под строительство торговых точек, расположенных по <адрес>, в <адрес>, РД».
Из поправки, опубликованной в газете «Луч справедливости» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что: «В 48-м номере газеты, от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка. В извещении, опубликованном на 3-й странице, по вине работника редакции место расположения предлагаемых участков под строительство торговых точек в <адрес> указана <адрес> участки расположены по <адрес>».
Из протокола № заседания комиссии по проведению торгов администрации МР «<адрес>» от 15.12.2014г. следует, что в связи с поступлением после опубликования информационного сообщения в районной газете «Луч справедливости» от 14.11.2014г. за №(6725) о представлении в долгосрочную аренду под строительство торговой точки земельного участка из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га, расположенный по <адрес> РД только одного заявления от ФИО1 комиссией решено направить главе МР «<адрес>» для рассмотрения проект постановления о предоставлении ФИО1 земельного участка. Протокол подписан членами комиссии.
Из постановления главы МР «<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенный по <адрес> РД.
Из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный договор заключен между администрацией МР «<адрес>» и ФИО1, по условиям которого арендодатель МР «<адрес>» предоставил арендатору ФИО1 в долгосрочную аренду земельный участок из земель населенных пунктов МО «<адрес>», с кадастровым номером 05:08:000004:2369, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенный по <адрес>. Договор подписан обеими сторонами.
Из свидетельства о регистрации следует, что на праве аренды ФИО1 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГг.
Из разрешения на строительство №RU-05517000-Р 005 следует, что и.о. начальника отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации МР «<адрес>»ФИО11 выдано разрешение ФИО1 на строительство объекта торговой точки, расположенной по адресу: РД, <адрес>.
Из протокола № заседания комиссии по проведению торгов администрации МР «<адрес>» от 15.12.2014г. следует, что в связи с поступлением после опубликования информационного сообщения в районной газете «Луч справедливости» от 14.11.2014г. за №(6725) о представлении в долгосрочную аренду под строительство торговой точки земельного участка из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га, расположенный по <адрес> РД только одного заявления от ФИО12 комиссией решено направить главе МР «<адрес>» для рассмотрения проект постановления о предоставлении ФИО12 земельного участка. Протокол подписан членами комиссии.
Из постановления главы МР «<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенный по <адрес> РД.
Из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный договор заключен между администрацией МР «<адрес>» и ФИО12, по условиям которого арендодатель МР «<адрес>» предоставил арендатору ФИО12 в долгосрочную аренду земельный участок из земель населенных пунктов МО «<адрес>», с кадастровым номером 05:08:000004:2379, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенный по <адрес>. Договор подписан обеими сторонами.
Из свидетельства о регистрации следует, что на праве аренды ФИО12 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2370, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГг.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером 05:08:000004:1868 принадлежащий на праве собственности истцу ФИО6 под строительство торговой точки расположенный на <адрес> предоставлен в 2008 году.
Впереди его земельного участка по <адрес> в декабре 2015 года предоставлены земельные участки ответчикам ФИО1 и ФИО4, которые преграждают доступ к земельному участку истца со стороны <адрес> и препятствуют ведению последним торговой деятельности.
Судом полностью опровергаются доводы главы МО «<адрес>» ФИО9 о том, что фасадная часть земельного участка принадлежащего ФИО6 выходит на <адрес>, поскольку по всем правоустанавливающим документам земельный участок ФИО6 считается представленным именно по <адрес> с.. Герга и лицевая (фасадная ) часть его земельного участка также выходит на <адрес>.
Как следует из ст.30 ЗК РФ и пунктов 8.3.1, 8.3.2 Положения администрации МР «<адрес>» о порядке предоставления земельных участков обязательным условием предоставления земельного участка гражданам для строительства без проведения торгов является наличие лишь одной заявки при наличии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков.
Как следует из извещения опубликованной в номере 48 от 14.ноября 2014 года в районной газете «Луч справедливости» администрацией района опубликовано извещение о предполагаемых в долгосрочную аренду двух земельных участков, площадью 72 кв.м. и 84 кв.м. под строительство торговых точек, расположенных по <адрес>.
На основании указанного извещения администрацией района без проведения торгов ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления за номерами 485 и 486 о предоставлении в долгосрочную аренду двух земельных участков, расположенных по <адрес>, площадью по 60 кв.м.
Как установлено материалами дела <адрес> расположена вдоль Федеральной автодороги «Кавказ», а <адрес> расположена в центре <адрес>.
Администрация МР «<адрес>» опубликовывая в районной газете «Луч справедливости» извещение от ДД.ММ.ГГГГ, неправильно указала в нем адрес расположения земельных участков, их площадь, а также не указала информацию при наличии которой возможно было идентифицировать указанные земельные участки, тем самым своевременно до вынесения вышеперечисленных постановлений умышленно не исправила допущенную ошибку при публикации извещения.
Следовательно, суд приходит к выводу, что указанное извещение, опубликованное в номере 48 от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Луч справедливости» не имеет отношения к предоставленным ФИО1 и ФИО4 земельным участкам и земельные участки ответчикам предоставлены в нарушение установленного ст.30 ЗК РФ и пунктами 8.3.1 и 8.3.2 Положения о предоставлении земельных участков процедуры.
Тем самым, суд соглашается с доводами истца ФИО6 и ее представителя ФИО7 о том, что неправомерными действиями администрации района ущемлены и нарушены права ФИО3 на подачу заявки для участия на торгах при предоставлении земельного участка в аренду, поскольку предоставленные ответчикам земельные участки расположены перед принадлежащим ему земельным участком, выходят на <адрес>, закрывают доступ к его земельному участку со стороны <адрес> и препятствуют ведению предпринимательской деятельности.
Администрация МР «<адрес>» опубликовав извещение в районной газете «Луч справедливости» с заведомо неправильными данными о месте расположения земельных участков, о площадях предлагаемых земельных участков, с не указанием другой информации, на основании которой возможно было идентифицировать предлагаемые в аренду земельные участки, лишила истца ФИО3 как любого гражданина Российской Федерации доступа для подачи заявки на участие в торгах на получение тех земельных участков, расположенных по <адрес>, которые непосредственно расположены перед принадлежащим ему земельным участком.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-О-О, нормы абз.2 и 4 п.1 ст.34 ЗК РФ во взаимосвязи с абз. 1 п.1 ст.34 ЗК РФ, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур представления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной передачи земельных участков в собственность (аренду), а также направлено не только защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц в том числе возможных претендентов на земельный участок. Не выявление иных претендентов и рассмотрение их заявок будет противоречить земельному законодательству.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией МР «<адрес>», вопреки требованиям ст.30 ЗК РФ и пунктов 8.3.1, 8.3.2 Положения о предоставлении земельных участков путем издания постановлений № и 586 от ДД.ММ.ГГГГ, нарушен порядок предоставления земельных участков для целей связанных со строительством, так как администрацией района были приняты решения о предоставлении спорных земельных участков ФИО1 и ФИО4 без проведения торгов на основании опубликованного в газете «Луч справедливости» № от ДД.ММ.ГГГГ извещения которое не имеет отношения к предоставленным земельным участкам по <адрес>, поскольку извещение о предоставлении земельных участков было опубликовано на земельные участки, расположенные по <адрес>. Указанное в свою очередь, свидетельствует о неправомерном распоряжении муниципальным имуществом, его неэффективном использовании, что, безусловно привело к нарушению интересов истца ФИО6, не получившего возможность арендовать спорные земельные участки и приобрести их на равных условиях.
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и не действительна с момента ее совершения.
Следовательно, договора заключенные администрацией МР «<адрес>» с ФИО1 и ФИО4 о представлении земельных участков являются недействительными.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Аналогичное требование содержится также в ч.1 ст.61 ЗК РФ.
Следовательно, суд приходит к выводу о признании незаконными перечисленных выше постановлений администрации МР «<адрес>» и заключенные с ФИО13 и ФИО4 договоров аренды.
Из выписки из ЕГРП следует, что на праве аренды ФИО1 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГг.
Из выписки из ЕГРП следует, что на праве аренды ФИО12 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2370, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. отДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством осуществления зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество. Соответствующее требование рассматривается в порядке искового производства.
Как установлено материалами дела постановлением администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок, площадью 0,0060 га, расположенный по <адрес> РД.
На основании указанного постановления, на праве аренды ФИО1 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГг.
Постановлением администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок, площадью 0,0060 га, расположенный по <адрес> РД.
На основании указанного постановления, на праве аренды ФИО12 зарегистрирован земельный участок, площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000004:2370, расположенный по <адрес> РД. Запись регистрации 05-05-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГг.
Поскольку, постановления администрации МР «<адрес>» № и № от ДД.ММ.ГГГГ вынесены с нарушением предусмотренного законом порядка и регистрация прав аренды на земельные участки ФИО1 и ФИО4 органом регистрации проведены на основании незаконно вынесенных постановлений, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания недействительными записи государственной регистрации прав ответчиков, на указанные земельные участки.
Как установлено судом, ответчиком ФИО1 на выделенном ей земельном участке возведено строение под магазин. Указанное строение ею возведено на основании постановления главы МР «<адрес>», которое вынесено с нарушение действующего законодательства. Следовательно, требования о сносе указанного строения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства по делу, представителем ответчика ФИО8 было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом сроков давности обращения в суд и об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявляя свое ходатайство, он указывает, что с апреля 2017 года ФИО6 знал о нарушении его права, поскольку он с апреля 2017 года обратился в суд с административным иском о признании постановлений о выделении ФИО1 и ФИО4 земельных участков.
В удовлетворении ходатайства ФИО14 следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определенного в соответствии со ст.200 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправлении может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из искового заявления ФИО6 он обратился в суд с исковым заявлением и в своих требованиях, он помимо признания постановлений администрации МР «<адрес>» недействительными просит признать недействительными договора заключенные между администрацией МР «<адрес> с одной стороны и ответчиками с другой о предоставлении им в долгосрочную аренду земельных участков, о признании записи в Едином государственном реестре прав ответчиков недействительными, а также о сносе незаконно возведенного строения.
К перечисленным выше требованиям, заявленными истцом ФИО6 применяются общие сроки исковой давности, предусмотренные ст.196 ГК РФ, а не сокращенные сроки давности, предусмотренные ст.219 КАС РФ.
Как следует из определения Каякентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-176/17 следует, что ФИО6 обратился в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>», администрации МР «<адрес>» об отмене постановлений администрации МР «<адрес>» о выделении земельных участков ФИО1 и ФИО4 и по другим требованиям.
В судебном заседании при рассмотрении указанного дела было установлено, что административный иск от имени ФИО6 подписано и подано в суд ФИО15 и поэтому вышеназванным определением административное исковое заявление ФИО6 было оставлено без рассмотрения.
Таким образом, заявляя указанное выше ходатайство о применении последствий применения пропуска истцом сроков давности обращения в суд и об отказе в удовлетворении исковых требований представителем ответчика ФИО8 не представлены в суд надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что истец ФИО6 знал или должен был знать о нарушении его права ранее, чем он подал в суд исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства представителя ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО8 о применении последствий пропуска срока исковой давности, отказать.
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД.
Признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией МР «<адрес>» и ФИО1 о предоставлении ей в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2369, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/219/001/2015-524/1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2369.
Обязать ФИО1 за свой счет снести строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000004:2369, расположенное по <адрес> РД.
Признать недействительным постановление администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет ФИО4 земельного участка из земель населенных пунктов МО «<адрес>», площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД.
Признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией МР «<адрес>» и ФИО2 о предоставлении ей в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2370, площадью 0,0060 га под строительство торговой точки, расположенного по <адрес> РД.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав №-/028-05/108/002/2015-2388/2 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации право аренды ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 05:08:000004:2370, а в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов.