Решение по делу № 2-517/2024 от 27.03.2024

Дело № 2-517/2024

29RS0001-01-2024-000681-25

РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 года г. Вельск

Вельский pайонный суд Аpхангельской области в составе председательствующего Мунтян И.Н.,

пpи секpетаpе Нелюбовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тулисовой Ольги Валентиновны, Доманиной Марины Валерьевны, Петрюкштис Ольги Федоровны к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания,

установил:

Тулисова О.В., Доманина М.В., Петрюкштис О.Ф. обратились в суд с иском к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, обосновывая требования тем, что на территории указанного земельного участка Новоселовой Е.В. незаконно организован приют по содержанию бездомных животных – собак. В настоящее время на территории приюта содержится около <данные изъяты>. По имеющимся у истцов сведениям из ЕГРН правообладателем земельного участка является <данные изъяты>», в качестве ограничения прав и обременения объекта недвижимости указана аренда <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данное юридическое лицо ликвидировано. На указанном земельном участке Новоселовой Е.В. осуществляется незаконное содержание бездомных собак в течение продолжительного времени, данные животные не зарегистрированы, владельцев не имеют, последней не принадлежат. Новоселова Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, учредителем, либо участником юридического лица не является, то есть полномочий по содержанию бездомных животных не имеет. Приют для собак надлежащим образом не зарегистрирован, расположен в черте города, в непосредственной близости от жилого сектора частных и многоквартирных домов, а также детского сада. К приюту выходит пешеходный переход и автобусная остановка, где останавливаются школьные автобусы. Собаки не чипируются, специальных бирок с уникальным идентификационным номером не имеют, лечебно-профилактические мероприятия не проводятся. Животные постоянно лают, распространяют запах, нарушают тишину и покой жителей соседних домов в ночное время. Ответчиком не проводится комплекс мероприятий по отлову безнадзорных животных, а также их принятию в муниципальную собственность.

Истцы Тулисова О.В., Доманина М.В., Петрюкштис О.Ф. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что некоторые собаки свободно передвигаются по близлежащей территории, где, в том числе проживают престарелые люди и дети. Указали, что Новоселова Е.В. разжигает костры и готовит пищу собакам, от чего распространяется запах, собаки лают, чем нарушаются права лиц, проживающих в данном районе.

Представитель истцов Тарбакова Н.В. в судебном заседании заявленные требования также поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию принять собак содержащихся у Новоселовой Е.В. в муниципальную собственность. Новоселова Е.В. право собственности на указанных безнадзорных животных не признает, приют надлежащим образом не организован. Полагает, что нарушаются права истцов на благоприятную окружающую среду.

Ответчик администрация городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направила, представитель по доверенности Зачепа Т.В. просила рассмотреть дело без ее участия, представила в материалы дела письменный отзыв, согласно которому просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что деятельность по обращению с безнадзорными животными относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, каких-либо государственных полномочий в данной сфере правоотношений органам местного самоуправления городского поселения «Вельское» не передавалось, осуществление деятельности органами местного самоуправления поселений по обращению с животных без владельцев, предусмотренные ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к их праву и не является обязанностью. Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области», которым предусмотрена обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению животных без владельцев возложена на инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области.

На судебное заседание представитель третьего лица ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных» не явился, просили рассмотреть дело без их участия, учреждением в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которого по результатам проверок приюта Новоселовой Е.В. различными государственными органами нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства установлено не было, животные стерилизованы, кастрированы, вакцинированы против бешенства, при необходимости лечение собак осуществляется специалистами учреждения.

Третье лицо Новоселова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, согласно представленного письменного отзыва возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что на территории железнодорожного тупика ею содержатся собаки, которые не являются безнадзорными, осуществляет за ними необходимый уход, медицинскую помощь, вакцинацию. Собаки содержатся в вольерах, земельный участок огорожен забором, их свободный выгул не осуществляется. Каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не установлено, необходимость передачи животных в муниципальную собственность отсутствует.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», наделяющими субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В то же время статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, которые обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

На основании статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 1 статьи 230 ГК РФ установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления (пункт 1 статьи 231 ГК РФ).

Исходя из статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером расположен железнодорожный путь длиной <данные изъяты> с кадастровым номером , собственником которого является Ф.И.О. (выписка из ДД.ММ.ГГГГ представлена <данные изъяты>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железнодорожный тупик, площадка для погрузки, выгрузки грузов.

Из письменного отзыва Новоселовой Е.В. следует, что по договоренности с собственником земельного участка, на данной территории содержится пункт временного содержания животных (приют). Собаки не являются безнадзорными, условия содержания животных в пункте временного содержания являются удовлетворительными, земельный участок огорожен высоким забором (высотой около <данные изъяты>), собаки содержатся в вольерах, вакцинированы и стерилизованы, в случае болезни проходят лечение, которые осуществляют специалисты ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», необходимость передачи животных в муниципальную собственность отсутствует.

Согласно акту осмотра питомника для содержания животных (собак) от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного <данные изъяты>, с участием представителей контролирующих органов, осмотрен земельный участок с кадастровым номером , расположенный вблизи <адрес>, с левой стороны относительно дороги на расстоянии около <данные изъяты>. За земельным участком на расстоянии около <данные изъяты> расположены железнодорожные пути. Вокруг участка густые заросшие травой кустарники, подъезд и проход содержится в надлежащем состоянии. Земельный участок огорожен деревянным забором, изготовленным кустарным способом из досок высотой около двух метров. На участке имеются раздельные постройки (вольеры) предназначенные для содержания собак, в количестве <данные изъяты>, в каждом из которых имеются утепленные фольгированным утеплителем будки на три собаки. На территории участка расположены две металлические печи для приготовления пищи для собак, имеется колодец. Земельный участок находится в надлежащем санитарном состоянии, отходы жизнедеятельности собак на участке отсутствуют. Собаки по территории питомника не бегают, содержатся исключительно в вольерах. Согласно сведениям <данные изъяты> расстояние от ближайшего жилого дома по адресу:г. <адрес> до первой постройки (вольера), расположенной на земельном участке составляет <данные изъяты> метров.

В ходе обследования вышеуказанного земельного участка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, комиссией администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области зафиксированы аналогичные сведения.

Решением Совета депутатов МО «Вельское» третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Вельское»».

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Вельское», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, согласно градостроительному регламенту находится в зоне <данные изъяты>, который допускает размещение приютов для животных.

Соблюдение законодательства при осуществлении деятельности приюта (пункта) временного содержания животных без владельцев, который содержит Новоселова Е.В. неоднократно проверялось контрольными (надзорными), правоохранительными органами по обращению граждан, в том числе, по заявлениям истцов. Указанные заявления в ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», администрацию городского поселения «Вельское», Совет депутатов городского поселения «Вельское», прокуратуру Вельского района, прокуратуру Архангельской области, Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру, ОМВД России по Вельскому району, Вельский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, Губернатору Архангельской области, инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области, Североморское межрайонное управление Россельхознадзора, Уполномоченному по правам человека в Архангельской области, полно, всесторонне и объективно проверены, некоторые из обращений направлялись по принадлежности в иные органы.

Согласно отзыву на исковое заявление ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», различными государственными органами нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности приюта не установлено, в адрес Новоселовой Е.В. консультантом отдела государственного ветеринарного надзора инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием оформить карточки учета на животных, содержащихся в приюте, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или организовать юридическое лицо.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Новосеволой Е.В. инспекцией по ветеринарному надзору составлен протокол об административном правонарушении № , за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> РФ – несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Вместе с тем, неполное соответствие организованного Новоселовой Е.В. приюта требованиям законодательства, регулирующего осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, не может служить основанием для удовлетворения требований по настоящему иску.

Прокуратурой Вельского района, по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ее адрес, установлено, что случаи укусов, совершенных собаками, на территории <адрес>, не регистрировались. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером осуществляемой деятельности не противоречат. Деятельность по приему и содержанию бездомных животных осуществляется Новоселовой Е.В. на общественных началах на протяжении ДД.ММ.ГГГГ. Какой-либо коммерческой составляющей в осуществляемой Новоселовой Е.В. деятельности не имеется, в связи с чем, организационно-правовой формы приют не имеет. Собаки, находящиеся на территории данного земельного участка, вакцинированы. Условия их содержания удовлетворительные. Собаки на территории приюта бесхозно не бегают, содержатся в вольерах. Нарушений федерального законодательства при содержании Новоселовой Е.В. животных не установлено. Сотрудниками прокуратуры совместно со специалистами ГБУ АО «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» ДД.ММ.ГГГГ неоднократно посещалась территория общего пользования в районе приюта, в результате чего фактов нахождения безнадзорных животных не установлено. Руководством прокуратуры района в 2023 году неоднократно проводились рабочие встречи с участием заинтересованных сторон, администрации городского поселения «Вельское» рекомендовано рассмотреть вопрос о предоставлении Новоселовой Е.В. земельного участка для размещения приюта для собак, местоположение которого будет отвечать интересам местных жителей. Данный вопрос в настоящее время находится в стадии проработки. Нарушений федерального законодательства в части доводов, изложенных в обращении Тулисовой О.В., не установлено, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено.

Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Архангельской области в рамках рассмотрения обращения Уполномоченного по правам человека в интересах жителей <адрес> о нарушениях законодательства при организации приюта в части оценки полноты исполнения полномочий ветеринарной инспекцией по Архангельской области, по результатам проведения надзорных мероприятий, нарушений законодательства не выявлено.

Из представленного ответчиком в материалы дела письменного отзыва и письменных доказательств следует, что спорный приют является единственным приютом на территории городского поселения «Вельское» и не отказывает в приеме в приют безнадзорных животных. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Новоселова Е.В. с заявлением об отказе от приобретения в собственность содержащихся у нее животных и о передаче их в муниципальную собственность не обращалась. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, является правом органов местного самоуправления городского поселения, а не обязанностью, государственные полномочия в рассматриваемой сфере правоотношений администрации городского поселения «Вельское» органами исполнительной власти Архангельской области не передавались.

При рассмотрении обращений Тулисовой О.В., Чеботаревой С.А., Субботовского А.В. <данные изъяты> нарушений действующего законодательства со стороны Новоселовой Е.В. не установлено.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ), данный Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Так согласно ст. 8 Закона № 498-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 498-ФЗ, приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными (ч. 3 ст. 16 Закона № 498-ФЗ).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Как следует из ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона № 131-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: 1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; 2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; 3) гуманного отношения к животным без владельцев; 4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; 5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; 6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 498-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 7 этого же Федерального закона предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 143 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно ч. 13 ст. 16 и ч. 7 ст. 18 Закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, в которых должны быть соблюдены установленные ст.ст. 9, 16 и 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, который должен содержать положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), установленных ст. 17 и ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Архангельской области утвержден постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп.

Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области (пункт 3).

В силу пункта 20 названного Порядка, в день поступления отловленных животных без владельцев в приют специалистом в области ветеринарии приюта осуществляется их первичный осмотр и оценка состояния здоровья (далее – первичный осмотр), в ходе которых определяется общее состояние здоровья животного без владельца, наличие или отсутствие клинических признаков инфекционных заболеваний, травм, установление признаков наличия владельцев (ошейники, микрочипы, жетоны, регистрационные знаки, специальные бирки (клипсы) с уникальным номером и иная информация о владельцах), а также устанавливается необходимость оказания животным без владельцев неотложной ветеринарной помощи.

Все поступившие в приют животные без владельцев после карантинирования и при отсутствии противопоказаний подлежат обязательному маркированию визуальными неснимаемыми и несмываемыми метками путем установки на ухе животного специальной бирки (клипсы) с уникальным идентификационным номером, который заносится в карточку учета (пункт 23).

После карантинирования и маркирования клинически здоровые животные без владельцев вакцинируются против бешенства (пункт 24).

В отношении отловленных животных без владельцев осуществляются лечебно-профилактические ветеринарные мероприятия. Указанные мероприятия осуществляются специалистами в области ветеринарии приюта или специалистами в области ветеринарии иных ветеринарных организаций, в том числе государственных ветеринарных организаций, с которыми приюты заключают договоры на оказание ветеринарных услуг (пункт 26).

Биологические материалы, полученные в результате стерилизации животного без владельца, и трупы животных без владельцев подлежат утилизации в соответствии с Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 29).

Указанным нормативным правовым актом также установлены требования к организации деятельности приютов.

Из пункта 34 Порядка следует, что приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

Минимальными требованиями к организации деятельности приютов являются наличие: 1) вольеров (клеток, отсеков) для содержания и площадок для выгула животных без владельцев; 2) карантинного помещения; 3) ветеринарного пункта, оборудованного в том числе стационаром для животных без владельцев, в отношении которых осуществляются лечебно-профилактические мероприятия; 4) дезинфекционно-моечного помещения; 5) хозяйственного помещения для хранения кормов, обеспечивающего условия хранения, определенные изготовителем кормов, или кормокухни для самостоятельного приготовления кормов; 6) складом для хранения опилок, сена или иного подстилочного материала, инвентаря; 7) морозильными камерами для временного хранения биологических отходов; 8) помещением для работников приюта.

В соответствии с пунктом 41 данного Порядка территория приюта должна быть обнесена сплошным забором высотой не менее двух метров с цоколем, заглубленным в землю. Входы на территорию приюта оборудуются дезинфекционным ковриком. В случае если на территорию приюта осуществляется въезд транспорта, оборудуется дезинфекционный барьер. Проходы между вольерами (клетками, отсеками) должны составлять не менее двух метров и обеспечивать свободное и безопасное передвижение работников приюта, в том числе с другими животными, и иных лиц, имеющих право посещать приюты. Приют должен иметь централизованные, децентрализованные или иные системы водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, систему наружного освещения. Помещения приюта должны иметь естественное и искусственное освещение. Во всех помещениях приюта необходимо наличие вентиляции (естественной или принудительной).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п.п. 4.1, 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области «<адрес>» регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации отношений по поводу безнадзорных животных во многом сходно с регулированием отношений в связи с находкой, но не идентично ему. Так, лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника; на время розыска собственника животные могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия; по просьбе лица, задержавшего животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления; лицо, задержавшее животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за их гибель и порчу в пределах их стоимости (статья 230 данного Кодекса).

Следовательно, порядок обращения с безнадзорными животными и находкой различается обязанностью по обеспечению ответственного отношения к животным и их содержанию, что обусловлено как спецификой этих объектов гражданского права, так и гуманистическими началами в регулировании обращения с животными.

Данное регулирование, таким образом, основано на предположении, что у безнадзорного домашнего животного может быть владелец, и оно лишь временно оказалось без надзора. Определяя с учетом этого порядок действий после задержания животного, соответствующее регулирование в полной мере распространяется лишь на отношения, складывающиеся при задержании животного по инициативе лица, которое вправе, но не обязано совершить такое задержание, обнаружив безнадзорное домашнее животное. При этом лицо может руководствоваться жалостью или симпатией к животному, другими гуманными соображениями.

Используя понятие «безнадзорные животные» («безнадзорные домашние животные») в статьях 225 и 230 - 232 ГК Российской Федерации, законодатель не определяет его в данном Кодексе. В Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрыт и широко применяется термин «животное без владельца», обозначающий животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6 статьи 3). Данным Федеральным законом определена деятельность по обращению с животными без владельцев как включающая мероприятия по их отлову, в том числе транспортировку, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 2 статьи 3), а также установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в той же области, в том числе право первых наделять вторых отдельными полномочиями (статьи 7 и 8).

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установленный в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» механизм осуществления органами публичной власти деятельности в области обращения с животными без владельцев, содержащий конкретные меры, направленные прежде всего на обеспечение общественной безопасности и на формирование в обществе ответственного отношения к животным, напрямую не связан с предусмотренным пунктом 1 статьи 231 ГК РФ правилом о поступлении в муниципальную собственность безнадзорных животных и в принципе не затрагивает вопросов приобретения публично-правовыми образованиями права собственности на отловленных животных без владельцев.

Участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением части 3 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ путем создания муниципальных приютов для животных, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Такое право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, ограничено требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой такие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Новоселова Е.В. отказа от приобретения в собственность содержащихся у нее животных не заявляла, с какими-либо требованиями, заявлениями в администрацию городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о принятии их в муниципальную собственность не обращалась, иные лица о своем праве на содержащихся у нее животных не заявили, таким образом, Новоселова Е.В. приобрела право собственности на данных собак.

Условия для содержания собак Новоселовой Е.В. созданы, их свободный выгул не осуществляется, производится своевременная вакцинация, стерилизация и лечение. Доказательств подтверждающих обратное, стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено и материалы дела не содержат. Доводы истцов и их представителя приведенные в судебном заседании, суд находит несостоятельными и не свидетельствующими о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку необходимых и достаточных доказательств желания для передачи в муниципальную собственность животных без владельцев из приюта (пункта временного содержания) Новоселовой Е.В. судом не установлено, истцами в материалы дела не представлено, кроме того, в материалах настоящего дела не имеется доказательств о наделении ответчика государственными полномочиями по участию в организации деятельности по обращению с животными без владельцев.

Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по отношению к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено, возложение обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания без определенных нормативными актами полномочий у ответчика по осуществлению организации деятельности по содержанию животных без владельцев, а также отсутствие источника и порядка финансирования проведения таких мероприятий у органа местного самоуправления, влечет за собой принятие неисполнимого судебного решения.

Учитывая, что истцам в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная за подачу иска в суд, не подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Тулисовой Ольги Валентиновны, паспорт серии , Доманиной М. В., паспорт серии , Петрюкштис О. Ф., паспорт серии , к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области, ИНН 2907010999, ОГРН 1052907034762 о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.Н. Мунтян

Дело № 2-517/2024

29RS0001-01-2024-000681-25

РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 года г. Вельск

Вельский pайонный суд Аpхангельской области в составе председательствующего Мунтян И.Н.,

пpи секpетаpе Нелюбовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тулисовой Ольги Валентиновны, Доманиной Марины Валерьевны, Петрюкштис Ольги Федоровны к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания,

установил:

Тулисова О.В., Доманина М.В., Петрюкштис О.Ф. обратились в суд с иском к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, обосновывая требования тем, что на территории указанного земельного участка Новоселовой Е.В. незаконно организован приют по содержанию бездомных животных – собак. В настоящее время на территории приюта содержится около <данные изъяты>. По имеющимся у истцов сведениям из ЕГРН правообладателем земельного участка является <данные изъяты>», в качестве ограничения прав и обременения объекта недвижимости указана аренда <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данное юридическое лицо ликвидировано. На указанном земельном участке Новоселовой Е.В. осуществляется незаконное содержание бездомных собак в течение продолжительного времени, данные животные не зарегистрированы, владельцев не имеют, последней не принадлежат. Новоселова Е.В. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, учредителем, либо участником юридического лица не является, то есть полномочий по содержанию бездомных животных не имеет. Приют для собак надлежащим образом не зарегистрирован, расположен в черте города, в непосредственной близости от жилого сектора частных и многоквартирных домов, а также детского сада. К приюту выходит пешеходный переход и автобусная остановка, где останавливаются школьные автобусы. Собаки не чипируются, специальных бирок с уникальным идентификационным номером не имеют, лечебно-профилактические мероприятия не проводятся. Животные постоянно лают, распространяют запах, нарушают тишину и покой жителей соседних домов в ночное время. Ответчиком не проводится комплекс мероприятий по отлову безнадзорных животных, а также их принятию в муниципальную собственность.

Истцы Тулисова О.В., Доманина М.В., Петрюкштис О.Ф. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что некоторые собаки свободно передвигаются по близлежащей территории, где, в том числе проживают престарелые люди и дети. Указали, что Новоселова Е.В. разжигает костры и готовит пищу собакам, от чего распространяется запах, собаки лают, чем нарушаются права лиц, проживающих в данном районе.

Представитель истцов Тарбакова Н.В. в судебном заседании заявленные требования также поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию принять собак содержащихся у Новоселовой Е.В. в муниципальную собственность. Новоселова Е.В. право собственности на указанных безнадзорных животных не признает, приют надлежащим образом не организован. Полагает, что нарушаются права истцов на благоприятную окружающую среду.

Ответчик администрация городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направила, представитель по доверенности Зачепа Т.В. просила рассмотреть дело без ее участия, представила в материалы дела письменный отзыв, согласно которому просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что деятельность по обращению с безнадзорными животными относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, каких-либо государственных полномочий в данной сфере правоотношений органам местного самоуправления городского поселения «Вельское» не передавалось, осуществление деятельности органами местного самоуправления поселений по обращению с животных без владельцев, предусмотренные ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к их праву и не является обязанностью. Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области», которым предусмотрена обязанность по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению животных без владельцев возложена на инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области.

На судебное заседание представитель третьего лица ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных» не явился, просили рассмотреть дело без их участия, учреждением в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которого по результатам проверок приюта Новоселовой Е.В. различными государственными органами нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства установлено не было, животные стерилизованы, кастрированы, вакцинированы против бешенства, при необходимости лечение собак осуществляется специалистами учреждения.

Третье лицо Новоселова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, согласно представленного письменного отзыва возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что на территории железнодорожного тупика ею содержатся собаки, которые не являются безнадзорными, осуществляет за ними необходимый уход, медицинскую помощь, вакцинацию. Собаки содержатся в вольерах, земельный участок огорожен забором, их свободный выгул не осуществляется. Каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не установлено, необходимость передачи животных в муниципальную собственность отсутствует.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», наделяющими субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В то же время статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, которые обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

На основании статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 1 статьи 230 ГК РФ установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления (пункт 1 статьи 231 ГК РФ).

Исходя из статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером расположен железнодорожный путь длиной <данные изъяты> с кадастровым номером , собственником которого является Ф.И.О. (выписка из ДД.ММ.ГГГГ представлена <данные изъяты>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ). Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железнодорожный тупик, площадка для погрузки, выгрузки грузов.

Из письменного отзыва Новоселовой Е.В. следует, что по договоренности с собственником земельного участка, на данной территории содержится пункт временного содержания животных (приют). Собаки не являются безнадзорными, условия содержания животных в пункте временного содержания являются удовлетворительными, земельный участок огорожен высоким забором (высотой около <данные изъяты>), собаки содержатся в вольерах, вакцинированы и стерилизованы, в случае болезни проходят лечение, которые осуществляют специалисты ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», необходимость передачи животных в муниципальную собственность отсутствует.

Согласно акту осмотра питомника для содержания животных (собак) от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного <данные изъяты>, с участием представителей контролирующих органов, осмотрен земельный участок с кадастровым номером , расположенный вблизи <адрес>, с левой стороны относительно дороги на расстоянии около <данные изъяты>. За земельным участком на расстоянии около <данные изъяты> расположены железнодорожные пути. Вокруг участка густые заросшие травой кустарники, подъезд и проход содержится в надлежащем состоянии. Земельный участок огорожен деревянным забором, изготовленным кустарным способом из досок высотой около двух метров. На участке имеются раздельные постройки (вольеры) предназначенные для содержания собак, в количестве <данные изъяты>, в каждом из которых имеются утепленные фольгированным утеплителем будки на три собаки. На территории участка расположены две металлические печи для приготовления пищи для собак, имеется колодец. Земельный участок находится в надлежащем санитарном состоянии, отходы жизнедеятельности собак на участке отсутствуют. Собаки по территории питомника не бегают, содержатся исключительно в вольерах. Согласно сведениям <данные изъяты> расстояние от ближайшего жилого дома по адресу:г. <адрес> до первой постройки (вольера), расположенной на земельном участке составляет <данные изъяты> метров.

В ходе обследования вышеуказанного земельного участка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, комиссией администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области зафиксированы аналогичные сведения.

Решением Совета депутатов МО «Вельское» третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Вельское»».

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Вельское», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, согласно градостроительному регламенту находится в зоне <данные изъяты>, который допускает размещение приютов для животных.

Соблюдение законодательства при осуществлении деятельности приюта (пункта) временного содержания животных без владельцев, который содержит Новоселова Е.В. неоднократно проверялось контрольными (надзорными), правоохранительными органами по обращению граждан, в том числе, по заявлениям истцов. Указанные заявления в ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», администрацию городского поселения «Вельское», Совет депутатов городского поселения «Вельское», прокуратуру Вельского района, прокуратуру Архангельской области, Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру, ОМВД России по Вельскому району, Вельский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, Губернатору Архангельской области, инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области, Североморское межрайонное управление Россельхознадзора, Уполномоченному по правам человека в Архангельской области, полно, всесторонне и объективно проверены, некоторые из обращений направлялись по принадлежности в иные органы.

Согласно отзыву на исковое заявление ГБУ АО «Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных», различными государственными органами нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности приюта не установлено, в адрес Новоселовой Е.В. консультантом отдела государственного ветеринарного надзора инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием оформить карточки учета на животных, содержащихся в приюте, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или организовать юридическое лицо.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Новосеволой Е.В. инспекцией по ветеринарному надзору составлен протокол об административном правонарушении № , за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> РФ – несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Вместе с тем, неполное соответствие организованного Новоселовой Е.В. приюта требованиям законодательства, регулирующего осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, не может служить основанием для удовлетворения требований по настоящему иску.

Прокуратурой Вельского района, по результатам рассмотрения обращений, поступивших в ее адрес, установлено, что случаи укусов, совершенных собаками, на территории <адрес>, не регистрировались. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером осуществляемой деятельности не противоречат. Деятельность по приему и содержанию бездомных животных осуществляется Новоселовой Е.В. на общественных началах на протяжении ДД.ММ.ГГГГ. Какой-либо коммерческой составляющей в осуществляемой Новоселовой Е.В. деятельности не имеется, в связи с чем, организационно-правовой формы приют не имеет. Собаки, находящиеся на территории данного земельного участка, вакцинированы. Условия их содержания удовлетворительные. Собаки на территории приюта бесхозно не бегают, содержатся в вольерах. Нарушений федерального законодательства при содержании Новоселовой Е.В. животных не установлено. Сотрудниками прокуратуры совместно со специалистами ГБУ АО «<адрес> станция по борьбе с болезнями животных» ДД.ММ.ГГГГ неоднократно посещалась территория общего пользования в районе приюта, в результате чего фактов нахождения безнадзорных животных не установлено. Руководством прокуратуры района в 2023 году неоднократно проводились рабочие встречи с участием заинтересованных сторон, администрации городского поселения «Вельское» рекомендовано рассмотреть вопрос о предоставлении Новоселовой Е.В. земельного участка для размещения приюта для собак, местоположение которого будет отвечать интересам местных жителей. Данный вопрос в настоящее время находится в стадии проработки. Нарушений федерального законодательства в части доводов, изложенных в обращении Тулисовой О.В., не установлено, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено.

Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Архангельской области в рамках рассмотрения обращения Уполномоченного по правам человека в интересах жителей <адрес> о нарушениях законодательства при организации приюта в части оценки полноты исполнения полномочий ветеринарной инспекцией по Архангельской области, по результатам проведения надзорных мероприятий, нарушений законодательства не выявлено.

Из представленного ответчиком в материалы дела письменного отзыва и письменных доказательств следует, что спорный приют является единственным приютом на территории городского поселения «Вельское» и не отказывает в приеме в приют безнадзорных животных. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Новоселова Е.В. с заявлением об отказе от приобретения в собственность содержащихся у нее животных и о передаче их в муниципальную собственность не обращалась. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, является правом органов местного самоуправления городского поселения, а не обязанностью, государственные полномочия в рассматриваемой сфере правоотношений администрации городского поселения «Вельское» органами исполнительной власти Архангельской области не передавались.

При рассмотрении обращений Тулисовой О.В., Чеботаревой С.А., Субботовского А.В. <данные изъяты> нарушений действующего законодательства со стороны Новоселовой Е.В. не установлено.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ), данный Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Так согласно ст. 8 Закона № 498-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 498-ФЗ, приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными (ч. 3 ст. 16 Закона № 498-ФЗ).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Как следует из ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона № 131-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: 1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; 2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; 3) гуманного отношения к животным без владельцев; 4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; 5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; 6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 498-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 7 этого же Федерального закона предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 143 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно ч. 13 ст. 16 и ч. 7 ст. 18 Закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, в которых должны быть соблюдены установленные ст.ст. 9, 16 и 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, который должен содержать положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), установленных ст. 17 и ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Архангельской области утвержден постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп.

Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области (пункт 3).

В силу пункта 20 названного Порядка, в день поступления отловленных животных без владельцев в приют специалистом в области ветеринарии приюта осуществляется их первичный осмотр и оценка состояния здоровья (далее – первичный осмотр), в ходе которых определяется общее состояние здоровья животного без владельца, наличие или отсутствие клинических признаков инфекционных заболеваний, травм, установление признаков наличия владельцев (ошейники, микрочипы, жетоны, регистрационные знаки, специальные бирки (клипсы) с уникальным номером и иная информация о владельцах), а также устанавливается необходимость оказания животным без владельцев неотложной ветеринарной помощи.

Все поступившие в приют животные без владельцев после карантинирования и при отсутствии противопоказаний подлежат обязательному маркированию визуальными неснимаемыми и несмываемыми метками путем установки на ухе животного специальной бирки (клипсы) с уникальным идентификационным номером, который заносится в карточку учета (пункт 23).

После карантинирования и маркирования клинически здоровые животные без владельцев вакцинируются против бешенства (пункт 24).

В отношении отловленных животных без владельцев осуществляются лечебно-профилактические ветеринарные мероприятия. Указанные мероприятия осуществляются специалистами в области ветеринарии приюта или специалистами в области ветеринарии иных ветеринарных организаций, в том числе государственных ветеринарных организаций, с которыми приюты заключают договоры на оказание ветеринарных услуг (пункт 26).

Биологические материалы, полученные в результате стерилизации животного без владельца, и трупы животных без владельцев подлежат утилизации в соответствии с Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 29).

Указанным нормативным правовым актом также установлены требования к организации деятельности приютов.

Из пункта 34 Порядка следует, что приюты размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

Минимальными требованиями к организации деятельности приютов являются наличие: 1) вольеров (клеток, отсеков) для содержания и площадок для выгула животных без владельцев; 2) карантинного помещения; 3) ветеринарного пункта, оборудованного в том числе стационаром для животных без владельцев, в отношении которых осуществляются лечебно-профилактические мероприятия; 4) дезинфекционно-моечного помещения; 5) хозяйственного помещения для хранения кормов, обеспечивающего условия хранения, определенные изготовителем кормов, или кормокухни для самостоятельного приготовления кормов; 6) складом для хранения опилок, сена или иного подстилочного материала, инвентаря; 7) морозильными камерами для временного хранения биологических отходов; 8) помещением для работников приюта.

В соответствии с пунктом 41 данного Порядка территория приюта должна быть обнесена сплошным забором высотой не менее двух метров с цоколем, заглубленным в землю. Входы на территорию приюта оборудуются дезинфекционным ковриком. В случае если на территорию приюта осуществляется въезд транспорта, оборудуется дезинфекционный барьер. Проходы между вольерами (клетками, отсеками) должны составлять не менее двух метров и обеспечивать свободное и безопасное передвижение работников приюта, в том числе с другими животными, и иных лиц, имеющих право посещать приюты. Приют должен иметь централизованные, децентрализованные или иные системы водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, систему наружного освещения. Помещения приюта должны иметь естественное и искусственное освещение. Во всех помещениях приюта необходимо наличие вентиляции (естественной или принудительной).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п.п. 4.1, 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области «<адрес>» регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации отношений по поводу безнадзорных животных во многом сходно с регулированием отношений в связи с находкой, но не идентично ему. Так, лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника; на время розыска собственника животные могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия; по просьбе лица, задержавшего животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления; лицо, задержавшее животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за их гибель и порчу в пределах их стоимости (статья 230 данного Кодекса).

Следовательно, порядок обращения с безнадзорными животными и находкой различается обязанностью по обеспечению ответственного отношения к животным и их содержанию, что обусловлено как спецификой этих объектов гражданского права, так и гуманистическими началами в регулировании обращения с животными.

Данное регулирование, таким образом, основано на предположении, что у безнадзорного домашнего животного может быть владелец, и оно лишь временно оказалось без надзора. Определяя с учетом этого порядок действий после задержания животного, соответствующее регулирование в полной мере распространяется лишь на отношения, складывающиеся при задержании животного по инициативе лица, которое вправе, но не обязано совершить такое задержание, обнаружив безнадзорное домашнее животное. При этом лицо может руководствоваться жалостью или симпатией к животному, другими гуманными соображениями.

Используя понятие «безнадзорные животные» («безнадзорные домашние животные») в статьях 225 и 230 - 232 ГК Российской Федерации, законодатель не определяет его в данном Кодексе. В Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрыт и широко применяется термин «животное без владельца», обозначающий животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6 статьи 3). Данным Федеральным законом определена деятельность по обращению с животными без владельцев как включающая мероприятия по их отлову, в том числе транспортировку, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 2 статьи 3), а также установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в той же области, в том числе право первых наделять вторых отдельными полномочиями (статьи 7 и 8).

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установленный в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» механизм осуществления органами публичной власти деятельности в области обращения с животными без владельцев, содержащий конкретные меры, направленные прежде всего на обеспечение общественной безопасности и на формирование в обществе ответственного отношения к животным, напрямую не связан с предусмотренным пунктом 1 статьи 231 ГК РФ правилом о поступлении в муниципальную собственность безнадзорных животных и в принципе не затрагивает вопросов приобретения публично-правовыми образованиями права собственности на отловленных животных без владельцев.

Участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением части 3 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ путем создания муниципальных приютов для животных, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Такое право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, ограничено требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой такие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Новоселова Е.В. отказа от приобретения в собственность содержащихся у нее животных не заявляла, с какими-либо требованиями, заявлениями в администрацию городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области о принятии их в муниципальную собственность не обращалась, иные лица о своем праве на содержащихся у нее животных не заявили, таким образом, Новоселова Е.В. приобрела право собственности на данных собак.

Условия для содержания собак Новоселовой Е.В. созданы, их свободный выгул не осуществляется, производится своевременная вакцинация, стерилизация и лечение. Доказательств подтверждающих обратное, стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено и материалы дела не содержат. Доводы истцов и их представителя приведенные в судебном заседании, суд находит несостоятельными и не свидетельствующими о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку необходимых и достаточных доказательств желания для передачи в муниципальную собственность животных без владельцев из приюта (пункта временного содержания) Новоселовой Е.В. судом не установлено, истцами в материалы дела не представлено, кроме того, в материалах настоящего дела не имеется доказательств о наделении ответчика государственными полномочиями по участию в организации деятельности по обращению с животными без владельцев.

Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по отношению к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено, возложение обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания без определенных нормативными актами полномочий у ответчика по осуществлению организации деятельности по содержанию животных без владельцев, а также отсутствие источника и порядка финансирования проведения таких мероприятий у органа местного самоуправления, влечет за собой принятие неисполнимого судебного решения.

Учитывая, что истцам в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная за подачу иска в суд, не подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Тулисовой Ольги Валентиновны, паспорт серии , Доманиной М. В., паспорт серии , Петрюкштис О. Ф., паспорт серии , к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области, ИНН 2907010999, ОГРН 1052907034762 о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.Н. Мунтян

2-517/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрюкштис Ольга Федоровна
Доманина Марина Валерьевна
Тулисова Ольга Валентиновна
Ответчики
Администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области
Другие
Новоселова Елена Владимировна
ГБУ АО "Вельская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Мунтян Ирина Николаевна
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее